Армения / Местное управление и самоуправление

Согласно законодательству Республики Армения, управление областями (марзами) относится к сфере государственного управления, а на уровне общин (в более поздних документах используется понятие «муниципалитеты») реализуется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не являются частью органов государственного управления (ст. 70 закона «О местном самоуправлении»). Помимо конституции вопросы государственного управления в отношении областей регулируются законом «О государственном управлении в областях Республики Армения», указами президента и другими правовыми актами, включая постановления правительства.

Согласно п. 1 ст. 88 конституции, марзпеты (губернаторы) назначаются и освобождаются постановлением правительства, которые утверждаются президентом. Марзпеты реализуют территориальную политику правительства, координируют деятельность территориальных служб исполнительных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Губернаторы осуществляют в областях территориальную политику правительства в следующих сферах: финансы, градостроительство, жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт и дорожное строительство, сельское хозяйство и землепользование, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и спорт, охрана природы и окружающей среды, торговля, общественное питание и обслуживание. Они опираются на аппарат областных администраций (марзпетаранов), а также организаций областного подчинения. Кроме того, губернаторы координируют деятельность территориальных служб внутренних дел и национальной безопасности, обороны, связи, энергетики, чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, налоговых органов, а также территориальных служб республиканских исполнительных органов в других сферах. Будучи главными представителями правительства в областях, губернаторы подотчётны правительству и несут ответственность перед ним.

Вопросам местного самоуправления посвящена глава 7 конституции.

Согласно ст. 104 конституции, самоуправление осуществляется в муниципалитетах. Оно определяется как право и способность муниципалитета решать под собственную ответственность вопросы местного значения в соответствии с конституцией и законами в целях благополучия жителей.

Ст. 105 устанавливает, что полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, решению вопросов муниципального значения и иные полномочия по удовлетворению потребностей муниципалитета осуществляются муниципалитетом в качестве собственных полномочий. Часть собственных полномочий муниципалитета может устанавливаться законом в виде обязательных. В целях наиболее эффективного осуществления полномочий органов государственной власти эти полномочия законом могут быть делегированы органам местного самоуправления.

Источники финансирования муниципалитетов устанавливаются конституцией и законами (в частности, законом «О местном самоуправлении», принятом 7 мая 2002 года). Так, согласно ст. 106 конституции, муниципалитеты (в предусмотренных законом пределах) устанавливают местные налоги и пошлины и могут взимать платежи за оказываемые ими услуги. Делегированные муниципалитетам полномочия подлежат обязательному финансированию из государственного бюджета.

Органами местного самоуправления являются муниципальный совет (представительный орган) и руководитель муниципалитета, которые в установленном законом порядке избираются сроком на четыре года. Члены муниципалитета могут непосредственно участвовать в управлении его делами посредством решения вопросов муниципального значения на местном референдуме.

Согласно ст. 7 закона «О местном самоуправлении», глава муниципалитета (в городском муниципалитете — мэр города, в окружном муниципалитете Еревана — мэр округа, в сельском муниципалитете — сельский староста) официально представляет муниципалитет, является исполнительным органом муниципалитета.

Согласно ст. 109 конституции, правительство в установленных законом случаях может отрешить от должности руководителя муниципалитета на основании заключения Конституционного суда.

Ереван имеет особый статус среди административно-территориальных единиц Армении. Согласно ст. 108 конституции, Ереван определяется как муниципальное образование. Особенности местного самоуправления и формирования органов местного самоуправления в городе Ереване устанавливаются законом. Законом могут быть установлены прямые или опосредованные выборы мэра Еревана. До принятия указанного закона мэра Еревана по представлению премьер-министра назначает и освобождает от должности президент.


←   Назад  |   Местное управление и самоуправление   |   Вперёд   →



 

Геологические карты, их чтение и построение / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Геолразведиздат»).Геологические карты, их чтение и построение
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года (издательство «Петроград»).Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года ...
Курс землеведения / Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на владельческий переплёт. Прилагаются цветные карты. Сохранность хорошая. Андрей Николаевич Краснов (1862–1914) — ученик В. В. Докучаева, соратник и друг В. И. Вернадского, профессор Харьковского университета, известныйКурс землеведения
Санкт-Петербург, 1909. Типография Тренке и Фюсно. Оригинальная обложка наклеена на ...