Литва / Религия и государство, роль религии в политике

Государственной религии нет.

По данным переписи 2001 года, католицизм исповедуют 79 % населения страны, 1,9 % являются приверженцами протестантизма (лютеранство и евангелическая церковь), а 4,1% — православия. 9,5 % населения не исповедуют никакой религии.

Государство поддерживает традиционные в Литве церкви и религиозные организации, которые получают определённые привилегии (в налоговой сфере и прочее). Государство гарантирует свободу мысли, вероисповедания и совести. Поддержку деятельности нетрадиционных религиозных организаций литовское государство ставит в зависимость от того, имеют ли они опору в обществе и соответствуют ли их учения и обряды законам и нравственности. Признанные государством церкви и другие религиозные организации обладают правами юридического лица.

Более позднее по сравнению с другими странами Европы принятие христианства в Литве предопределило возникновение своеобразного синкретизма христианства и языческих верований, отдельные элементы которого сохраняются в народном сознании по сей день. С другой стороны, католичество сыграло важную роль в складывании национальной идентичности литовского народа, предопределив раннее отчуждение литовцев от другого влиятельного религиозного центра — православной церкви. Успехи Контрреформации в Польше предопределили сохранение доминирующей роли католической церкви и в Литве, объединившейся с Польшей в 1569 году.

Отождествление западного христианства и западной традиции в целом особенно остро проявилось в годы советской власти, когда католическая церковь стала ведущей силой, координировавшей и вдохновлявшей борьбу с политическим режимом, временно оторвавшим Литву от западного ареала. В 1940-1950-х годах католический клир активно участвовал в поддержке антисоветского вооружённого сопротивления, а в дальнейшем, когда силовое сопротивление доказало свою бесперспективность и было сломлено, стал стержнем пассивного сопротивления (в том числе в форме диссидентства). Общая европейская тенденция к секуляризации общественной жизни, а также приоритетная ориентация на ценности Евросоюза, носящие преимущественно нерелигиозный характер, привели к тому, что сегодня роль религии в литовской политике невысока. Хотя в стране существуют христианско-демократические партии, их обращение к христианским ценностям носит в значительной степени традиционный характер.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Журнал «Природа». № 2 за 1932 год / «Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. Издаётся с января 1912 года до настоящего времени. Круг тем статей, публикаций журнала широк: философия естествознания, астрономия, физика, химия, геология с палеонтологией, минералогия, общая биология, зоология, ботаника, чЖурнал «Природа». № 2 за 1932 год
«Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. ...
В сумраке тропического леса / Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С иллюстрациями, картами. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. В этой книге показана жизнь непроходимых дебрей Амазонии, бассейна Конго и островов Индонезии, их растительный и животный мир. Необычайно разнообразна и краВ сумраке тропического леса
Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С ...
Бентос лососёвых рек Урала и Тимана / В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических исследований, проведённых на водотоках, стекающих с Тиманского кряжа и западного склона Уральских гор и входящих в систему основных лососёвых притоков крупных северных рек Печора, Мезень и Северная Двина. В работе изложБентос лососёвых рек Урала и Тимана
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...