Ватикан / Религия и государство, роль религии в политике

В Ватикане роль религии в политике является определяющей. Помимо экономических и политических интересов, внутри структуры элит Ватикана происходит разделение по идеологическому признаку. Разделение на группы и феномен полиидентичности неизбежно возникают в ситуации, когда догматическая база, сформированная тысячелетиями, за столетний период подвергается ревизии. Католические иерархи полностью осознают эту проблему и пытаются решить её. Так, Йозеф Ратцингер (Бенедикт XVI) назвал главной проблемой современности «диктатуру релятивизма» — сомнение в объективности веры. По мере того как границы церкви расширяются, растёт количество групп, зачастую имеющих полярные взгляды на основополагающие вопросы вероучения. Священники и миряне создают объединения для защиты своих интересов. Католические фракции превращаются в сообщества со своими СМИ и политической позицией.

Среди этих групп особым влиянием пользуются следующие:

Иезуиты. Основатель общества Иисуса — Игнатий Лойола (1491–1556) ставил своей целью создание монашеского ордена для распространения католицизма, борьбы с ересями и защиты интересов папства. Первоначально идея создания ордена была воспринята папой Павлом III скептически, однако уже через несколько десятилетий после создания орден приобрёл большое влияние в римской курии, не в последнюю очередь благодаря очень строгой кадровой политике. Орден осуществлял активную экспансию в эпоху Великих географических открытий и в итоге стал опасен для светских властей. В 1773 году он был расформирован, члены общества были изгнаны из Франции, Португалии и Испании. Восстановление ордена произошло в 1814 году для борьбы с революционными движениями и в дальнейшем — с социализмом.

Структура общества сочетает в себе строго иерархический принцип единоначалия с гибким подходом к управлению. Территориально Общество Иисуса делится на «провинции». Орден возглавляет генерал. Избрание происходит в Риме, куда собираются представители иезуитов из 112 стран мира, где действует общество.

Во все века своего существования орден пользовался методами, распространёнными среди специальных служб современных государств. Моральный релятивизм, жёсткая система индоктринации неофитов и стремление проникнуть во все сферы жизни разных стран привели к тому, что имя иезуитов приобрело во многих языках негативное значение.

Opus Dei. «Опус Деи» (Opus Dei) — это персональная прелатура Католической церкви, основанная в 1928 году.

С момента основания членами прелатуры были рабочие и студенты, то есть миряне, пытающиеся приобретать религиозный опыт в делах повседневной жизни. «Опус Деи» функционирует в 87 странах мира и насчитывает 1 654 прихода и центра пастырской опеки, 1 734 священника, 46 священников — действительных членов, 344 семинариста и 81 954 светских лица.

Организация обладает развитой системой пропаганды, спонсирует учебные заведения, готовит кадры для работы за рубежом. Среди членов прелатуры много влиятельных людей в Испании, Португалии и странах Латинской Америки.

Правовое регулирование осуществляется в соответствии с положениями кодекса канонического права 1983 года о прелатурах. Структура «Опус Деи» включает в себя отдельные принципы коллегиального управления, однако все важные вопросы решаются священниками-«нумерариями», которые принимают монашеские обеты. Наряду с нумерариями в состав организации входят и сверхштатные члены (супранумерарии), которые также принимают на себя определённые обязательства. Так, среди членов организации популярна практика перечисления значительной части своих доходов на нужды «дела»; супранумерарии осуществляют сбор информации, привлекают новых членов и негласно представляют организацию в светских учреждениях.

Прелатура сумела за несколько десятилетий своего существования приобрести огромный вес и влияние в официальной и неофициальной структуре власти Ватикана: например, Иоанн Павел II часто поддерживал её в различных начинаниях.

С декабря 2007 года представительство прелатуры открыто и в России.

Мальтийский орден (Суверенный Военный Орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосский и Мальтийский). Орден иоаннитов был основан в 1050 году в Святой земле для лечения прибывающих паломников и защиты их от нападений мусульман. В дальнейшем под влиянием военно-политической обстановки резиденция ордена переместилась на Кипр, затем — на Родос и в итоге — на Мальту.

Госпитальеры выполняли функцию сдерживающей силы, препятствуя проникновению турецкой угрозы в Европу. Высшего расцвета воинская слава Мальтийского ордена достигла в правление великого магистра Ла-Валетта (1557–1568), когда рыцарям удалось выдержать многомесячную осаду сил Османской империи. В 1779 году принят кодекс законов Мальтийского ордена (Codice del sacro militare ordine Gierosolimitano). Мальтийский орден потерял многие владения в Европе после Французской революции 1789 года и нашёл покровителя в лице российского императора Павла I. В настоящее время членами ордена являются потомственные дворяне и лица, занимающие высокие посты во многих государствах Европы (с 1961 года).

Мальтийский орден является государствоподобным образованием и ведёт активную международную политику в области дипломатии, благотворительности и защиты прав человека. В настоящее время резиденция ордена находится в Риме.

Орден имеет статус наблюдателя при ООН и поддерживает дипотношения с 81 государством.

Иные монашеские и военные духовно-рыцарские ордены. В структуре католической церкви видное место занимают монашеские ордены (бенедиктинцы, августинцы, доминиканцы, францисканцы, кармелиты и др.). Представители орденов долгое время осуществляли функцию духовников при крупных феодалах, однако позднее были вытеснены набравшим силу орденом иезуитов. Сильный удар по монашеским орденам нанесла Реформация. В настоящее время монашеские ордены занимаются в основном миссионерской работой и благотворительностью, оказывая на политические процессы опосредованное влияние.

Военные ордены, такие, как орден Храма, Тевтонский орден и Ливонский орден, создавались в Средние века для распространения католицизма на новых территориях.

Судьба орденов была различной. Некоторые были разгромлены из-за конфликта с монархами и католической церковью, некоторым удалось просуществовать до настоящего времени. Например, Тевтонский орден существует в сегодняшней Германии как чисто священнический. Отдельные духовно-рыцарские ордены в странах романской Европы создавались для решения конкретных политических задач в определённый исторический период и прекращали своё существование после выполнения предписанной миссии.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Занимательно о фитогеографии / В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, закономерностях их распространения, об истории и проблемах охраны и восстановления растительных ресурсов.Занимательно о фитогеографии
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...
Мир живого: системность, эволюция и управление / В книге на основе обобщения современных идей и научных открытий автор рассматривает вопросы сущности жизни и её носителей, структуры и функции живого, отношения организма и среды, эволюции (динамики) живых систем. Большое внимание уделяется генетическим аспектам, механизмам управления организмом, роМир живого: системность, эволюция и управление
В книге на основе обобщения современных идей и научных открытий автор ...
Внутреннее строение Земли и планет / Издание 1983 года. Сохранность хорошая. В книге популярно и то же время строго научно изложено современное состояние проблемы строения Земли, планет и Луны. Показана многоплановость современной геофизики и её обширный экспериментальный фундамент. Большое внимание в книге уделено разъяснению основныхВнутреннее строение Земли и планет
Издание 1983 года. Сохранность хорошая. В книге популярно и то же время строго ...