Казахстан / Особенности исполнительной власти
Согласно ст. 64 конституции, исполнительную власть Республики Казахстан осуществляет правительство, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед президентом, а также подотчётно парламенту (в связи с неприятием внесённого правительством проекта закона премьер-министр может поставить вопрос о доверии правительству, и в случае выражения недоверия заявляет президенту об отставке, которую он может не принять) . Члены правительства подотчётны палатам парламента, который вправе принять обращение к президенту об освобождении от должности члена правительства в случае неисполнения им законов, хотя президент может отказаться от удовлетворения обращения (только в случае повторного обращения большинства депутатов член правительства будет освобождён от должности).
Правительство образуется президентом (ст. 65.). Предложения о структуре и составе правительства вносятся президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения премьер-министра. Особо подчёркивается, что члены правительства приносят присягу народу и президенту Казахстана. Согласно ст. 68 конституции, члены правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед премьер-министром за работу подчинённых им государственных органов. Член правительства, не согласный с проводимой правительством политикой или не проводящий её, подаёт в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности.
Полномочия правительства Казахстана имеют преимущественно технический характер (по сравнению с полномочиями президента) и заключаются в том, что правительство:
1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;
2) представляет парламенту республиканский бюджет и отчёт о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;
3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;
4) организует управление государственной собственностью;
5) вырабатывает меры по проведению внешней политики;
6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;
7) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов республики;
8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства;
9) выполняет иные функции, возложенные на него конституцией, законами и актами президента (ст. 66). Премьер-министр организует и руководит деятельностью правительства, персонально отвечает за его работу (ст. 67).
Формально президент не является главой исполнительной власти, но он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 40). К числу функций президента, согласно ст. 44 конституции, относятся: обращение с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики; назначение очередных и внеочередных выборов в парламент и его палаты; созыв внеочередной сессии парламента; подписание представленного сенатом парламента закона в течение одного месяца, обнародование закона либо возвращение закона или отдельных его статей для повторного обсуждения и голосования; после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе парламента, внесение на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуры премьер-министра; с согласия Мажилиса парламента назначение на должность премьер-министра; освобождение его от должности; определение по представлению премьер-министра структуры правительства, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, назначение на должности членов правительства; назначение на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождение от должностей членов правительства; председательство на заседаниях правительства по особо важным вопросам; поручение правительству внести законопроект в Мажилис парламента; отмена либо приостановление полностью или частично действия актов правительства и премьер-министра, акимов областей, городов республиканского значения и столицы; с согласия сената парламента назначение на должности председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и председателя Комитета национальной безопасности; освобождение их от должностей; образование, упразднение и реорганизация государственных органов, непосредственно подчинённых и подотчётных президенту, назначение на должности и освобождение от должностей их руководителей; назначение на должности сроком на пять лет председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, председателя и двух членов Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; утверждение государственных программ; принятие решения о проведении республиканского референдума; ведение переговоров и подписание международных договоров; в качестве Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами назначение на должность и освобождение от должности высшего командования Вооружённых Сил; осуществление помилования граждан; в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность, безопасность граждан находятся под серьёзной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента принятие мер, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных местностях чрезвычайного положения, применение Вооружённых Сил, с незамедлительным информированием об этом парламента республики; в случае агрессии либо непосредственной внешней угрозы безопасности введение на всей территории государства или в отдельных местностях военного положения, объявление частичной или общей мобилизации и незамедлительное информирование об этом парламента; формирование подчинённых ему Службы охраны президента и Республиканской гвардии; формирование администрации президента; формирование Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана и Высшего Судебного Совета и др.
Многие эксперты относят Казахстан к группе государств с неограниченной президентской формой исполнительной власти. В эту группу включены также все среднеазиатские государства СНГ. Термин «неограниченность» используется для описания исполнительных органов и вовсе не означает отсутствие каких бы то ни было демократических институтов. Большинство из стран с неограниченной президентской формой власти имеют краткую историю независимого существования, нуждаются в сильном харизматическом лидере как символе и скрепе своей независимости и государственности.
Общей особенностью таких государств является наличие авторитарного режима (разной степени жёсткости). Это результат отсутствия компетентности в выборе, которая обеспечивается эффективным функционированием многопартийной системой состязательного типа. Ещё одной особенностью таких государств является, как правило, более длительное пребывание лидеров у власти, модель не коалиционного, а однопартийного правительства, подотчётного президенту.
Несмотря на вышеперечисленные особенности, которые в целом присущи исполнительной власти Казахстана, было бы заблуждением характеризовать политическую систему этой страны как исключительно антидемократическую. В отличие от других государств с неограниченной президентской формой правления, Казахстан характеризуется политической и социально-экономической стабильностью, а его политическая система и дизайн институтов власти есть результат политических традиций, истории, культуры и значительных изменений за последние 15 лет. Несмотря на авторитарные тенденции, в целом политическая система Казахстана подвижна, а некоторая её жёсткость есть результат политического стиля президента Н. Назарбаева.
Впервые Н. Назарбаев был избран президентом Казахской ССР Верховным Советом в апреле 1990 года. 1 декабря 1991 года на всенародных выборах президента Республики Казахстан получил поддержку 98,7 % избирателей. В 1995 году в результате референдума президентские полномочия Н. Назарбаева были продлены до 2000 года. 10 января 1999 года Н. Назарбаев был избран президентом Республики Казахстан, получив 79,78 % голосов избирателей. 4 декабря 2005 года также были проведены президентские выборы, на которых за Н. Назарбаева проголосовали 91,15 % избирателей.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Центральная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
- Язык (языки)
- История Казахстана с древности до XVIII века
- Вхождение казахов в состав Российской империи
- Казахстан в советский период
- Казахстан в период перестройки и на рубеже XIX–XX веков
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Глава государства (президент) в 1990–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1991–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Конфликт между казахами и русскими
- Конфликт между казахами и этническими немцами
- Казахско-уйгурский конфликт
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в нижней палате по итогам парламентских выборов в Мажилис в 2007 году
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Казахстана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1949 года ...