Австрия / Австрия после 1945 года
В 1945–1955 годы освобождённая от нацистов Австрия находилась под совместной оккупацией четырёх держав-победительниц, однако разделение на зоны оккупации не привело к созданию двух государств, как в случае с Германией.
В стране были восстановлены демократические институты, а в 1955 году был заключён Государственный договор, предусматривавший восстановление национального суверенитета. В том же году Австрия стала нейтральным государством, однако, в отличие от Швейцарии, вошла в состав ООН.
После окончания Второй мировой войны Австрия смогла довольно быстро восстановить нормальную работу экономического механизма (в том числе при поддержке США) и достичь высоких показателей хозяйственного развития и социального благополучия. Нейтральный статус избавил страну от необходимости нести расходы на «гонку вооружений» и тем способствовал сохранению значительных средств в гражданском секторе экономики. Он же позволил Австрии заработать значительный авторитет на международной арене в качестве посредника между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком.
Наследие Второй мировой войны оказывало и продолжает оказывать заметное влияние на внутренние процессы в Австрии. Довольно длительное время австрийцы испытывали комплекс вины, в чем-то схожий с аналогичным комплексом у немцев, поскольку именно их страна была родиной Гитлера и первым государством, ставшим жертвой его агрессивных планов и не оказавшим захватчикам никакого сопротивления. В связи с этим было распространено ощущение причастности к геноциду евреев. Австрия стала выплачивать компенсации пострадавшим и активно включилась в своеобразные «войны памяти», защищая доброе имя жертв Второй мировой. В стране были введены законы, преследующие, в частности, тех, кто, пытается отрицать общепризнанные масштабы или даже сам факт Холокоста.
Указанное отношение к прошлому иногда приводило к поляризации общества, поскольку пострадать могли те, кто принёс своей стране немало пользы (как бывший Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм, победе которого на выборах федерального президента Австрии в 1986 году сопутствовал скандал, связанный с его службой в вооружённых формированиях нацистской Германии).
В политической жизни Австрии сформировалась своеобразная фобия, выразившаяся в опасениях по поводу возможного возвращения во власть крайне правых и националистических сил, обусловленная воспоминаниями о столкновениях тридцатых и аншлюсе. Вместе с тем не было уделено должного внимания факту участия многих бывших приверженцев национал-социализма в создании в 1956 году крайне правой Австрийской партии свободы (в 1960-х годах партия смягчила свою программу). В Австрии не было проведено и полноценной денацификации по германскому образцу.
Геополитические и геоэкономические сдвиги конца 1980 — начала 1990-х годов имели большое значение для внутренней политики Австрии, непосредственно граничившей с рядом стран распадавшегося соцлагеря. Австрия стала первым государством Запада, которое в 1989 году открыло проход на границе для граждан Венгрии и других социалистических республик, стремившихся попасть по другую сторону «железного занавеса». В дальнейшем Австрия приложила все усилия к тому, чтобы превратиться в одного из ведущих экономических партнёров для соседних центрально-европейских стран, однако так и не сумела сравниться по объёмам инвестиций с несравнимо более мощной экономикой ФРГ.
Экономическая обстановка в стране заметно ухудшилась по сравнению с предыдущими годами в результате мероприятий властей, направленных на достижение параметров развития, обязательных для членов Европейского союза (Австрия присоединилась к нему в 1995 году). Дополнительной нагрузкой для страны в период реформ стал приток беженцев с Балкан.
Недовольство граждан сложившимся социальным и экономическим положением, а также присутствие в Австрии значительного числа трудящихся мигрантов из восточноевропейских стран привели к росту популярности Австрийской партии свободы (АПС) во главе с Йоргом Хайдером, который выдвинул популистские лозунги высылки иностранной рабочей силы, подрывавшей позиции местных трудящихся. На парламентских выборах 1999 года АПС заняла второе место после Социал-демократической партии Австрии и смогла получить порядка половины мест в коалиционном правительстве с Австрийской народной партией.
Хайдер воспринимался как политик неофашистского толка и большинством населения своей страны, и за рубежом. Он был вынужден уйти с поста руководителя партии после того, как в 2000 годы страны ЕС ввели против Австрии санкции, настаивая на недопущении во власть сил, подобных АПС. На первый план вновь вышла идея об угрозе правого реванша, дополнительно усиленная отзывом посла Израиля. В стране прошли акции протеста против участия членов АПС в правительстве.
Санкции были прекращены в том же году, когда стало очевидно, что подобное давление интеграционного объединения на одно из государств-членов может дискредитировать сам ЕС (в частности, вмешательство Евросоюза в австрийский политический процесс резко усилило позиции противников присоединения к ЕС в Швейцарии). Кроме того, свою роль сыграли и ответные угрозы со стороны самой Австрии, руководство которой пообещало сорвать процесс расширения и реформирования Евросоюза с помощью права вето.
Дополнительные опасения у европейской политической элиты и некоторых аналитиков вызвало то обстоятельство, что вслед за победой АПС её единомышленники оказались в составе правящих коалиций ещё в нескольких странах Европы (Нидерландах, Италии, Португалии и Дании). Вскоре, однако, стало ясно, что правые популисты не сумели воспользоваться плодами своих побед и воплотить в жизнь свои замыслы, уступив в политической искушённости коалиционным партнёрам из больших партий и погрузившись во внутрипартийные конфликты.
← Назад | Австрия после 1945 года | Вперёд →
- Страны мира
- Европа
- Западная Европа
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1975–2000 годах
- Язык
- Австрия в древности и Средние века
- Австро-Венгрия
- Первая Австрийская республика
- Австрия после 1945 года
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты Второй Республики) в 1945–2015 годах
- Главы правительства (федеральные канцлеры Второй Республики) в 1945–2015 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном совете по итогам выборов 2008 года
- Представительство политических партий в Федеральном совете по состоянию на март 2009 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Австрии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Австрии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор учёный-этнограф посвящает свою книгу датскому полярному исследователю ...