НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Казахстан / НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния

Корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния играют существенную роль в политическом процессе в Казахстане, что «дополняет консенсусно-иерархические традиции» казахстанского общества (по версии Н. Назарбаева).

В Казахстане действует Республиканская трёхсторонняя комиссия по социальному партнёрству и регулированию социально-экономических и трудовых отношений (в соответствии с законом «О социальном партнёрстве в Республике Казахстан»). В ней представлены правительство; Федерация профсоюзов Республики Казахстан и Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана; Конфедерация работодателей Республики Казахстан и Конгресс предпринимателей Казахстана. Вырабатываемые ею генеральные соглашения имеют статус правовых актов, устанавливающих «общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в республике, для достижения политической стабильности, согласия и консолидации в обществе». В генеральном соглашении на 2005–2006 годов со стороны профсоюзов представлена также Конфедерация труда Казахстана, а со стороны работодателей — Евразийская промышленная ассоциация и Союз товаропроизводителей и экспортёров Казахстана. По данному соглашению стороны взяли на себя довольно большие обязательства в области социально-трудовых отношений, охраны труда и здоровья, осуществления социальной политики (в частности, не должна допускаться дискриминация казахстанских работников иностранными и отечественными инвесторами), в области экономической политики (например, совместно участвовать в повышении конкурентоспособности экономики, обеспечении динамичных и устойчивых темпов роста совокупного ВВП и тому подобного).

Большинство профсоюзов Казахстана объединены в две организации — Конфедерацию свободных профсоюзов Казахстана (КСПК) и Федерацию профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК). Общая численность членов ФПРК — около 3 млн человек, или 87,9 % всех работающих (на 1999 год).

Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана включает в свой состав ассоциацию профсоюзов лётного состава гражданской авиации; ассоциацию профсоюзов горняков; профсоюз работников здравоохранения; профсоюз работников образования и ещё 86 профсоюзов из разных отраслей национального хозяйства. В рядах КСПК — более 500 тысяч человек.

Фактически многие партии являются ничем иным как группами интересов и группами влияния. Так, поддерживающая президента Гражданская партия представляет собой влиятельную политическую группу, выражающую интересы казахстанских промышленников, в частности Евразийской промышленной корпорации, создающей почти 20 % ВВП страны.

Характерной чертой нынешнего этапа взаимодействия/соперничества политико-экономических групп интересов и влияния является то, что в него втянута и оппозиция, и основой этой схватки является её межклановый (внутриэлитный) характер.

На уровне официальных деклараций и документов, в частности в программе «Казахстан-2030», гражданскому обществу отводится весьма важная роль в достижении «демократизации общества» и «правления по закону». Однако на практике положение независимых СМИ, фактическая цензура и особенности законодательства по регулированию публичной сферы, усиливающаяся апатия граждан являются серьёзными препятствиями на пути оздоровления публичной сферы и развития гражданского общества.

Введённый в действие в 1998 году закон об общественных ассоциациях серьёзно ограничивает свободу собраний и предусматривает разрешительный порядок их проведения. Участие в несанкционированных собраниях и митингах может привести к аресту, заключению под стражу или штрафу. Статья 337 УК предусматривает серьёзное наказание за участие в незарегистрированных общественных организациях.

Создание организаций на этнических основаниях, имеющих целью политическую деятельность, запрещено. Конституция разрешает этническим группам создание национальных культурных центров для сохранения культурного наследия.

В Казахстане, являющемся светским государством, гарантируется свобода вероисповедания. В системе органов исполнительной власти существует государственный совет по делам религиозных объединений (в стране насчитывается 1 150 мусульманских и 229 русских православных общин).

Законодательство, регулирующее религиозную свободу, требует обязательную государственную регистрацию религиозных миссионерских организаций, запрещает «несанкционированную прозелитистскую активность» и деятельность мусульманских фундаменталистских организаций.

Правительство страны до последнего времени воздерживалось от активного вмешательства в деятельность НПО. Основными направлениями деятельности НПО (часто в содружестве с правительством) являются подготовка специалистов для осуществления экономических и политических реформ, в первую очередь реформы избирательной системы. Правительство более настороженно относится к деятельности НПО, которые занимаются защитой прав человека или вопросами нацменьшинств.

В последнее время власти пытаются процедурными мерами продемонстрировать свою озабоченность дальнейшим развитием НПО. Так, в июне 2005 года Н. Назарбаев обратился в Конституционный Совет по поводу соответствия конституции принятого парламентом закона «О деятельности филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан». В соответствии с этим законом вводится, в частности, обязательная аккредитация филиалов иностранных НКО в министерстве юстиции.


←   Назад  |   НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния   |   Вперёд   →



 

Николай Иванович Андрусов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1925 года (издательство «Известия академии наук»).Николай Иванович Андрусов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1925 года ...
Природные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии / Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов двух крупных смежных районов земного шара — зарубежных территорий Европы и Азии. Для них характерны не только чрезвычайная пестрота и разнообразие природных ресурсов, но и наличие государств с различными социально-экономическПриродные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...
Аргентина / Аргентина — одна из крупнейших и наиболее экономически развитых стран Латинской Америки, один из ведущих внешнеторговых партнёров СССР среди развивающихся стран. В доступной, научно-популярной форме автор рассказывает о природе, об особенностях исторического развития, о населении, хозяйстве, крупнейАргентина
Аргентина — одна из крупнейших и наиболее экономически развитых стран Латинской ...