Ватикан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Поскольку правовая система Ватикана основана на каноническом праве (Codex Iuris Canonici), многие нормы являются современной интерпретацией римско-католического вероучения. Конституция 2000 года прямо не закрепляет католицизм в качестве государственной идеологии.

Со времён Августина Блаженного предпринимались попытки доказать, что римский епископ (Папа), как носитель абсолютной власти, превосходит любой территориальный авторитет. Таким образом, понтифик получает право решать любой вопрос, относящийся как к светской, так и к духовной сфере, а также делегировать любому лицу (например, светскому правителю) часть своих полномочий. Данная идеологическая концепция получила название папизма.

На сегодняшний день в рамках папизма существует целый ряд разнородных течений, которые находятся в скрытой оппозиции друг к другу. В частности, многие католические ордены, конгрегации и персональная прелатура хотя и придерживаются папизма, но во многих вопросах имеют противоположные интересы. Конфликты часто сопряжены с экономическими спорами и разделом сфер влияния как внутри Ватикана, так и во многих других странах мира.

Другим острым вопросом в условиях догматически закреплённого экуменизма остаётся межконфессиональный диалог и, в частности, проблема прозелитизма харизматических сект, особенно распространённого в Латинской Америке и Африке. В 1990-х годах епископы в этих регионах отмечали случаи массового перехода католиков в пятидесятничество, что вызвало очень резкую реакцию в Ватикане: в 1992 году Папа Иоанн Павел II назвал общины пятидесятников «голодными волками, расхищающими (католическое) стадо».

Отношения католицизма и ислама продолжают оставаться напряжёнными. Взрыв негодования в мусульманском мире вызвала речь Бенедикта XVI в университете немецкого города Регенсбурга 12 сентября 2006 года, в которой он процитировал слова византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принёс Мухаммед, и там будет лишь злое и бесчеловечное, вроде призыва распространять его веру силой меча».

Серьёзным вызовом единству католического вероучения стала синтетическая доктрина «теологии освобождения» (основоположники — Э. Камара и П. Фриере, теоретически объединившие левые идеи с либеральным католицизмом) с её требованиями социальной ответственности и активного вмешательства церкви в процессы, происходящие в современном мире. Приверженцы «теологии освобождения» признали допустимым участие в освободительной борьбе посредством богословских аргументов, ссылок на Священное Писание, папских энциклик и других религиозных документов. Сформировались различные течения в рамках «теологии освобождения»: умеренное крыло — «теология развития», и наиболее радикальное крыло — «теология революции». Течение «теологии освобождения» пресёк Папа Иоанн Павел II, публично осудивший любое отклонение от традиционной линии католицизма.

Практически все либеральные и гуманистические тенденции, набравшие силу в наши дни, коренятся в решениях Второго Ватиканского собора.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Сингапур / Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного государства, расположенного на перекрёстке морских путей из Индийского океана в Тихий. Это молодое государство за годы независимости стало одним из наиболее промышленно развитых в Юго-Восточной Азии. В книге рассказывается о пСингапур
Экономико-географическая характеристика Сингапура — небольшого островного ...
Геология СССР / Настоящий том является наиболее полной сводкой по геологическому строению Узбекистана. В первой книге рассматриваются история геологического изучения, физико-географические условия и стратиграфия. Территория Узбекской ССР характеризуется сложным геологическим строением. Её слагают разнообразные по вГеология СССР
Настоящий том является наиболее полной сводкой по геологическому строению ...
Рассказы об ученых и путешественниках / Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой книге своими воспоминаниями о выдающихся учёных и путешественниках, людях, с которыми его связывал «ветер дальних странствий», рассказывает он и о собственных экспедициях в Среднюю Азию и страны Зарубежного Востока.Рассказы об ученых и путешественниках
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...