Ватикан / Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты

Поскольку правовая система Ватикана основана на каноническом праве (Codex Iuris Canonici), многие нормы являются современной интерпретацией римско-католического вероучения. Конституция 2000 года прямо не закрепляет католицизм в качестве государственной идеологии.

Со времён Августина Блаженного предпринимались попытки доказать, что римский епископ (Папа), как носитель абсолютной власти, превосходит любой территориальный авторитет. Таким образом, понтифик получает право решать любой вопрос, относящийся как к светской, так и к духовной сфере, а также делегировать любому лицу (например, светскому правителю) часть своих полномочий. Данная идеологическая концепция получила название папизма.

На сегодняшний день в рамках папизма существует целый ряд разнородных течений, которые находятся в скрытой оппозиции друг к другу. В частности, многие католические ордены, конгрегации и персональная прелатура хотя и придерживаются папизма, но во многих вопросах имеют противоположные интересы. Конфликты часто сопряжены с экономическими спорами и разделом сфер влияния как внутри Ватикана, так и во многих других странах мира.

Другим острым вопросом в условиях догматически закреплённого экуменизма остаётся межконфессиональный диалог и, в частности, проблема прозелитизма харизматических сект, особенно распространённого в Латинской Америке и Африке. В 1990-х годах епископы в этих регионах отмечали случаи массового перехода католиков в пятидесятничество, что вызвало очень резкую реакцию в Ватикане: в 1992 году Папа Иоанн Павел II назвал общины пятидесятников «голодными волками, расхищающими (католическое) стадо».

Отношения католицизма и ислама продолжают оставаться напряжёнными. Взрыв негодования в мусульманском мире вызвала речь Бенедикта XVI в университете немецкого города Регенсбурга 12 сентября 2006 года, в которой он процитировал слова византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принёс Мухаммед, и там будет лишь злое и бесчеловечное, вроде призыва распространять его веру силой меча».

Серьёзным вызовом единству католического вероучения стала синтетическая доктрина «теологии освобождения» (основоположники — Э. Камара и П. Фриере, теоретически объединившие левые идеи с либеральным католицизмом) с её требованиями социальной ответственности и активного вмешательства церкви в процессы, происходящие в современном мире. Приверженцы «теологии освобождения» признали допустимым участие в освободительной борьбе посредством богословских аргументов, ссылок на Священное Писание, папских энциклик и других религиозных документов. Сформировались различные течения в рамках «теологии освобождения»: умеренное крыло — «теология развития», и наиболее радикальное крыло — «теология революции». Течение «теологии освобождения» пресёк Папа Иоанн Павел II, публично осудивший любое отклонение от традиционной линии католицизма.

Практически все либеральные и гуманистические тенденции, набравшие силу в наши дни, коренятся в решениях Второго Ватиканского собора.


←   Назад  |   Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты   |   Вперёд   →



 

Великие памятники природы / Великолепие природы разнообразно и неповторимо. Грохочущая стена воды Ниагарского водопада, столбы дыма вулкана Везувия, величавый поток ледника Фокс, таинственный Голубой грот, дорическая колонна Башни дьявола — разве все их перечислишь, эти любопытные памятники природы. Образно, с большой любовью Великие памятники природы
Великолепие природы разнообразно и неповторимо. Грохочущая стена воды ...
Воздух / На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные торнадо и свирепые ураганы; формы рельефа, буквально навеянные ветром; флюгеры, ветряные мельницы и ветровые энергетические установки; величественные парусные корабли и стремительные яхты; разнообразные духовые инструменВоздух
На страницах этой книги нашли своё отображение освежающие бризы, разрушительные ...
Журнал «Природа». № 2 за 1932 год / «Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. Издаётся с января 1912 года до настоящего времени. Круг тем статей, публикаций журнала широк: философия естествознания, астрономия, физика, химия, геология с палеонтологией, минералогия, общая биология, зоология, ботаника, чЖурнал «Природа». № 2 за 1932 год
«Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. ...