Таиланд / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Законодательную власть осуществляет Национальное собрание, состоящее из двух палат: Палаты представителей и Сената, исполнительную — Король и Совет министров, судебную — система судов.

Король обладает полномочиями по отношению ко всем ветвям государственной власти. В области законодательной власти он подписывает законопроекты, принятые Национальным собранием. Король объявляет выборы в обе палаты Национального собрания, король имеет право распустить Палату представителей, официально объявив причину своего решения, Палата представителей не может быть распущена по одной и той же причине два раза подряд (ст. 108), король назначает лидером оппозиции в Палате представителей главу крупнейшей фракции или коалиции фракций, не участвующих в формировании Правительства (ст. 110), утверждает избранных председателей Палаты представителей и Сената и их заместителей (ст. 124), открывает сессию Национального собрания и имеет право продлить её (ст. 128). В области исполнительной власти Король назначает членов Избирательной комиссии по рекомендации Сената (ст. 229), назначает омбудсменов (их может быть не более 3) по рекомендации Сената (ст. 242), назначает членов Национальной комиссии по правам человека по рекомендации Сената (ст. 256), назначает премьер-министра и других министров, утверждённых половиной депутатов Палаты представителей (ст. 171–172), отправляет министров в отставку по рекомендации премьер-министра (ст. 183), объявляет чрезвычайное положение по рекомендации Совета министров (указ должен быть утверждён на совместном заседании двух палат Национального собрания на следующий день после подписания) (ст. 184), издаёт Королевские указы, имеющие силу подзаконных актов (ст. 187), объявляет военное положение (ст. 188), объявляет войну и заключает мир с согласия У3 депутатов Национального собрания (ст. 189–190), осуществляет назначения на высшие гражданские и военные посты (ст. 193). В области судебной власти Король имеет право помилования (ст. 191), он также назначает и увольняет судей (ст. 200).

Традиционно для парламентской монархии баланс полномочий ветвей власти смещён в сторону законодательной. Палата представителей влияет на состав кабинета министров; премьер-министр и Совет министров назначаются королём (ст. 171–172). Правительство несёт коллективную, а отдельный министр — индивидуальную ответственность перед Палатой представителей (ст. 178). Обсуждение вотума недоверия премьер-министру может быть предложено не менее 1/5 состава Палаты представителей, вотума недоверия отдельному министру — 1/6. Для окончательного принятия вотума недоверия требуется более половины голосов депутатов палаты (ст. 158–159).

Председатель Совета министров Таиланда обладает формальными полномочиями в области контроля над претворением в жизнь решений Национального собрания. Финансовые законопроекты, вносимые на рассмотрение парламента, должны иметь обязательный индоссамент премьер-министра. Совет министров в целом обладает правом законодательной инициативы (ст. 142).

Судебная власть отделена от законодательной и исполнительной, но наиболее важные назначения судей осуществляются королём с согласия Сената (ст. 200, 204).

Система разделения властей в Таиланде находится в стадии становления. Существуют многочисленные прецеденты свержения организованных в соответствии с демократическими принципами органов власти, а также игнорирования конституционных гарантий разделения властей. В то же время характерной особенностью системы разделения властей в Таиланде является её нацеленность на поиск компромисса и непрерывное взаимодействие всех ветвей власти даже в чрезвычайных обстоятельствах. Одновременно ключевым элементом механизма разделения властей является король, который обладает существенными полномочиями, особенно в сфере руководства страной во время политических или иных кризисов, а также фактически выполняет функции посредника между отдельными ветвями власти. Следует также особо отметить, что роль короля в политической системе не ограничивается рамками конституции. В реальности, в соответствии с параметрами традиционной политической культуры, влияние короля в политической жизни страны оказывается значительно шире, нежели это закрепляется формально.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Птицы советского Алтая / Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием фактического материала. Здесь впервые предлагается схема истории фауны центральных частей Азиатского материка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Издательство АН СССР»).Птицы советского Алтая
Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...
Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы / Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских летописей, хроник и других литературный памятников, восстановили картину экстремальных природных явлений на европейской части России за последнюю тысячу лет. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1988 года.Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы
Авторы, геофизик и историк, используя богатейший материал древнерусских ...