Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Кувейт / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Кувейт является членом ООН (с 1963 года) и ряда её специализированных учреждений, включая Всемирный банк, МВФ, ВТО; Лиги Арабских Государств (с 1961 года), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Движения неприсоединения, ОИК, ОПЕК (с 1960 года), Африканского Банка Развития, Арабского Фонда Экономического и Социального Развития, Арабского Валютного Фонда, Совета Арабского Экономического Единства, Экономической и Социальной Комиссии для Западной Азии, Группы 77, Исламского Банка Развития, Организации арабских стран — нефтеэкспортёров.

В действующей конституции Кувейта заложены следующие фундаментальные принципы его внешней политики: запрет агрессивной войны, деятельность в поддержку мира в планетарном масштабе и территориальной целостности государства, защита суверенитета страны, приверженность ценностям арабо-мусульманской цивилизации и прогрессу всей человеческой цивилизации в целом. Запрещена выдача лиц, покинувших свою страну по политическим мотивам.

Главными контрагентами Кувейта на международной арене являются развитые страны Запада и арабские государства. Внешнеполитический курс страны представляет собой результат балансирования между двумя этими группировками, имеющими практически равное значение для эмирата, однако по многим важным вопросам занимающими разные позиции. Отмечается, что после войны 1990–1991 годов в основе внешней политики Кувейта лежит задача поиска оптимальной модели национальной безопасности, причём для этой модели центральную роль неизбежно играют Соединённые Штаты Америки (в настоящее время осуществляется порядка 98 американо-кувейтских военных контрактов на общую сумму в 6,84 миллиарда долларов).

Вторым по значимости компонентом становится система региональной безопасности, которая во время событий в Персидском заливе проявилась в участии Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Омана, Египта и Сирии в боевых действиях по освобождению Кувейта. Кроме того, оборонительное соглашение 1991 года с США было дополнено соглашениями о сотрудничестве в военной сфере с Великобританией и Францией.

Операция «Буря в пустыне» расставила целый ряд акцентов во внешнеполитических предпочтениях Кувейта, поскольку страны, участвовавшие в антииракской коалиции, получили режим наибольшего благоприятствования, в том числе преференции при распределении контрактов на восстановление страны, тогда как отношения с государствами, выступившими с поддержкой режима Саддама Хусейна (Куба, Судан, Йемен, Иордания), резко ухудшились и длительное время не отличались позитивной динамикой (по меньшей мере, до 2001 года, когда было снято ограничение на въезд в страну рабочих из таких стран).

Задача по ликвидации потенциальной угрозы со стороны Ирака определила позицию Кувейта в отношении операции США и их союзников в 2003 году Кувейт предоставил 60 % своей территории для использования в военных целях и предоставил участникам вторжения в Ирак существенную помощь преимущественно технического характера. В настоящее время Кувейт принимает активное участие в послевоенном восстановлении Ирака (на эти цели пойдёт в общей сложности порядка 1,5 миллиарда долларов), что связано со стремлением гарантировать утверждение там стабильного миролюбивого режима.

По проблеме ближневосточного урегулирования Кувейт придерживается общеарабской позиции («земля в обмен на мир») и выступает в поддержку усилий «четвёрки» международных посредников, хотя доверие Кувейта к силам, выступающим за независимость Палестины, было подорвано поддержкой Ясиром Арафатом Ирака во время войны, но постепенно стало восстанавливаться только с 2001 года. В 1993 году Кувейт отказался от бойкота Израиля, осуществляемого арабскими странами, что во многом было продиктовано прагматическими соображениями.

Кувейт тесно сотрудничает с арабскими государствами в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, планирующего, помимо прочего, введение к 2010 году единой валюты.

Дипломатические отношения между СССР и Кувейтом были установлены 11 марта 1963 года. В политической сфере двусторонние контакты сводятся преимущественно к взаимным визитам по парламентской линии и периодическим переговорам отдельных министров (иностранных дел и пр.).

Из России в Кувейт поставляются прокат чёрных металлов, пиломатериалы, потребительские товары, автомобили ВАЗ, охотничьи карабины, из Кувейта в Россию — горючесмазочные материалы. В 1993 году было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в области обороны, рассчитанное на 10 лет. Оно предусматривало проведение совместных военно-морских маневров, обмен военными делегациями, закупки Кувейтом российского вооружения, в том числе РСЗО «Смерч».


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Гидрогеология на службе социалистического строительства / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук УзССР»).Гидрогеология на службе социалистического строительства
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Завоевание Севера / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Завоевание Севера
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Следы прошлого ведут в будущее / В книге рассказывается о развитии природных условий наше страны в течение последних 12 тысяч лет. Вместе с автором читатель совершит путешествие по Русской равнине, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку в поисках следов древней истории растительности, климата, животного мира. Читатель узнает о последних пСледы прошлого ведут в будущее
В книге рассказывается о развитии природных условий наше страны в течение ...