Руанда / Современность

В соответствии с решением ООН (от 27 июня 1962 года) о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди и образовании независимых государств Руанда и Бурунди 1 июля 1962 года была провозглашена независимая Руандийская Республика. Одновременно под контролем бельгийской администрации и спецкомиссии ООН состоялись выборы в Законодательное собрание Руанды; РДД-Пармехуту получило 80 % мест, сформировала новое правительство. Законодательным собранием (с ноября 1962 года — Национальное собрание) Грегуар Кайибанда (Gregoire Kayibanda), был избран президентом республики и сформировал новое правительство. Обострившиеся ещё в период «социальной революции» 1959 года межэтнические противоречия, подогреваемые борьбой за власть, и после провозглашения независимости периодически приводили к новым вспышкам насилия. В 1963 году Кайибанда вывел из правительства двух представителей тутси и, ссылаясь на необходимость национального единства, потребовал введения в стране однопартийной системы. С 1965 по 1973 годы РДД-Пармехуту фактически была правящей партией, присвоив себе единоличное право выдвигать кандидатов на парламентских и президентских выборах.

В 1973 году были запланированы безальтернативные президентские выборы, кандидатом на которых являлся Кайибанда. В июле 1973 года группа старших офицеров во главе с генерал-майором Ж. Хабьяриманой (министр национальной армии и госбезопасности в правительстве Кайибанды) совершила военный переворот. Г. Кайибанда, обвинённый в проведении политики национальной розни, в развале экономики, был арестован, правительство распущено. Хабьяримана, который возглавил образованный участниками переворота Комитет мира и национального единства (распущен в 1976 году), взял на себя функции президента республики. РДД-Пармехуту была распущена. В 1975 году создана партия (правящая и единственная в стране) Национальное революционное движение за развитие (НРДР). В 1978 году принята конституция республики; в том же году состоялись президентские выборы, на которых президентом был избран Ж. Хабьяримана; в 1981 году прошли выборы в Национальный совет развития (парламент). Правительство Хабьяриманы объявило принципом экономического развития страны «планируемый либерализм» — сочетание элементов планирования и государственного регулирования с частным предпринимательством; предусматривались значительные льготы иностранному капиталу.

Во внутриполитическом плане новое руководство стало ориентироваться на принцип «этнического равновесия». На практике это означало, что, при сохранении в политических и государственных структурах господствующей роли хуту, в них стали допускаться и представители тутси, для которых, с развитием в стране рыночных отношений, открылись также возможности активного участия в торгово-экономической деятельности.

В конце 1980-х годов, во многом под влиянием внешних факторов (условия предоставления западной экономической помощи), в стране начался процесс демократизации. По мере развития этого процесса в стране и за её пределами (среди беженцев — тутси) всё активнее проявлялись оппозиционные по отношению к правительству настроения, возникали политические организации, объединявшие противников режима Ж. Хабьяриманы. В конце 1980-х годов на территории Уганды был создан Руандийский патриотический фронт (РПФ), основу которого составили беженцы — тутси («бань-яруанда»). Политическая программа РПФ включала в себя требование о безусловной репатриации беженцев, а также ряд мер по реформированию страны на основах демократии и национального единства. В 1989–1990 годах при массированной поддержке Кампалы было сформировано «вооружённое крыло» РПФ — Руандийская патриотическая армия (РПА). В октябре 1990 года отряды РПА вторглись из Уганды на территорию Руанды и начали военные действия против правительственной армии, но были разбиты руандийскими вооружёнными силами.

В июне 1991 года была принята новая конституция Руандийской Республики и Закон о партиях, устанавливавшие в стране многопартийность и вводившие демократические принципы в политическую жизнь страны. Консультации между правящей партией — НРДР (с апреля 1991 года — НРДДР, Национальное республиканское движение за демократию и развитие) и другими партиями привели к созданию в апреле 1992 года переходного правительства с участием четырёх оппозиционных партий — Республиканское демократическое движение, Социал-демократическая партия, Либеральная партия и Христианско-демократическая партия. Были намечены также сроки проведения (не позднее апреля 1993 года) местных, парламентских и президентских выборов.

В мае 1992 года в Париже начались переговоры между представителями переходного правительства Руанды и РПФ об условиях прекращения огня между противоборствующими сторонами (с июля 1992 года переговоры проходили в Аруше, Танзания). 4 августа 1993 года мирные соглашения, получившие название Арушских, были подписаны обеими сторонами. Была определена дата (10 сентября) начала деятельности переходного правительства и установлен 22-месячный период, в течение которого РПФ должен был включиться в политическую жизнь страны, войдя в состав правительства и парламента, а затем участвовать во всеобщих многопартийных выборах.

Между тем обстановка в стране оставалась нестабильной. В намеченные сроки переходное правительство сформировано не было. Власти и оппозиция обвиняли друг друга в нарушении Арушских соглашений. 5 января 1994 года. Ж. Хабьяримана принёс присягу в качестве «переходного» президента и председателя правительства, однако ни само правительство, ни переходный парламент не начали свою деятельность ввиду неявки оппозиционных министров и депутатов. Ситуация политической неопределённости вновь вылилась в акты насилия, — в феврале 1994 года в межплеменных столкновениях в руандийской столице погибло несколько десятков человек.

6 апреля 1994 года в авиакатастрофе недалеко от Кигали погибли президенты Руанды и Бурунди — Ж. Хабьяримана и С. Нтариамира, возвращавшиеся на самолёте с региональной встречи в верхах в Дар-эс-Саламе (Танзания). По столице распространился слух, что президентский самолёт был сбит противниками Хабьяриманы, к которым относили прежде всего РПФ и другие оппозиционные группировки, представлявшие тутси. Сразу же после сообщений об авиакатастрофе президентская гвардия развязала репрессии против представителей оппозиции, а затем — и против всех тутси вообще. Репрессивные акции были поддержаны милицией «Интерахамве» и частью подразделений руандийской армии. Волна насилия, захлестнувшая руандийскую столицу, привела к гибели премьер-министра Агаты Увилингиимана, нескольких членов правительства, ряда руководителей оппозиционных партий и общественных организаций.

Массовые расправы над мирным населением в Кигали, а затем и в других руандийских городах привели к гибели более 500 тысяч руандийцев. Ещё сотни тысяч покинули родные места, спасаясь бегством как в другие районы страны, так и за пределы республики. Через месяц после начала кровопролития представители международных организаций оценивали в 2 млн число беженцев и перемещённых лиц — руандийцев (при тогдашней численности населения Руанды 7,5 миллионов человек). Речь шла, по существу, о гуманитарном кризисе, и именно так этот вопрос был сформулирован на заседании Совета Безопасности ООН 16 мая 1994 года, когда на нём была принята резолюция 917, предусматривавшая расширение миротворческого контингента в Руанде до 5,5 тысяч «голубых касок» и создание «зон безопасности» для перемещённых лиц и беженцев.

В середине июня возобновилось наступление РПА на севере республики, вызвавшее новую волну беженцев (на этот раз хуту). ООН согласилась с инициативой Франции (резолюция 929 СБ ООН от 22 июня 1994 года) о неотложном развёртывании, до прибытия основных миротворческих сил, в западной части Руанды французского контингента численностью до 2 тысяч военнослужащих. 23 июня в Чангугу высадились первые подразделения французских морских пехотинцев, призванных обеспечить безопасность беженцев и создать условия для работы международных гуманитарных организаций. Через «коридор безопасности» на территорию Заира (ДРК) двинулись сотни тысяч хуту, бежавших из Кигали и других районов страны.

4 июля отряды РПА овладели руандийской столицей. 19 июля в Кигали было приведено к присяге переходное «правительство национального единства» во главе с премьер-министром Фостэном Твагирамунгу (хуту, член партии РДД, назначен на этот пост в соответствии с Арушскими соглашениями). Из 17 министров переходного правительства 9 были тутси, а РПФ получила 8 мест. В тот же день вступил в должность президента республики член руководства РПФ Пастер Бизимунгу (хуту). Вице-президентом, министром обороны и главнокомандующим Руандийской патриотической армией (РПА) стал другой член руководства РПФ — Поль Кагаме (тутси), в руках которого и сосредоточилась вся реальная власть.

Новое правительство провозгласило своей целью восстановление мира и демократии в стране, оздоровление экономики и призвало всех беженцев к возвращению на родину. Одним из первых актов правительства была отмена так называемых «этнических удостоверений личности», в которых указывалась этническая принадлежность руандийцев. В конце ноября 1994 года была сформирована Национальная переходная ассамблея (парламент), 70 депутатских мест в которой были распределены, согласно Протоколу о взаимопонимании от 24 ноября 1994 года, между представителями восьми политических партий, армии и полиции. Принятый парламентом в мае 1995 года новый Основной закон республики установил срок действия переходного периода до середины 1999 года. К этому времени предполагалось провести всеобщие выборы, по результатам которых сформировать органы законодательной и исполнительной власти.

В начале июля 1994 года по решению ООН была создана комиссия по расследованию обстоятельств и масштаба событий апреля — июня того же года. Правительство заявило, что число жертв этих событий превысило 1 миллион человек (имелись в виду прежде всего представители этнической группировки тутси), а потому, по словам его представителей, необходимо вести речь о геноциде. В результате геноцида было убито от 500 тыс. до миллиона тутси и не согласных с действиями экстремистов хуту. Порядка 2 миллионов руандийцев покинули страну, бежав в Танзанию и Заир (ДРК). В Руанду пошёл поток международной помощи, предназначенной для обустройства возвращающихся беженцев, восстановления административных структур и решения неотложных социально-экономических проблем. За 5 лет на эти цели международным сообществом было выделено порядка 2 миллиардов долларов США — чуть меньше суммы бюджетов Руанды за тот же период. В 1995 году созданный ООН трибунал в Танзании начал процесс по делу геноцида в Руанде, к 2003 году было осуждено 17 человек. Процесс над обвиняемыми в геноциде проходил и в судах Руанды, к 2002 году было осуждено около 5 тысяч человек (обвинение предъявлялось более чем 120 тысячам человек).

Международная поддержка не могла, однако, решить все проблемы, стоявшие перед переходным правительством после победы РПФ в гражданской войне и вытеснения значительной части хуту (прежде всего — военнослужащих прежней армии и милиции «Интерахамве», а также членов их семей). Репатриация беженцев сопровождалась конфликтами по поводу возврата ранее принадлежавших им земель, жилья и другой собственности. Содержание в тюрьмах более 100 тысяч предполагаемых участников геноцида обходилось в 20 миллионов долларов США ежегодно. В стране катастрофически не хватало врачей, учителей, судей, среди чиновничества процветали коррупция и казнокрадство, в западных районах (префектуры Гисени, Рухенгери) активизировалась подрывная деятельность боевиков-хуту, совершавших вылазки с территории соседней ДРК (бывший Заир). В августе 1998 года Руанда вынуждена была ввести свои войска в пограничные с ней районы ДРК, чтобы уничтожить базы боевиков, что привело к конфликту с руководством этой страны.

Завершение в июле 1999 года пятилетнего переходного периода показало, что его основные задачи — прежде всего создание структуры демократических органов власти на основе всеобщих выборов — не были выполнены. Правительство решилось лишь на проведение в марте 1999 года выборов в низовые властные структуры. Переходный период был продлён ещё на 4 года (1999–2003 годы). Его основными целями были провозглашены завершение процесса национального примирения, восстановление внутренней безопасности, улучшение экономики, социальной сферы и установление демократической системы.

8 февраля 1999 года была проведена реорганизация правительства, в результате которой РПФ и тутси расширили своё представительство в нем. В январе 2000 года было заменено руководство (бюро) Национальной переходной ассамблеи во главе с её председателем Ж. Себарензи. В конце февраля того же года был назначен новый премьер-министр (бывший посол в России Б. Макуза), а после отставки 23 марта 2000 года президента П. Бизимунгу (по «личным мотивам») политбюро РПФ выдвинуло кандидатуру П. Кагаме на пост главы государства. 17 апреля на совместном заседании парламента и правительства П. Кагаме был избран президентом республики, а 22 апреля приведён к присяге и вступил в должность, став первым в истории независимой Руанды президентом-тутси. Бывший президент Бизимунгу, создавший оппозиционную партию, был арестован по подозрению в незаконной политической деятельности и в 2004 году осуждён.

26 мая 2003 года был проведён референдум по новой конституции, которую в течение 2 лет готовила Юридическая Конституционная комиссия, специально сформированная для этих целей парламентом и Советом министров республики. Конституция была одобрена абсолютным большинством голосов (93 %) пришедших к урнам руандийцев (87 % из 3,8 миллионов зарегистрированных избирателей). Конституция определила порядок проведения многопартийных выборов и формирования общенациональных органов власти.

25 августа 2003 года состоялись первые за 9 лет переходного периода общенациональные президентские выборы.

В голосовании приняли участие 80 % из 4 млн зарегистрированных избирателей. Из трёх кандидатов, претендовавших на пост главы государства, подавляющее большинство голосов (более 95 %) получил П. Кагаме. Президент стал всенародно избранным, а его партия — РПФ закрепила успех на многопартийных парламентских выборах, проходивших с 29 сентября по 2 октября 2003 года, где её кандидаты набрали 75,3 % голосов. Ещё две партии преодолели 5-процентный порог, необходимый для прохождения в Национальную ассамблею: Социал-демократическая партия набрала 12,3 % голосов, Либеральная партия — 10,6 %. Число партий, представленных в парламенте, уменьшилось таким образом с восьми до трёх.

9 августа 2010 года прошли вторые президентские выборы после тяжёлых времён геноцида. П. Кагаме вновь одержал победу.

Формально Руанда является демократическим государством, конституция гарантирует все основные права человека, свободу прессы и многопартийную систему. Фактически в Руанде власть осуществляется президентом и РПФ. Большую роль играет полиция, с помощью которой правительство контролирует различные оппозиционные проявления. В силу длительной гражданской войны между хуту и тутси обстановка до настоящего времени не является полностью стабильной, возможны новые выступления повстанческих группировок, базирующихся в ДРК, о чём свидетельствуют события ноября 2008 года.


←   Назад  |   Современность   |   Вперёд   →



 

Земля Королевы Мод / Автор — участник пяти советских антарктических экспедиций — рассказывает о работе советских исследователей на станции Молодёжная, о сотрудничестве с японскими и бельгийскими полярниками, о работе геологов в горах Земли Королевы Мод, о жизни о антарктическом оазисе на советской станции НоволазаревскаЗемля Королевы Мод
Автор — участник пяти советских антарктических экспедиций — рассказывает о ...
В погоне за Мексикой / Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.В погоне за Мексикой
Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...