Израиль / Средние века

В Средневековье большинство еврейских общин находилось под властью исламских государств и правителей. После образования арабского халифата в середине VII — начале VIII века нашей эры и распространения ислама на значительной территории Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании около 90 % всего тогдашнего еврейского населения оказалось в орбите влияния мусульманского мира. Евреи во многих районах халифата сумели сохранить внутреннюю автономию, религиозную и культурную самобытность. Не имея в этот исторический период своей государственности, они на протяжении веков поддерживали разветвлённые связи с наиболее авторитетными религиозно-правовыми центрами. Вплоть до XI века таким наиболее влиятельным центром были институты экзилархата и гаоната еврейской вавилонской общины. Ещё при первых праведных халифах евреи получили право селиться в Палестине и Сирии. Экономического процветания, политической и религиозной самостоятельности и культурного расцвета достигли еврейские общины в Испании, Египте, ряде городов Османской империи, Ирана, Афганистана и Средней Азии.

На территории Кордовского халифата в Испании (956–1031 годы) евреи получили статус самоуправляющейся общины, позволявший им занимать высокое общественное положение. Исторические документы свидетельствуют, что, несмотря на существование в ряде мусульманских стран ограничительного статуса «Ахль аз-зима» для немусульманского населения, евреи зачастую занимали престижные государственные посты, были владельцами крупных торговых домов, финансовых учреждений и ремесленных мастерских: среди евреев было немало придворных медиков, переводчиков, дипломатов, поэтов, прославленных учёных и философов. Некоторые из них (М. Маймонид, Нахманид, известный как Рамбан, Саадия Гаон, Иегуда а-Аеви, ибн-Эзра, ибн-Дауд, ибн-Шапрут, Шмуэль а-Нагид и др.) снискали всеобщую известность ещё при жизни. Как известно, средневековый исламский период стал эпохой интенсивного развития еврейской религиозной мысли, религиозного законодательства, синагогального ритуала и литургии, изучения Торы и Талмуда, а также других священных для иудаизма письменных памятников. Этот период в еврейской истории часто называют «Золотым веком».

Политика поощрения крестовых походов и разжигания антисемитских настроений, проводившаяся в XI–XIII веках. Ватиканом и правителями некоторых европейских государств, в том числе Англией, Францией, Германией и Италией, объективно делала евреев союзниками исламского мира. Так, после завоевания крестоносцами Иерусалима и уничтожения еврейской общины Святого Города евреи поддержали борьбу мусульманских правителей Сирии и Египта против государств крестоносцев. Вслед за разгромом Иерусалимского королевства крестоносцев в 1187 году эмир Салах ад-Дин издал указ о восстановлении еврейских общин Палестины и Иерусалима.

Реконкиста и антиеврейская направленность инквизиции в Испании и Португалии (XV века) обусловили массовое вытеснение евреев из стран Западной Европы. В некоторых городах Германии, Италии, Чехии и др. стран Европы образовались замкнутые еврейские гетто. Широкое распространение гонений и наветов на евреев привело к развитию мессианских движений в еврейской среде (А. Абульафия, Ш. Молхо, Д. Реувени, А. Лемлей, Шабтай Цви). В это время многие евреи переселялись из Европы в провинции Османской империи. При султане Сулеймане Великолепном (1520–1566 годы) поощрялось возрождение старых и образование новых религиозных, образовательных и культурных еврейских центров в странах Восточного Средиземноморья.

Если в мусульманских странах в еврейской общественной мысли Средневековья преобладал рационалистический подход к религии и толкованию религиозных источников, то в христианской Европе господствовали мистические направления, которые нашли концентрированное выражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма. Представители и того и другого направления исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о Сотворении мира и человека; на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире.


←   Назад  |   Средние века   |   Вперёд   →



 

Палеоботаника / Как и в первых изданиях, «Палеоботаника» предназначена служить, не только учебником для курса палеоботаники в вузах, но и основным руководством для специалистов, ведущих работу в этой области, а также для ботаников, геологов и лиц, интересующихся развитием растительного мира и его значением в выявлеПалеоботаника
Как и в первых изданиях, «Палеоботаника» предназначена служить, не только ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...