Израиль / Особенности исполнительной власти

За всю историю Государства Израиль было принято три закона, регулирующих деятельность правительства: Основной закон о правительстве 1968 года, Основной закон о правительстве 1992 года и Основной закон о правительстве 2001 года.

В 2001 году был принят новый Основной закон о правительстве (вступивший в силу в 2003 году), который отменил прямые выборы главы правительства, возвратив право его избрания парламенту. Согласно новому Основному закону о правительстве, после проведённого эксперимента с введением прямых выборов главы правительства в сочетании с сохранением его ответственности перед парламентом (не имеющим аналогов в мировой практике) Израиль возвратился к классической модели формирования исполнительного органа власти, принятой в парламентских республиках. В этом случае глава государства выбирает кандидата из числа депутатов победившей на выборах партии, которому поручает сформировать правительство, пользующееся поддержкой большинства в парламенте. В отличие от закона 1992 года, новый Основной закон о правительстве не обязывает кандидата на пост главы правительства быть лидером партии. Тем не менее обязанность быть депутатом Кнессета сохраняется. В то же время члены правительства могут и не быть членами Кнессета.

Как и все основные законы, имеющие учредительную природу, Основной закон о правительстве 2001 года может быть изменён только решением, принятым квалифицированным большинством членов Кнессета на пленарных заседаниях Кнессета в трёх чтениях.

С точки зрения процесса функционирования правительства принципиальное значение имеет сам порядок подбора министров, в котором существуют специфические особенности, определяющиеся тем, к каким политическим партиям или группировкам принадлежат будущие члены правительства. При формировании своего кабинета глава правительства старается больше включить в его состав представителей своей партии, особенно функционеров, оказавших ему значительную поддержку в период избирательной кампании. Кроме того, на подбор министров оказывает существенное влияние стремление главы правительства обеспечить по возможности более широкое представительство различных внутрипартийных группировок, влиятельных региональных отделений партии, различных общин или секторов населения, представляющих большие группы избирателей. Часто такой подбор министров диктуется возможностью заручиться как можно большим числом голосов избирателей в случае досрочных парламентских выборов. С другой стороны, влияние премьер-министра на подбор министров от партийных группировок, вошедших в коалицию с правящей партией и заключивших с ней предвыборный союз, сравнительно невелико. Иногда политические партии допускают избрание на пост министра в состав будущего правительства своего члена путём внутрипартийного голосования на конкурсной основе.

Законодательством прямо не установлен крут обязанностей правительства, количество и сферы ответственности конкретных министерств. Вместе с тем, действуя в качестве высшего органа исполнительной власти, правительство имеет исключительные полномочия по подписанию международных договоров и соглашений от имени государства, ратификация которых Кнессетом в этом случае не всегда является необходимым условием.

Глава правительства Израиля осуществляет руководство и общий контроль за всей деятельностью кабинета, устанавливает порядок его заседаний, процедуру принятия решений путём голосования и согласований. Решения правительства принимаются большинством присутствующих членов кабинета, а при равенстве голосов голос премьер-министра фактически является решающим, поскольку по объёму своих полномочий и влиянию премьер-министр — фактически ключевая фигура всего государственного механизма страны, от имени которого принимаются все значимые решения.

Глава Государства Израиль — президент — занимает скромное место в системе органов государственной власти. Его избрание происходит путём косвенных выборов на специальном заседании парламента. Выдвижение кандидатов на должность президента Израиля требует поддержки не менее 10 депутатов Кнессета, причём это выдвижение должно быть закончено не позднее чем за 10 дней до самой даты выборов. При этом любой депутат Кнессета вправе высказаться в поддержку только одного кандидата на должность президента страны.

Выборы президента осуществляются в несколько туров путём тайного голосования депутатов Кнессета. Если же в первом туре ни один из внесённых в список претендентов не набрал абсолютного большинства голосов депутатов, назначается второй тур голосования, куда допускаются все выдвинутые кандидаты. Если же и второй тур голосования не принёс требуемого результата, голосование продолжается и назначается третий тур, в котором кандидат, получивший в ходе предыдущего голосования наименьшее по сравнению с другими кандидатами количество голосов, отстраняется от участия в выборах. В данном случае израильским законодательством предусматривается своеобразное рейтинговое голосование. Если в третьем или последующих турах голосования два или более кандидатов получают равное количество голосов, голосование будет продолжено до тех пор, пока один из кандидатов не получит относительное большинство голосов депутатов, принимавших участие в голосовании.

Согласно законодательству, израильский президент не является главой исполнительной власти, а крут его полномочий невелик, значительная часть которых носит представительский характер: получение верительных грамот от аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств, назначение по представлению правительства дипломатических и консульских представителей Израиля за рубежом. В функции главы государства входит подписание международных договоров с участием Израиля после их ратификации Кнессетом. Президент Израиля имеет полномочия, связанные с назначением и смещением со своих постов судей религиозных судов, назначением Управляющего Банком Израиля, Председателя военно-апелляционного суда, Государственного контролёра Израиля и др.

Президент участвует в законодательном процессе, подписывая принятые Кнессетом законы. Предусмотрена обязательная контрасигнатура принятых законов со стороны главы правительства или соответствующего министра, по ведомству которого проходит данный закон. Без такой предварительной подписи этими должностными лицами принятого закона подпись президента будет недействительна. Фактически участие главы государства в законодательном процессе этим и ограничивается. Закон не предоставляет ему ни право вето на принятые Кнессетом законы, ни право законодательной инициативы.

Большинство специалистов по Израилю отводят президенту страны роль морального судьи, значение деятельности которого во многом зависит от самой личности, занимающей пост, чем от присущих ему прерогатив. При рассмотрении кандидатуры на пост главы государства значительное внимание уделяется тому, чтобы на эту должность выдвигались лица, имеющие большие заслуги перед израильским народом и пользующиеся в стране огромным авторитетом, поскольку в этом качестве они являются официальным символом Государства Израиль.

К настоящему моменту в Израиле сменилось 8 президентов. В июне 2007 года на семилетний срок президентом был избран известный политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Северная экспедиция / Записки гидрографического департамента. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1851 года (издательство «Санкт-Петербург»).Северная экспедиция
Записки гидрографического департамента. Воспроизведено в оригинальной ...
По центральной Яве / В этой книге в форме рассказа о приключениях индонезийского мальчика, которого превратности судьбы заставляют скитаться по различным районам Центральной части Явы и попадать к людям самых разнообразных профессий, автор знакомит читателей с природой, бытом и жизнью одной из самых густонаселённых частПо центральной Яве
В этой книге в форме рассказа о приключениях индонезийского мальчика, которого ...
Труды Тибетской экспедиции / Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889 и 1890 годах. Отчёт бывшего начальника тибетской экспедиции М. В. Певцова, действительного члена императорского русского географического общества.С картой и 40 фотографиями. Воспроизведено в оригинТруды Тибетской экспедиции
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...