Израиль / Средние века

В Средневековье большинство еврейских общин находилось под властью исламских государств и правителей. После образования арабского халифата в середине VII — начале VIII века нашей эры и распространения ислама на значительной территории Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании около 90 % всего тогдашнего еврейского населения оказалось в орбите влияния мусульманского мира. Евреи во многих районах халифата сумели сохранить внутреннюю автономию, религиозную и культурную самобытность. Не имея в этот исторический период своей государственности, они на протяжении веков поддерживали разветвлённые связи с наиболее авторитетными религиозно-правовыми центрами. Вплоть до XI века таким наиболее влиятельным центром были институты экзилархата и гаоната еврейской вавилонской общины. Ещё при первых праведных халифах евреи получили право селиться в Палестине и Сирии. Экономического процветания, политической и религиозной самостоятельности и культурного расцвета достигли еврейские общины в Испании, Египте, ряде городов Османской империи, Ирана, Афганистана и Средней Азии.

На территории Кордовского халифата в Испании (956–1031 годы) евреи получили статус самоуправляющейся общины, позволявший им занимать высокое общественное положение. Исторические документы свидетельствуют, что, несмотря на существование в ряде мусульманских стран ограничительного статуса «Ахль аз-зима» для немусульманского населения, евреи зачастую занимали престижные государственные посты, были владельцами крупных торговых домов, финансовых учреждений и ремесленных мастерских: среди евреев было немало придворных медиков, переводчиков, дипломатов, поэтов, прославленных учёных и философов. Некоторые из них (М. Маймонид, Нахманид, известный как Рамбан, Саадия Гаон, Иегуда а-Аеви, ибн-Эзра, ибн-Дауд, ибн-Шапрут, Шмуэль а-Нагид и др.) снискали всеобщую известность ещё при жизни. Как известно, средневековый исламский период стал эпохой интенсивного развития еврейской религиозной мысли, религиозного законодательства, синагогального ритуала и литургии, изучения Торы и Талмуда, а также других священных для иудаизма письменных памятников. Этот период в еврейской истории часто называют «Золотым веком».

Политика поощрения крестовых походов и разжигания антисемитских настроений, проводившаяся в XI–XIII веках. Ватиканом и правителями некоторых европейских государств, в том числе Англией, Францией, Германией и Италией, объективно делала евреев союзниками исламского мира. Так, после завоевания крестоносцами Иерусалима и уничтожения еврейской общины Святого Города евреи поддержали борьбу мусульманских правителей Сирии и Египта против государств крестоносцев. Вслед за разгромом Иерусалимского королевства крестоносцев в 1187 году эмир Салах ад-Дин издал указ о восстановлении еврейских общин Палестины и Иерусалима.

Реконкиста и антиеврейская направленность инквизиции в Испании и Португалии (XV века) обусловили массовое вытеснение евреев из стран Западной Европы. В некоторых городах Германии, Италии, Чехии и др. стран Европы образовались замкнутые еврейские гетто. Широкое распространение гонений и наветов на евреев привело к развитию мессианских движений в еврейской среде (А. Абульафия, Ш. Молхо, Д. Реувени, А. Лемлей, Шабтай Цви). В это время многие евреи переселялись из Европы в провинции Османской империи. При султане Сулеймане Великолепном (1520–1566 годы) поощрялось возрождение старых и образование новых религиозных, образовательных и культурных еврейских центров в странах Восточного Средиземноморья.

Если в мусульманских странах в еврейской общественной мысли Средневековья преобладал рационалистический подход к религии и толкованию религиозных источников, то в христианской Европе господствовали мистические направления, которые нашли концентрированное выражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма. Представители и того и другого направления исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о Сотворении мира и человека; на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире.


←   Назад  |   Средние века   |   Вперёд   →



 

Химические элементы Земли и Космоса / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «НХТИ»).Химические элементы Земли и Космоса
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Сибирь в Екатерининской коммиссии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.Сибирь в Екатерининской коммиссии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии.
Жизнь в пути / Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни провёл в путешествиях. Более 70 тысяч километров пути исхожено им по странам Азии и Африки. Его колоссальное рукописное наследие украшает многие книгохранилища мира. Имя его носят музеи, улицы научные общества АзербайджанЖизнь в пути
Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни ...