Пакистан / Религия и государство, роль религии в политике

В соответствии со ст. 2 конституции, ислам является государственной религией Пакистана. В ст. 31 государству вменяется в обязанность создать условия для соблюдения гражданами фундаментальных принципов ислама, а в ст. 40 — от государства ожидается поддержка и укрепление братских уз с мусульманскими странами на основе исламской солидарности. В девятой части конституции (ст. 227–231) декларируется обязательность соответствия всех законов предписаниям ислама, содержащимся в Коране и Сунне, и перечисляются задачи Совета исламской идеологии.

Ислам играет существенную роль в политической жизни. В стране действует большое число религиозно-политических партий и организаций.

Три четверти мусульман Пакистана придерживаются суннизма ханафитского толка (последователи юридической школы Абу Ханифы). Численность шиитов составляет около 20 % (по некоторым оценкам — до 30 %), менее 4 % принадлежат к общине ахмадия. Ахмадийцы в 1974 году второй конституционной поправкой были причислены к немусульманам.

С приходом к власти генерала М. Зия-уль-Хака исламизация стала основой государственной политики. Исламизации подверглись все сферы жизни пакистанского общества: конституционно-законодательная, политическая, внешнеполитическая, экономическая, социально-культурная. Опасаясь возникновения оппозиции в армии, Зия-уль-Хак поощрял распространение на неё исламских норм и предписаний.

В период после гибели Зия-уль-Хака правящие круги не отказались от использования ислама в политических целях. В Пакистане не существует секуляристских (в западном понимании) течений, движений и партий. Рассчитывающие победить на выборах политики должны учитывать фактор религии.

На почве религиозно-идеологических различий нередко возникают конфликты, перерастающие в вооружённые столкновения. В Пакистане за последние два десятилетия произошло много кровавых стычек между представителями различных течений в исламе. Экстремистские взгляды пользуются значительной популярностью в среде молодёжи.

У пакистанской элиты нет однозначной позиции по вопросу о том, какие группы исламистов следует нейтрализовать, а какие, наоборот, поддерживать. Конкретные действия диктуются тактическими соображениями и связаны с жёсткой борьбой внутри элитных кругов за влияние и власть.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...
Журнал «Природа». № 2 за 1932 год / «Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. Издаётся с января 1912 года до настоящего времени. Круг тем статей, публикаций журнала широк: философия естествознания, астрономия, физика, химия, геология с палеонтологией, минералогия, общая биология, зоология, ботаника, чЖурнал «Природа». № 2 за 1932 год
«Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. ...
Практикум по физической географии России / Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить программный материал, выработать и закрепить умение анализировать взаимосвязи между различными компонентами природы и природными территориальными комплексами, привить навыки самостоятельной работы с различными источниками географиПрактикум по физической географии России
Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить ...