Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Австрия / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Австрия является членом ООН (с 1955 года) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и другие). Австрия является членом ЕС, ВТО, ОЭСР, ОБСЕ, СЕ, ЦЕИ, ЕБРР, Интерпола и другие организаций.

В настоящее время Австрия продолжает придерживаться нейтрального курса во внешней политике, однако налицо и заметная эрозия нейтралитета в его изначальном варианте, поскольку страна участвует в оборонных инициативах Европейского Союза и программе НАТО «Партнёрство во имя мира». Государство сохраняет важную роль в сфере международного сотрудничества, чему способствует размещение в Вене штаб-квартир МАГАТЭ, ЮНИДО, ОПЕК, секретариата ОБСЕ и ряда других структур.

Европейское направление традиционно является ведущим в системе внешнеполитических контактов Австрии. С момента присоединения к ЕС в 1995 году страна активно участвовала в интеграционных процессах. Конфликтные ситуации в рамках ЕС с участием Австрии возникали в связи с успехами АПС на выборах и нежеланием австрийского руководства одобрить возможность вступления Турции в Евросоюз (в итоге согласие австрийцев всё же было получено).

На европейском направлении необходимо особо отметить отношения с ФРГ и государствами Восточной Европы.

ФРГ является одним из ведущих партнёров Австрии на целом ряде направлений. Австрийско-германский товарооборот значительно превосходит по своим объёмам экономическое взаимодействие Австрии с другими странами. В Австрии постоянно проживает и работает около 87 тысяч немцев из ФРГ, в ФРГ — почти 190 тысяч австрийцев. Немецкие туристы в Австрии ежегодно составляют до 60 % от общего числа туристов.

В 1989 году Австрия вместе с Италией, Югославией и Венгрией стояла у истоков Центрально-европейской инициативы (ЦЕИ), которая в настоящее время, помимо трёх государств-основателей и всех стран-преемниц Югославии, включает Албанию, Белоруссию, Болгарию, Чехию, Молдову, Польшу, Румынию, Словакию и Украину.

Организация была призвана интенсифицировать взаимодействие между странами региона и приблизить государства соцлагеря к западноевропейским стандартам. Одновременно ЦЕИ стала для австрийского бизнеса и банковского капитала инструментом проникновения в сопредельные страны в рамках конкуренции с ФРГ, однако, заняв значительные позиции в экономике стран ВЦЕ, австрийцы так и не стали там доминировать ввиду несопоставимости австрийского и немецкого экономического потенциала.

Сегодня согласование позиций и осуществление совместных проектов затрагивают значительное число областей, включающее сельскохозяйственную и энергетическую проблематику, развитие транспортной и туристической инфраструктуры, поддержку малого и среднего предпринимательства, научный и образовательный обмен, укрепление культурных связей, охрану окружающей среды, борьбу с организованной транснациональной преступностью, защиту интересов меньшинств и так далее.

В 2007 году заявление министра обороны Австрии о том, что угрозы ракетного удара со стороны Ирана не существует и, следовательно, размещение в Польше и Чехии элементов ПРО только провоцирует возвращение США и РФ к риторике холодной войны, подверглось критике со стороны чешского министра иностранных дел.

Учитывая значение «войн памяти» во внутренней политике Австрии, следует также особо упомянуть об отношениях республики с Государством Израиль. Австрия признала Израиль вскоре после его возникновения и с тех пор длительное время была вынуждена заниматься вопросом урегулирования имущественных претензий, поступавших в её адрес как от Израиля, так и от пострадавших от нацизма представителей еврейской диаспоры в других странах. Австрийское государство обвинялось в соучастии в преступлениях гитлеровского режима, что являлось, в представлении израильских политиков, поводом требовать от Австрии репарации, аналогичные тем, что выплачивала Израилю ФРГ. Оказав еврейскому государству экономическую помощь, Австрия сумела добиться снятия вопроса о репарациях, однако в дальнейшем приступила к выплате личных компенсаций (хотя и не в объёме полной стоимости утраченного имущества) еврейским собственникам, пострадавшим от реквизиций нацистов в Австрии.

Во второй половине 1940-х годов Австрия стала перевалочным пунктом для евреев из Восточной и Центральной Европы, которые направлялись на Ближний Восток и в США. Функция транзитного государства сохранилась за ней и в дальнейшем, поскольку, являясь посредником между капиталистическим Западом и соцлагерем, Австрия принимала на своей территории евреев, получивших право отъезда из СССР и других социалистических стран в Израиль. Следует отметить, что, оказавшись в Австрии, многие эмигранты находили способы перебраться в страны Западной Европы и США. В 1980-х годах Израиль был одним из главных инициаторов международной обструкции австрийского президента Курта Вальдхайма (в 1986 году из Вены был отозван посол Израиля), который в течение своего пребывания у власти не смог совершить ни одного визита в страны евроатлантического сообщества из-за службы в ВС Третьего рейха. В 2000-2003 году израильский посол отсутствовал в Вене уже по причине появления в австрийском правительстве представителей АПС. После отзыва посла в 2000 году Израиль также выразил недовольство словами федерального канцлера Вольфганга Шюсселя, заявившего в одном из интервью, что, хотя Австрия несёт изрядную долю ответственности за Холокост, она сама одновременно является первой жертвой нацизма (семью годами ранее канцлер Франц Враницки заметил, что Австрия стала союзницей Германии добровольно).

Важное место в австрийской внешней политике занимает и процесс ближневосточного урегулирования, в котором она активно участвует последние несколько десятилетий. Помимо политического направления, где австрийские представители действуют в рамках общего курса ЕС, Австрия поддерживает целый ряд проектов по развитию инфраструктуры Палестинской автономии. Исследователи ближневосточного направления внешней политики Австрии отмечают, что со времён правления федерального канцлера Бруно Крайски Австрия стояла скорее на позициях поддержки Палестины, что вызывало со стороны Израиля обвинения в отказе от нейтралитета.

Дипломатические отношения СССР с первой Австрийской Республикой были установлены в феврале 1924 года и прекращены в марте 1938 года после аннексии Австрии Третьим рейхом. В октябре 1945 года произошло восстановление дипотношений на уровне полпредств, которые в 1953 году были преобразованы в посольства.

Отношения Российской Федерации с Австрией развиваются позитивно. Поддерживаются политические контакты на высоком уровне, развиваются межпарламентские связи.

Договорно-правовая база российско-австрийских отношений включает как договорённости советского периода, адаптированные к новым условиям, так и соглашения, заключённые после 1991 года.

Основным документом в сфере двусторонних торгово-экономических связей является межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве от 8 ноября 1993 года. По данным Минэкономразвития России, в 2007 году товарооборот с Австрией составил 5,19 миллиарда долларов США (российский экспорт — 2,74 миллиарда долларов, импорт — 2,46 миллиарда долларов).

Основой российского экспорта являются энергоносители, в основном природный газ (более 90 % австрийского газового импорта), нефть и нефтепродукты. Осуществляются поставки цветных металлов, лесоматериалов, целлюлозы, фармацевтических и химических продуктов, оптики. Доля машин и оборудования в российском экспорте в Австрию остаётся крайне незначительной.

В российском импорте из Австрии преобладают готовые изделия, среди которых солидное место занимают машины и оборудование, включая металлургическое, контрольно-измерительные и медицинские приборы. Важными позициями российского импорта являются чёрные металлы и изделия из них, медикаменты, продовольствие, химические продукты, одежда и обувь, бумага и картон.

Накопленный объём австрийских инвестиций в России составляет 2 миллиарда долларов США. На российском рынке действуют более 1 200 австрийских фирм (150 имеют представительства в России) и около 500 предприятий с участием австрийского капитала. Почти 80 % австрийских капиталовложений приходится на непроизводственную сферу, в том числе предоставление торгово-посреднических, консультационных и информационных услуг. Остальные совместные предприятия заняты в металлургии, машиностроении, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей, медицинской и пищевой промышленности, в сфере строительства.

Россия и Австрия предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле в объёме Генерального соглашения по тарифам и торговле. Австрийская сторона поддерживает намерение России вступить в ВТО и ОЭСР.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Почвы Сталинградской губернии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года (издательство «ГИЗО»).Почвы Сталинградской губернии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1929 года ...
А дальше — шельф... / О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его природных богатств. Уже сегодня шельф в значительной степени удовлетворяет такие первейшие потребности человечества, как потребности в топливе, минеральном сырье и продуктах питания. Но именно здесь усилия разведчиков поА дальше — шельф...
О шельфе много говорят в связи с исследованиями Мирового океана и освоением его ...
Индонезия / Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития современной Индонезии. В ней отражены общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика эко­номики, особенности социально-экономического развития, рассказы­вается о положении трудящихся и др. Брошюра содержит маИндонезия
Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития ...