Корея, Республика / Корея в Древности и Средние века

Первые корейские государственные образования сформировались в период VII–V веков до нашей эры. Наиболее ранним из таких образований принято считать Древний Чосон. Вопрос о времени возникновения и точном местоположении Древнего Чосона спорен: вероятнее всего, он располагался в северо-западной части Корейского полуострова и территории южной Маньчжурии и существовал уже в VII веке до нашей эры. Согласно легенде об основателе царства Древний Чосон — Тангуне, датой основания Древнего Чосона принято считать 2333 год до нашей эры (на основании корейских средневековых литературных памятников). Известно о существовании в Чосоне наследственной монархической власти и, по-видимому, тогда же начал формироваться прообраз государственного аппарата, в целом характерный для раннегосударственных образований (отсутствовали чёткая система должностей и разделение ветвей власти).

Древний Чосон до объединения Китая под властью династий Цинь и Хань был независимым государством. Правители Чосона выступали своего рода посредниками между Китаем и северо-восточными землями, населёнными многочисленными племенами. Однако попытки китайских правителей захватить часть территории Древнего Чосона привели к обострению отношений, и к концу II века до нашей эры. Древний Чосон был завоёван китайцами (108 год до нашей эры). На его территории были образованы четыре китайских округа.

В I веке до нашей эры на территории Корейского полуострова образовались три государства: Когурё (на севере), Пэкче (на юго-западе) и Силла (на юго-востоке).

Государственная организация была подвержена сильному влиянию со стороны китайской политической культуры. Внутренняя организация Когурё, Пэкче и Силла была типичной для раннегосударственных образований. Верховная власть принадлежала вану (королю). К числу граждан относились родовая знать, воины и чиновники, а также лично свободные крестьяне-общинники, платившие налог в государственную казну; существовала также категория рабов (ноби) — как частных, так и государственных. Земля находилась в государственной собственности, хотя чиновникам могли быть пожалованы земли в частное владение (кормовой округ — сигып). Появилась система подготовки государственных чиновников (тхэхак), сложилась система чиновных рангов (в Пэкче — 16 рангов, в Когурё — 12 рангов, в государстве Силла — 18 рангов).

Большое влияние на развитие и формирование политических институтов оказывал китайский опыт, причём усилению этого воздействия способствовало конфуцианство, ставшее основной идейной доктриной для всех трёх государств. Конфуцианство и буддизм проникли в Когурё и Пэкче из Китая в IV веке нашей эры, а в VI веке буддизм стал официальной религией в государстве Силла.

Государство Силла, расцвет которого приходился на более поздний период по сравнению с Когурё и Пэкче, стало лидером в борьбе за гегемонию на полуострове. В середине VII века правители Силла в союзе с китайской династией Тан вели интенсивные войны с Когурё и Пэкче, в результате которых они ослабли, а государство Силла объединило значительную часть Корейского полуострова под своей властью. В 660 году войска Силла в союзе с танскими войсками разгромили армию Пэкче, в 668 году — Когурё. Отношения между объединённым королевством Силла и Китаем в дальнейшем носили мирный характер: Силла формально признало себя вассалом Китая.

В объединённом государстве Силла господствовала государственная собственность на землю, практиковались пожалования земель в частное владение за заслуги перед государством. Существовали как рента в форме товаров, так и государственная повинность в виде общественных работ и военной службы. Сформировалась чётко структурированная система государственного аппарата, существовала система органов центрального управления (министерства и подчинявшиеся им управления); государственные чиновники подразделялись на 18 рангов, в соответствии с которыми могли занимать те или иные государственные должности. Административное деление государства было организовано по китайскому образцу (области, округа, уезды).

В результате объединения корейских государств под властью Силла были стёрты различия в языке, обычаях и социальных институтах. Широкое распространение получил буддизм, который стал государственной религией (528 год). Конфуцианство и буддизм мирно сосуществовали. Конфуцианство оказывало влияние на политическое устройство государства, привнося с собой многочисленные элементы китайской политической культуры. Подготовка государственных чиновников к службе осуществлялась на основе изучения китайской конфуцианской литературы. В стране использовалась китайская письменность (для обозначения корейских слов).

С IX века наблюдается кризис центральной власти. Начался период раздробленности, продолжавшийся почти 150 лет. К концу IX — началу X века государство Силла потеряло значительную часть своей территории в результате борьбы между более не подчинявшимися центральной власти правителями. Одним из них был Ван Гон, основавший в 918 году государство Корё на севере страны, присвоив ему созвучное с некогда существовавшим Когурё название в целях обоснования легитимности нового государственного образования. Многие представители аристократии Силла поступили на службу к Ван Гону. В 935 году последний правитель Силла ван Кёнсун отрёкся от престола, и государство перешло под власть Корё.

В 949 году правителем Корё стал ван Кванджон, который провёл ряд преобразований, направленных на централизацию государственной власти. В частности, был принят закон об освобождении рабов (ноби), цель которого состояла в увеличении числа налогоплательщиков и получении поддержки низших слоев общества. Многие чиновники в тот период были выходцами из незнатных сословий. Система экзаменов на замещение чиновных должностей способствовала формированию нового класса гражданской бюрократии (сдавать экзамены имели право и свободные крестьяне). Социальная структура Корё предполагала возможность преодоления сословных барьеров: представители низших сословий получили возможность продвигаться по карьерной лестнице и занимать высшие должности. Структура государственного аппарата неоднократно претерпевала изменения за время существования Корё, приближаясь к структуре управления, существовавшей в Китае периода династии Юань (например, шестёрка министерств).

В конце X — начале XI века государство Корё вынуждено было отражать нападения киданей (империя Аяо, покорившая Северный Китай). Впоследствии наблюдалось осложнение отношений с другими кочевыми племенами. В начале XII века Корё столкнулось с племенами чжурчжэней, а в начале XIII века — с монгольскими племенами, которые навязали Корё соглашение о вассалитете и принудили правителей Корё выплачивать дань (1259 год). Период зависимости от монголов (точнее, образованной ими в Китае империи Юань) был очень тяжёлым для политической и экономической жизни страны. Корея служила плацдармом для подготовки вторжения в Японию: корейцы обеспечивали строительство судов и заготовку продовольствия.

После ослабления власти монголов в Китае в Корее произошёл раскол на сторонников монгольской династии Юань и новой династии Мин. В 1356 году приверженцы минской династии, которую возглавлял ван Конмин, сумели освободить территорию страны от монгольских войск. В 1388 году при помощи династии Мин, которая пришла к власти в Китае, генерал Ли Сон Ге заставил капитулировать промонгольское правительство. В 1392 году он был провозглашён основателем династии Ли, которая правила в Корее вплоть до 1910 году.


←   Назад  |   Корея в Древности и Средние века   |   Вперёд   →



 

Палеонтологический музей / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Палеонтологический музей
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Географический фактор в развитии общества / В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия общества и природы. Синтезировав огромный фактический материал по страноведению, истории, философии, этнографии, археологии, экономике, автор показывает, как по мере развития общества возрастает его заГеографический фактор в развитии общества
В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные ...
Карманная книга натуралиста и краеведа / Природу нашей великой Родины постоянно и планомерно изучает огромная армия различных специалистов. Но тем не менее объем задач по изучению природы так велик и поле работ так необъятно, что многое остаётся сделать и не специалистам — краеведам, любителям природы, начинающим натуралистам. В помощь им Карманная книга натуралиста и краеведа
Природу нашей великой Родины постоянно и планомерно изучает огромная армия ...