Руанда / Современность

В соответствии с решением ООН (от 27 июня 1962 года) о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди и образовании независимых государств Руанда и Бурунди 1 июля 1962 года была провозглашена независимая Руандийская Республика. Одновременно под контролем бельгийской администрации и спецкомиссии ООН состоялись выборы в Законодательное собрание Руанды; РДД-Пармехуту получило 80 % мест, сформировала новое правительство. Законодательным собранием (с ноября 1962 года — Национальное собрание) Грегуар Кайибанда (Gregoire Kayibanda), был избран президентом республики и сформировал новое правительство. Обострившиеся ещё в период «социальной революции» 1959 года межэтнические противоречия, подогреваемые борьбой за власть, и после провозглашения независимости периодически приводили к новым вспышкам насилия. В 1963 году Кайибанда вывел из правительства двух представителей тутси и, ссылаясь на необходимость национального единства, потребовал введения в стране однопартийной системы. С 1965 по 1973 годы РДД-Пармехуту фактически была правящей партией, присвоив себе единоличное право выдвигать кандидатов на парламентских и президентских выборах.

В 1973 году были запланированы безальтернативные президентские выборы, кандидатом на которых являлся Кайибанда. В июле 1973 года группа старших офицеров во главе с генерал-майором Ж. Хабьяриманой (министр национальной армии и госбезопасности в правительстве Кайибанды) совершила военный переворот. Г. Кайибанда, обвинённый в проведении политики национальной розни, в развале экономики, был арестован, правительство распущено. Хабьяримана, который возглавил образованный участниками переворота Комитет мира и национального единства (распущен в 1976 году), взял на себя функции президента республики. РДД-Пармехуту была распущена. В 1975 году создана партия (правящая и единственная в стране) Национальное революционное движение за развитие (НРДР). В 1978 году принята конституция республики; в том же году состоялись президентские выборы, на которых президентом был избран Ж. Хабьяримана; в 1981 году прошли выборы в Национальный совет развития (парламент). Правительство Хабьяриманы объявило принципом экономического развития страны «планируемый либерализм» — сочетание элементов планирования и государственного регулирования с частным предпринимательством; предусматривались значительные льготы иностранному капиталу.

Во внутриполитическом плане новое руководство стало ориентироваться на принцип «этнического равновесия». На практике это означало, что, при сохранении в политических и государственных структурах господствующей роли хуту, в них стали допускаться и представители тутси, для которых, с развитием в стране рыночных отношений, открылись также возможности активного участия в торгово-экономической деятельности.

В конце 1980-х годов, во многом под влиянием внешних факторов (условия предоставления западной экономической помощи), в стране начался процесс демократизации. По мере развития этого процесса в стране и за её пределами (среди беженцев — тутси) всё активнее проявлялись оппозиционные по отношению к правительству настроения, возникали политические организации, объединявшие противников режима Ж. Хабьяриманы. В конце 1980-х годов на территории Уганды был создан Руандийский патриотический фронт (РПФ), основу которого составили беженцы — тутси («бань-яруанда»). Политическая программа РПФ включала в себя требование о безусловной репатриации беженцев, а также ряд мер по реформированию страны на основах демократии и национального единства. В 1989–1990 годах при массированной поддержке Кампалы было сформировано «вооружённое крыло» РПФ — Руандийская патриотическая армия (РПА). В октябре 1990 года отряды РПА вторглись из Уганды на территорию Руанды и начали военные действия против правительственной армии, но были разбиты руандийскими вооружёнными силами.

В июне 1991 года была принята новая конституция Руандийской Республики и Закон о партиях, устанавливавшие в стране многопартийность и вводившие демократические принципы в политическую жизнь страны. Консультации между правящей партией — НРДР (с апреля 1991 года — НРДДР, Национальное республиканское движение за демократию и развитие) и другими партиями привели к созданию в апреле 1992 года переходного правительства с участием четырёх оппозиционных партий — Республиканское демократическое движение, Социал-демократическая партия, Либеральная партия и Христианско-демократическая партия. Были намечены также сроки проведения (не позднее апреля 1993 года) местных, парламентских и президентских выборов.

В мае 1992 года в Париже начались переговоры между представителями переходного правительства Руанды и РПФ об условиях прекращения огня между противоборствующими сторонами (с июля 1992 года переговоры проходили в Аруше, Танзания). 4 августа 1993 года мирные соглашения, получившие название Арушских, были подписаны обеими сторонами. Была определена дата (10 сентября) начала деятельности переходного правительства и установлен 22-месячный период, в течение которого РПФ должен был включиться в политическую жизнь страны, войдя в состав правительства и парламента, а затем участвовать во всеобщих многопартийных выборах.

Между тем обстановка в стране оставалась нестабильной. В намеченные сроки переходное правительство сформировано не было. Власти и оппозиция обвиняли друг друга в нарушении Арушских соглашений. 5 января 1994 года. Ж. Хабьяримана принёс присягу в качестве «переходного» президента и председателя правительства, однако ни само правительство, ни переходный парламент не начали свою деятельность ввиду неявки оппозиционных министров и депутатов. Ситуация политической неопределённости вновь вылилась в акты насилия, — в феврале 1994 года в межплеменных столкновениях в руандийской столице погибло несколько десятков человек.

6 апреля 1994 года в авиакатастрофе недалеко от Кигали погибли президенты Руанды и Бурунди — Ж. Хабьяримана и С. Нтариамира, возвращавшиеся на самолёте с региональной встречи в верхах в Дар-эс-Саламе (Танзания). По столице распространился слух, что президентский самолёт был сбит противниками Хабьяриманы, к которым относили прежде всего РПФ и другие оппозиционные группировки, представлявшие тутси. Сразу же после сообщений об авиакатастрофе президентская гвардия развязала репрессии против представителей оппозиции, а затем — и против всех тутси вообще. Репрессивные акции были поддержаны милицией «Интерахамве» и частью подразделений руандийской армии. Волна насилия, захлестнувшая руандийскую столицу, привела к гибели премьер-министра Агаты Увилингиимана, нескольких членов правительства, ряда руководителей оппозиционных партий и общественных организаций.

Массовые расправы над мирным населением в Кигали, а затем и в других руандийских городах привели к гибели более 500 тысяч руандийцев. Ещё сотни тысяч покинули родные места, спасаясь бегством как в другие районы страны, так и за пределы республики. Через месяц после начала кровопролития представители международных организаций оценивали в 2 млн число беженцев и перемещённых лиц — руандийцев (при тогдашней численности населения Руанды 7,5 миллионов человек). Речь шла, по существу, о гуманитарном кризисе, и именно так этот вопрос был сформулирован на заседании Совета Безопасности ООН 16 мая 1994 года, когда на нём была принята резолюция 917, предусматривавшая расширение миротворческого контингента в Руанде до 5,5 тысяч «голубых касок» и создание «зон безопасности» для перемещённых лиц и беженцев.

В середине июня возобновилось наступление РПА на севере республики, вызвавшее новую волну беженцев (на этот раз хуту). ООН согласилась с инициативой Франции (резолюция 929 СБ ООН от 22 июня 1994 года) о неотложном развёртывании, до прибытия основных миротворческих сил, в западной части Руанды французского контингента численностью до 2 тысяч военнослужащих. 23 июня в Чангугу высадились первые подразделения французских морских пехотинцев, призванных обеспечить безопасность беженцев и создать условия для работы международных гуманитарных организаций. Через «коридор безопасности» на территорию Заира (ДРК) двинулись сотни тысяч хуту, бежавших из Кигали и других районов страны.

4 июля отряды РПА овладели руандийской столицей. 19 июля в Кигали было приведено к присяге переходное «правительство национального единства» во главе с премьер-министром Фостэном Твагирамунгу (хуту, член партии РДД, назначен на этот пост в соответствии с Арушскими соглашениями). Из 17 министров переходного правительства 9 были тутси, а РПФ получила 8 мест. В тот же день вступил в должность президента республики член руководства РПФ Пастер Бизимунгу (хуту). Вице-президентом, министром обороны и главнокомандующим Руандийской патриотической армией (РПА) стал другой член руководства РПФ — Поль Кагаме (тутси), в руках которого и сосредоточилась вся реальная власть.

Новое правительство провозгласило своей целью восстановление мира и демократии в стране, оздоровление экономики и призвало всех беженцев к возвращению на родину. Одним из первых актов правительства была отмена так называемых «этнических удостоверений личности», в которых указывалась этническая принадлежность руандийцев. В конце ноября 1994 года была сформирована Национальная переходная ассамблея (парламент), 70 депутатских мест в которой были распределены, согласно Протоколу о взаимопонимании от 24 ноября 1994 года, между представителями восьми политических партий, армии и полиции. Принятый парламентом в мае 1995 года новый Основной закон республики установил срок действия переходного периода до середины 1999 года. К этому времени предполагалось провести всеобщие выборы, по результатам которых сформировать органы законодательной и исполнительной власти.

В начале июля 1994 года по решению ООН была создана комиссия по расследованию обстоятельств и масштаба событий апреля — июня того же года. Правительство заявило, что число жертв этих событий превысило 1 миллион человек (имелись в виду прежде всего представители этнической группировки тутси), а потому, по словам его представителей, необходимо вести речь о геноциде. В результате геноцида было убито от 500 тыс. до миллиона тутси и не согласных с действиями экстремистов хуту. Порядка 2 миллионов руандийцев покинули страну, бежав в Танзанию и Заир (ДРК). В Руанду пошёл поток международной помощи, предназначенной для обустройства возвращающихся беженцев, восстановления административных структур и решения неотложных социально-экономических проблем. За 5 лет на эти цели международным сообществом было выделено порядка 2 миллиардов долларов США — чуть меньше суммы бюджетов Руанды за тот же период. В 1995 году созданный ООН трибунал в Танзании начал процесс по делу геноцида в Руанде, к 2003 году было осуждено 17 человек. Процесс над обвиняемыми в геноциде проходил и в судах Руанды, к 2002 году было осуждено около 5 тысяч человек (обвинение предъявлялось более чем 120 тысячам человек).

Международная поддержка не могла, однако, решить все проблемы, стоявшие перед переходным правительством после победы РПФ в гражданской войне и вытеснения значительной части хуту (прежде всего — военнослужащих прежней армии и милиции «Интерахамве», а также членов их семей). Репатриация беженцев сопровождалась конфликтами по поводу возврата ранее принадлежавших им земель, жилья и другой собственности. Содержание в тюрьмах более 100 тысяч предполагаемых участников геноцида обходилось в 20 миллионов долларов США ежегодно. В стране катастрофически не хватало врачей, учителей, судей, среди чиновничества процветали коррупция и казнокрадство, в западных районах (префектуры Гисени, Рухенгери) активизировалась подрывная деятельность боевиков-хуту, совершавших вылазки с территории соседней ДРК (бывший Заир). В августе 1998 года Руанда вынуждена была ввести свои войска в пограничные с ней районы ДРК, чтобы уничтожить базы боевиков, что привело к конфликту с руководством этой страны.

Завершение в июле 1999 года пятилетнего переходного периода показало, что его основные задачи — прежде всего создание структуры демократических органов власти на основе всеобщих выборов — не были выполнены. Правительство решилось лишь на проведение в марте 1999 года выборов в низовые властные структуры. Переходный период был продлён ещё на 4 года (1999–2003 годы). Его основными целями были провозглашены завершение процесса национального примирения, восстановление внутренней безопасности, улучшение экономики, социальной сферы и установление демократической системы.

8 февраля 1999 года была проведена реорганизация правительства, в результате которой РПФ и тутси расширили своё представительство в нем. В январе 2000 года было заменено руководство (бюро) Национальной переходной ассамблеи во главе с её председателем Ж. Себарензи. В конце февраля того же года был назначен новый премьер-министр (бывший посол в России Б. Макуза), а после отставки 23 марта 2000 года президента П. Бизимунгу (по «личным мотивам») политбюро РПФ выдвинуло кандидатуру П. Кагаме на пост главы государства. 17 апреля на совместном заседании парламента и правительства П. Кагаме был избран президентом республики, а 22 апреля приведён к присяге и вступил в должность, став первым в истории независимой Руанды президентом-тутси. Бывший президент Бизимунгу, создавший оппозиционную партию, был арестован по подозрению в незаконной политической деятельности и в 2004 году осуждён.

26 мая 2003 года был проведён референдум по новой конституции, которую в течение 2 лет готовила Юридическая Конституционная комиссия, специально сформированная для этих целей парламентом и Советом министров республики. Конституция была одобрена абсолютным большинством голосов (93 %) пришедших к урнам руандийцев (87 % из 3,8 миллионов зарегистрированных избирателей). Конституция определила порядок проведения многопартийных выборов и формирования общенациональных органов власти.

25 августа 2003 года состоялись первые за 9 лет переходного периода общенациональные президентские выборы.

В голосовании приняли участие 80 % из 4 млн зарегистрированных избирателей. Из трёх кандидатов, претендовавших на пост главы государства, подавляющее большинство голосов (более 95 %) получил П. Кагаме. Президент стал всенародно избранным, а его партия — РПФ закрепила успех на многопартийных парламентских выборах, проходивших с 29 сентября по 2 октября 2003 года, где её кандидаты набрали 75,3 % голосов. Ещё две партии преодолели 5-процентный порог, необходимый для прохождения в Национальную ассамблею: Социал-демократическая партия набрала 12,3 % голосов, Либеральная партия — 10,6 %. Число партий, представленных в парламенте, уменьшилось таким образом с восьми до трёх.

9 августа 2010 года прошли вторые президентские выборы после тяжёлых времён геноцида. П. Кагаме вновь одержал победу.

Формально Руанда является демократическим государством, конституция гарантирует все основные права человека, свободу прессы и многопартийную систему. Фактически в Руанде власть осуществляется президентом и РПФ. Большую роль играет полиция, с помощью которой правительство контролирует различные оппозиционные проявления. В силу длительной гражданской войны между хуту и тутси обстановка до настоящего времени не является полностью стабильной, возможны новые выступления повстанческих группировок, базирующихся в ДРК, о чём свидетельствуют события ноября 2008 года.


←   Назад  |   Современность   |   Вперёд   →



 

Страны и народы. Происхождение названий / Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Содержит экслибрис. Откуда произошли названия современных государств? Как они соотносятся с названиями народов? Почему в русском языке есть двойные названия для одной и той же страны: Великобритания (Англия), Нидерланды (Голландия)? Эти и многие другие вопросыСтраны и народы. Происхождение названий
Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Содержит экслибрис. Откуда произошли ...
Очерки истории географии в России / В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об истории географии в России, связанных с деятельностью как выдающихся географов, так и малоизвестных до сих пор общественных и научных деятелей. История географии даётся на фонерасширения географических знаний о земной повОчерки истории географии в России
В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об ...
Путешествие длиною в жизнь / Автор учёный-этнограф посвящает свою книгу датскому полярному исследователю Кнуду Расмуссену, внёсшему вклад в географическое и этнографическое изучение Гренландии, канадской Арктики и Аляски. Книга познакомит читателя с биографией Кнуда Расмуссена, с его экспедициями, сыгравшими большую роль в компПутешествие длиною в жизнь
Автор учёный-этнограф посвящает свою книгу датскому полярному исследователю ...