Центральноафриканская Республика / Особенности судебной власти

В конституции ЦАР проводится разграничение между Конституционным и Верховным судом (их полномочиям отведены специальные разделы конституции) и собственно судебной властью, в которую входят Кассационный суд, Государственный совет, Счётная палата, Суд по спорам о подсудности дел и суды ЦАР.

Конституционный суд состоит из 9 членов, среди которых должно быть не менее 3 женщин. Члены Конституционного суда избираются на семилетний срок без возможности продления своих полномочий. Все кандидаты на должность судей Конституционного суда должны обладать опытом работы в сфере права не менее 10 лет. В Конституционный суд входят: 2 представителя магистратов, избираемые своими коллегами, 1 адвокат, избираемый своими коллегами, 2 специалиста в области права, избираемые своими коллегами, 2 члена, назначаемые президентом республики, а также 2 члена, назначаемые председателем Национального собрания.

Из своего состава члены Конституционного суда избирают председателя и его заместителя.

В обязанности Конституционного суда входит надзор за ходом избирательного процесса, подсчёт и оглашение результатов выборов, а также за проведением референдумов и оглашение их результатов. Кроме того, Суд разрешает конфликтные ситуации, возникающие между законодательной властью, исполнительной властью и органами местного самоуправления в ходе законодательного процесса. Конституционный суд также рассматривает запросы о соответствии конституции обыкновенных и органических законов — как принятых, так и находящихся в стадии принятия, — а также внутреннего регламента Национального собрания.

Решения Конституционного суда не подлежат обжалованию и обязательны для исполнения «государственной властью, административными и судебными властями, равно как и всеми физическими и юридическими лицами» (ст. 77).

Судебной власти посвящён разд. VII конституции. Судебная власть является независимой и осуществляется «от имени центральноафриканского народа».

Кассационный суд состоит из трёх палат (палата по уголовным делам, палата по гражданским и торговым делам, палата по трудовым делам и вопросам социального законодательства). Кассационный суд даёт свою оценку по юридическим вопросам, которые выносятся на его рассмотрение президентом республики либо председателем Национального собрания. Также Кассационный суд может по собственной инициативе давать рекомендации по реформе законодательства страны.

Государственный совет является апелляционной судебной инстанцией по решениям административных судов. Государственный совет даёт свою оценку по любым административным вопросам, которые вносятся на его рассмотрение президентом страны либо председателем Национального собрания. Также Государственный совет может вносить предложения по вопросам своей компетенции.

Счётная палата является компетентным судебным органом по надзору за государственными счетами, счетами органов местного самоуправления и государственных предприятий. Решения Счётной палаты могут быть пересмотрены Государственным советом.

Суд по спорам о подсудности дел (Un Tribunal des Conflits) является непостоянным судебным органом. Данная инстанция занимается разрешением споров, возникающих между органами судебной и исполнительной властей.

Порядок деятельности и способы формирования Кассационного суда, Государственного совета, Счётной палаты и Суда по спорам о подсудности дел определяются органическими законами.

Верховный суд [La Haute Соиг de Justice) является органом по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами. Он действует на непостоянной основе и состоит из 6 магистратов и 6 депутатов Национального собрания, избираемых своими коллегами на тайном голосовании. Верховный суд рассматривает дела государственных должностных лиц, обвиняемых в совершении государственной измены. Актом государственной измены, по конституции, является нарушение присяги, убийство по политическим мотивам, а также любые действия, которые идут вразрез с высшими интересами нации.

Президент республики может быть привлечён к ответственности за государственную измену только решением Национального собрания, за которое проголосовало не менее 2/3 депутатов.

В стране также действуют традиционные суды, где правосудие осуществляют деревенские вожди, опирающиеся на нормы традиционного права. Кроме того, судебный аппарат, за исключением столицы, не полностью укомплектован.


←   Назад  |   Особенности судебной власти   |   Вперёд   →



 

Мировой океан и человечество / В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых проблем хозяйственного освоения природных ресурсов Мирового океана. Это новая книга как в отечественной, так и в зарубежной литературе, дающая всестороннее освещение проблемы использования богатств океана и его будущего. ВМировой океан и человечество
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...
Функционирование системы озеленённых территорий крупных городов Нижнего Поволжья в условиях техногенной нагрузки / Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном в послевоенные годы и в настоящее время в связи с техногенной нагрузкой не выполняют свою многофункциональную роль. Повсеместно наблюдается недостаток озеленённых площадей, отсутствует система озеленённых территорий, вклФункционирование системы озеленённых территорий крупных городов Нижнего Поволжья в условиях техногенной нагрузки
Зелёные насаждения населённых пунктов Нижнего Поволжья закладывались в основном ...
География Индии / В книге «География Индии» автор подробно и обстоятельно освещает вопросы, связанные с физико-географической и экономической характеристиками Индии. Во всех разделах книги, в частности в главах, посвящённых отдельным географическим районам, автор даёт обильный фактологический материал, основанный в бГеография Индии
В книге «География Индии» автор подробно и обстоятельно освещает вопросы, ...