Армения / Местное управление и самоуправление

Согласно законодательству Республики Армения, управление областями (марзами) относится к сфере государственного управления, а на уровне общин (в более поздних документах используется понятие «муниципалитеты») реализуется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не являются частью органов государственного управления (ст. 70 закона «О местном самоуправлении»). Помимо конституции вопросы государственного управления в отношении областей регулируются законом «О государственном управлении в областях Республики Армения», указами президента и другими правовыми актами, включая постановления правительства.

Согласно п. 1 ст. 88 конституции, марзпеты (губернаторы) назначаются и освобождаются постановлением правительства, которые утверждаются президентом. Марзпеты реализуют территориальную политику правительства, координируют деятельность территориальных служб исполнительных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Губернаторы осуществляют в областях территориальную политику правительства в следующих сферах: финансы, градостроительство, жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт и дорожное строительство, сельское хозяйство и землепользование, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и спорт, охрана природы и окружающей среды, торговля, общественное питание и обслуживание. Они опираются на аппарат областных администраций (марзпетаранов), а также организаций областного подчинения. Кроме того, губернаторы координируют деятельность территориальных служб внутренних дел и национальной безопасности, обороны, связи, энергетики, чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, налоговых органов, а также территориальных служб республиканских исполнительных органов в других сферах. Будучи главными представителями правительства в областях, губернаторы подотчётны правительству и несут ответственность перед ним.

Вопросам местного самоуправления посвящена глава 7 конституции.

Согласно ст. 104 конституции, самоуправление осуществляется в муниципалитетах. Оно определяется как право и способность муниципалитета решать под собственную ответственность вопросы местного значения в соответствии с конституцией и законами в целях благополучия жителей.

Ст. 105 устанавливает, что полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, решению вопросов муниципального значения и иные полномочия по удовлетворению потребностей муниципалитета осуществляются муниципалитетом в качестве собственных полномочий. Часть собственных полномочий муниципалитета может устанавливаться законом в виде обязательных. В целях наиболее эффективного осуществления полномочий органов государственной власти эти полномочия законом могут быть делегированы органам местного самоуправления.

Источники финансирования муниципалитетов устанавливаются конституцией и законами (в частности, законом «О местном самоуправлении», принятом 7 мая 2002 года). Так, согласно ст. 106 конституции, муниципалитеты (в предусмотренных законом пределах) устанавливают местные налоги и пошлины и могут взимать платежи за оказываемые ими услуги. Делегированные муниципалитетам полномочия подлежат обязательному финансированию из государственного бюджета.

Органами местного самоуправления являются муниципальный совет (представительный орган) и руководитель муниципалитета, которые в установленном законом порядке избираются сроком на четыре года. Члены муниципалитета могут непосредственно участвовать в управлении его делами посредством решения вопросов муниципального значения на местном референдуме.

Согласно ст. 7 закона «О местном самоуправлении», глава муниципалитета (в городском муниципалитете — мэр города, в окружном муниципалитете Еревана — мэр округа, в сельском муниципалитете — сельский староста) официально представляет муниципалитет, является исполнительным органом муниципалитета.

Согласно ст. 109 конституции, правительство в установленных законом случаях может отрешить от должности руководителя муниципалитета на основании заключения Конституционного суда.

Ереван имеет особый статус среди административно-территориальных единиц Армении. Согласно ст. 108 конституции, Ереван определяется как муниципальное образование. Особенности местного самоуправления и формирования органов местного самоуправления в городе Ереване устанавливаются законом. Законом могут быть установлены прямые или опосредованные выборы мэра Еревана. До принятия указанного закона мэра Еревана по представлению премьер-министра назначает и освобождает от должности президент.


←   Назад  |   Местное управление и самоуправление   |   Вперёд   →



 

Сирия / Сирийская Арабская Республика — государство, расположенное в западной части Азиатского материка. Сегодня сирийский народ решает сложные задачи экономического, социального и национального строительства. Автор рассказывает о природе, населении, о богатом историческом прошлом и современном экономическоСирия
Сирийская Арабская Республика — государство, расположенное в западной части ...
Маршрутами ХХ века / В книге тесно переплетаются две темы — описание экспедиционных геофизических исследований в некоторых районах Земли и изложение новейших фактов, теорий, гипотез о происхождении и дальнейшем развитии планеты, о сложных физико-химических процессах, происходящих в её недрах в наше время. Речь идёт такжМаршрутами ХХ века
В книге тесно переплетаются две темы — описание экспедиционных геофизических ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...