Армения / Конституционные основы, характеристика формы правления

Драматические события первых лет независимости Армении привели к тому, что разработка конституционных основ новой государственности осуществлялась с серьёзным запозданием. Новая конституция, провозгласившая Армению независимым демократическим государством, была принята на общенародном референдуме 5 июля 1995 года. Она устанавливала фактически президентскую систему правления, сбалансированную разделением властей (ст. 5), усиленную независимой судебной системой.

Конституция 1995 года вызывала резкую критику армянской оппозиции, особенно в части, касающейся перераспределения власти в пользу президента за счёт полномочий парламента. Критика в адрес конституции звучала и со стороны международных организаций, в частности Совета Европы. В результате в конце ноября 2005 года на референдуме были приняты поправки к конституции. Текст конституции с поправками 2005 года именуется в официальных источниках «второй конституцией» или конституцией 2005 года.

Согласно конституции 2005 года, президент является главой государства, гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности (ст. 49). Полномочия президента, в частности, регламентируются ст. 55. Так, глава государства подписывает в 21-дневный срок принятые Национальным собранием законы или возвращает их в парламент с возражениями или предложениями с требованием нового их обсуждения; в соответствии с пунктом 1 ст. 74 имеет полномочия по роспуску парламента, если тот дважды подряд в течение двух месяцев не одобряет программу правительства. Президент может распустить Национальное собрание по предложению председателя Национального собрания или премьер-министра, если: а) Национальное собрание в течение трёх месяцев очередной сессии не принимает решение по проекту закона, признанного постановлением правительства неотложным; б) в течение очередной сессии более трёх месяцев не созываются заседания Национального собрания; в) в течение очередной сессии более трёх месяцев Национальное собрание не принимает какого-либо решения по обсуждаемым им вопросам.

Президент имеет преимущественные по сравнению с другими ветвями власти полномочия при назначении Генпрокурора, председателя Центрального банка, председателя Контрольной палаты, членов Конституционного суда, формировании Совета правосудия, назначении членов Кассационного суда. В целом вопрос ответственности исполнительной власти в конституции прописан недостаточно чётко, что в некоторой мере ослабляет законодательную власть перед лицом президента и правительства. По сравнению с конституцией 1995 года «вторая конституция» Армении придала Национальному собранию больший вес при формировании правительства. Так, согласно ст. 55, президент на основании распределения депутатских мест в Национальном собрании и консультаций с депутатскими фракциями назначает премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, лицо, пользующееся доверием у наибольшего числа депутатов.

Парламент в политической системе Армении формально располагает серьёзными рычагами влияния на правительство, которое сейчас более независимо перед президентом, чем это было зафиксировано в конституции 1995 года. Вместе с тем президент имеет значительные полномочия в отношении парламента, включая роспуск при неодобрении программы правительства. Однако система разделения властей может оказаться формальностью, если и президентский пост, и большинство мест в парламенте контролирует одна партия (один блок). В таком случае возможен «захват» всей полноты законодательной и исполнительной власти одной политической силой, что, по утверждению некоторых иностранных и армянских наблюдателей, в Армении происходит на протяжении как минимум четырёх избирательных циклов, в том числе благодаря широкому использованию «административного ресурса». Довольно опасная ситуация возможна и при блокировании президента и правительства — такое «единогласие» может при определённой стратегии завершиться роспуском парламента.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Основы почвоведения. Эволюция почв / Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного французского учёного проф. Ф. Дюшофура: «Основы почвоведения» (изд. 2, Париж, 1965) и «Эволюция почв (опыт изучения динамики почвообразования)» (Париж, 1968). Эти работы представляют собой всеобъемлющую сводку современныхОсновы почвоведения. Эволюция почв
Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного ...
Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг) / Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому плану и охватывает географо-этнографическим описанием весь современный мир, все без исключения большие и малые страны. Первый том «Земля и человечество. Общий обзор» — вводный. Он рисует обобщённую картину современного миСтраны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг)
Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому ...
География мирового хозяйства / Книга видного зарубежного географа, профессора Цюрихского университета Г. Бёша представляет собой краткий очерк географии мирового хозяйства. Автор излагает материал в отраслевом разрезе, рассматривая поочерёдно размещение сельского хозяйства, тяжёлой индустрии, лёгкой промышленности и предприятий сГеография мирового хозяйства
Книга видного зарубежного географа, профессора Цюрихского университета Г. Бёша ...