Борьба против колониального господства и реформы управления Индией

Индия / Борьба против колониального господства и реформы управления Индией

Значение Первой мировой войны для Индии было двояким. С одной стороны, местные националисты всячески приветствовали участие Индии в войне, и ресурсы Индии (всего в боевых действиях или в их поддержке принял участие 1 миллион индийцев) внесли немалый вклад в победу над Германской империей и её союзниками (особенно в Месопотамии). С другой стороны, основные националистические силы, включая ИНК, ожидали, что вклад Индии в победу после войны будет учтён и Великобритания расширит участие индийцев в управлении страной (равно как и приведёт к расширению самоуправления). Британская империя не отказалась от этих намерений и частично их реализовала.

Статс-секретарь Монтегю, выступавший за вовлечение индийцев во все ветви управления страной «с целью последовательной реализации принципа ответственного правления в Индии как составной части Империи», и вице-король Индии лорд Челмсфорд подготовили доклад (1918 года), в котором были намечены конкретные направления этой политики, воплощённые в Акте об управлении Индией 1919 года.

Акт 1919 года предусматривал превращение (всеиндийского) Имперского законодательного совета в двухпалатный законодательный орган, состоявший из государственного совета (верхняя палата) и законодательной ассамблеи (нижняя палата). 100 членов нижней палаты (из общего количества в 140 депутатов) были выборными; также выборными были 40 членов верхней палаты (из общего количества в 60 депутатов). В соответствии с избирательными цензами — имущественным, образовательным и возрастным — право голоса выбирать центральные законодательные органы получил 1 % взрослых индийцев, а провинциальные — 3 %. Акт подтверждал принцип раздельных религиозно-общинных курий, введённый в 1909 году, и распространял его на другие меньшинства (благодаря ему, а также Акту 1935 г. своих представителей смогли выбирать сикхи, христиане и др.). В Исполнительный совет при вице-короле были введены три индийца (а не два, как раньше).

Главным результатом Акта стало создание диархии (системы двойного управления) в индийских провинциях, предусматривавшей разделение функций в органах исполнительной власти провинций между министрами, назначаемыми вице-королём из числа выборных членов законодательных ассамблей провинций, и назначаемыми короной (по рекомендации вице-короля) советниками. За министрами закреплялись такие предметы ведения, как местное самоуправление, образование, здравоохранение, сельское хозяйство и общественные работы, регулирование рыболовства и тому подобного. Советники курировали деятельность по поддержанию правопорядка, сбору налогов и ирригации.

За вице-королём сохранялось право вето в отношении любых решений, принимаемых провинциальными органами власти и Имперским законодательным советом.

Диархия подверглась критике со стороны ИНК и более радикальных участников национально-освободительного движения. Были приняты некоторые меры по её расширению (например, британское правительство решило предоставить автономию в финансовых вопросах, по которым достигнуто согласие между вице-королём и всеиндийским Имперским законодательным советом). И все же диархия воспринималась как «дарованная» и не могла удовлетворить становившееся все более радикальным национально-освободительное движение и снять остроту межобщинного противостояния (главным образом между индуистами и мусульманами).

В реальном администрировании британцы относились к индийцам как к людям второго сорта и придерживались авторитарной политики. Это во многом обесценило либеральный акт Челмсфорда—Монтегю. В 1919 году были приняты Акты Роулетта, нацеленные на жёсткое подавление антибританской деятельности (в том числе посредством продления действия военного положения). В ответ началась широкая кампания протеста по всей Индии. Волнения усилились (в том числе из-за экономической депрессии и эпидемии гриппа), и особенно острый характер они приняли в Пенджабе. Их подавление сопровождалось крайней жестокостью (например, «бойня в Амритсаре» в апреле 1919 года), которая поставила под сомнение справедливость британской политики в Индии, оттолкнув многих лояльных индийцев от поддержки статус-кво в стране. В 1920 году популярный лидер ИНК М. Ганди призвал начать массовую кампанию гражданского неповиновения, которая парализовала страну.

Все эти обстоятельства способствовали активизации национально-освободительного движения и вовлечению в него широких масс, во главе которого оказался Мохандас Карамчанд Ганди. Во многом благодаря его авторитету национально-освободительное движение избрало главным средством борьбы ненасильственные акции гражданского неповиновения и ненасильственного несотрудничества с британской администрацией (эта стратегия известна как сатьяграха (санскрит, буквально — упорство в истине). Когда кампания неповиновения стала перерастать в насильственные акции, Ганди решил, что Индия не готова к свободе и прекратил сатьяграху. В 1924 году он был отправлен в тюрьму, что укрепило его авторитет, пошатнувшийся после неудачи кампании 1919–1922 годов Ганди призвал перейти к конструктивной работе по налаживанию национальной экономики, основанной на взаимопомощи, возрождении ручного ткачества, вовлечении «неприкасаемых» в индийский социум. Левоцентристское крыло ИНК (Д. Неру, С. Ч. Бос) выступало за более радикальную борьбу в Индии.

Британская империя продолжала поиск путей противодействия неконтролируемому развитию событий в своей колонии. В 1928 году комиссия членов британского парламента под руководством Дж. Саймона прибыла в Индию для обсуждения дальнейших конституционных преобразований в стране. Как заявил в 1929 году вице-король Индии барон Ирвин, цель таких реформ — достижение Индией статуса доминиона.

Однако британская администрация отказалась включить в комиссию представителей индийцев, на что ИНК ответил новой кампанией гражданского неповиновения. На съезде партии в 1929 году главной целью было объявлено достижение независимости страны. Ещё более мощная, чем ранее, сатьяграха развернулась под руководством Ганди в 1930–1931 годах. Более радикальные сторонники независимости не оставляли террористических методов борьбы. Ситуация осложнялась межобщинным противостоянием.

В этих условиях в 1930, 1931 и 1932 годах были проведены три конференции Круглого стола с участием представителей колониальных властей, индийских князей, некоторых индийских партий и трёх ведущих британских партий (лейбористов, консерваторов и либералов). ИНК не участвовал в первой (по причине временного запрета партии) и третьей конференциях (из-за начала новой сатьяграхи). После первой конференции британская администрация пошла навстречу ИНК, освободив политических заключённых; ИНК в свою очередь приостановил кампанию гражданского неповиновения (пакт Ганди — Ирвина), и Ганди лично участвовал во второй конференции Круглого стола. Соглашение достигнуто не было, и ИНК возобновил кампанию гражданского неповиновения (из-за предоставления британцами возможности «угнетённым классам» (неприкасаемым) голосовать по спискам, а также расширения принципа религиозно-общинных курий для прочих меньшинств). По итогам третьей конференции Круглого стола были внесены некоторые изменения в административно-территориальное деление Британской Индии (например, Бирма была выделена в отдельную колонию).

Итогом пяти лет предварительной работы, в том числе трёх конференций Круглого стола, явился Акт об управлении Индией 1935 году, который внедрил во всех провинциях систему представительного правления, расширив корпус избирателей на провинциальных выборах до 12 % населения. Выборным властям провинций (министры по-прежнему назначались губернаторами, но только после консультаций с лидерами большинства в провинциальных законодательных ассамблеях) передавались некоторые сферы законотворчества и право устанавливать и взимать определённые виды налогов. За губернаторами (назначались метрополией) резервировались полномочия в области обеспечения правопорядка, защиты меньшинств и тому подобного, во всех прочих областях они должны были следовать рекомендациям министров. Вице-король и губернаторы располагали правом вето на любые решения выборных органов власти. Кроме того, Акт предусматривал создание в Британской Индии федерации в составе провинций и автономных княжеств, но по ряду причин эта мера не была реализована. Акт 1935 года также предусматривал создание представительного центрального правительства.

Провинциальная автономия (при всех её достоинствах) вызвала опасения со стороны этнических, конфессиональных и лингвистических меньшинств, требовавших гарантий учёта их интересов индуистским большинством. Особенно настойчивыми и последовательными в этом были индийские мусульмане.

Автоматическое вовлечение Индии во Вторую мировую войну (имел место символический акт: вице-король проинформировал 3 сентября 1939 года страну о том, что Индия находится в состоянии войны с врагами Британской империи) вызвало недовольство со стороны ИНК и других сегментов национально-освободительного движения, за исключением Мусульманской лиги. В марте 1940 года в Лахоре участниками Мусульманской лиги была принята так называемая Пакистанская резолюция с требованием создания в ходе следующей конституционной реформы государства индийских мусульман. Несмотря на обещания британских властей предоставить Индии статус полноценного доминиона после войны, ИНК не пошёл на сотрудничество с британцами, отвергая любые их предложения. Сторонники С. Ч. Боса даже перешли на сторону Японии в надежде на её помощь в борьбе с Британией. В условиях военного времени и близости театра боевых действий колониальные власти крайне жёстко подавляли волнения, организуемые ИНК (его лидеры снова подверглись тюремному заключению, было арестовано более 60 тысяч их последователей).

После окончания боевых действий в Европе власти Великобритании уже не могли остановить процессы развала Британской Индии и сконцентрировались на разработке стратегии «выхода» из Индии с наименьшими потерями (приходилось спешить: в начале 1946 года в индийских воинских частях начались волнения). Всеобщие выборы 1945–1946 годов подтвердили, что мусульманская община поддерживает только идею раздела страны. Миссия британского правительства во главе со статс-секретарём лордом Петик-Лоуренсом, направленная в Индию в марте 1946 года, заручилась поддержкой со стороны ИНК и Мусульманской лиги британского плана превращения страны в доминион с федеративным государственным устройством. Были приняты решения о созыве Учредительного собрания (англ. Constituent Assembly) для разработки проекта конституции Индии и о начале переговоров о создании временного правительства с участием членов ИНК и Мусульманской лиги. Практически сразу между ИНК и Мусульманской лигой появились противоречия, хотя и удалось сформировать временное правительство. Но в июле 1946 года лидеры Лиги отозвали поддержку плана федерализации и призвали к действиям по созданию независимого мусульманского государства, что спровоцировало кровопролитные столкновения между индуистами и мусульманами — сначала в Калькутте, а потом и по всей стране. Фактически в стране началась гражданская война, в которую были втянуты и индуисты, и требовавшие автономии (независимости) меньшинства — мусульмане, сикхи и др. Британская администрация, представленная в Индии вице-королём лордом Маунтбеттеном, взяла курс на создание отдельных мусульманского и индуистского государств.

План Маунтбеттена, опубликованный 3 июня 1947 года, предусматривал раздел Британской Индии на два государства — Хиндустан и Пакистан, и предоставление этим государствам прав доминионов. В Северо-западной пограничной провинции вопрос о вхождении в один из доминионов решался референдумом, в Синде — голосованием в законодательной ассамблее: в Пенджабе и Бенгалии вопрос об их размежевании — голосованием в законодательных ассамблеях, осуществлявшимся раздельно депутатами от округов с преобладанием мусульманского населения и депутатами от округов с преобладанием индуистского населения. Князьям предоставлялось право выбора между вхождением в один из двух доминионов. После проведения этих мероприятий Учредительное собрание Индии разделилось на два собрания — Хиндустана и Пакистана. Предложенный план был поддержан как лидерами ИНК (за исключением Ганди), так и лидерами мусульман.

Акт о независимости Индии (Indian Independence Act), принятый британским парламентом и утверждённый монархом 18 июля 1947 года, предусматривал завершение демаркации границы между Хиндустаном и Пакистаном в ночь на 14–15 августа 1947 года. За месяц работы комиссии по определению границ новых доминионов (в Бенгалии и Пенджабе) более 12 миллионов человек покинули свои дома. Перемещение такой массы населения сопровождалось гигантскими жертвами (до 1 миллиона) в неконтролируемых вспышках насилия.


←   Назад  |   Борьба против колониального господства и реформы управления Индией   |   Вперёд   →



 

Природопользование Севера России / В настоящей работе на фоне изучения особенностей природопользования на Севере России развивается теория географического природопользования как науки. Представлены характеристика истории развития и современной структуры природопользования, его социокультурный и эколого-экономический анализ, приёмы каПриродопользование Севера России
В настоящей работе на фоне изучения особенностей природопользования на Севере ...
Биосфера. Избранные труды / Вернадский — гений русской науки, основатель геохимии, биогеохимии и радиогеологии. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере в наши дни быстро внедряется в различные разделы естественных наук, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеолБиосфера. Избранные труды
Вернадский — гений русской науки, основатель геохимии, биогеохимии и ...
Что произошло 600 миллионов лет назад / В истории развития органического мира Земли было несколько важнейших событий, таких, как возникновение жизни, появление эвкариот, затем многоклеточных организмов. 600 миллионов лет назад многоклеточные животные впервые получают возможность строить скелет, и с тех пор органический мир Земли приобретаЧто произошло 600 миллионов лет назад
В истории развития органического мира Земли было несколько важнейших событий, ...