Израиль / Древний период

История еврейского народа насчитывает около 4 тысячелетий и неразрывно связана с эпохой зарождения и развития древних цивилизаций Ближнего Востока — Египта, Вавилона, Ассирии, Ханаана и др. В соответствии с библейским источником родоначальниками евреев и ряда других семитских народов были ветхозаветные патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Библейский рассказ о переселении Авраама и его семьи из Ура (Южная Месопотамия) в Ханаан отражает процесс миграции западно-семитских племён аморейской группы и их расселение во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры на примыкающих к междуречью территориях. Наряду с переходом части семитских племён от кочевого к оседлому образу жизни, а также начавшимся процессом разложения родового строя, на смену широко распространённой среди народов Ближнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Правовые, социальные и религиозно-философские положения эпоса о библейских патриархах показывают, что в общественном сознании евреев изживались политеистические традиции и укреплялись монотеистические и монолатристские представления.

Из-за распространившегося в Ханаане в XVII веке до нашей эры. голода еврейские племена переселились в Египет, где были обращены в рабство. Спустя 400 лет под предводительством легендарного Моисея произошёл исход евреев из Египта через Синайскую пустыню в Ханаан. Сторонники Моисея подтвердили Завет с единым Творцом, что нашло своё выражение в Десяти Заповедях и других законодательных положениях Пятикнижия (Тора). Это переломное событие в истории еврейского народа закрепило социально-политическое и религиозное единство Сыновей Израиля (Бней Исраэль). В последующие два столетия израильские племена покорили Ханаан, разделили между собой завоёванную территорию и дали ей новое название — Эрец Исраэль (Земля Израиля). В X веке до нашей эры у евреев появляются первые государственные институты. С образованием объединённого Израильско-Иудейского царства при Давиде (1004 год до нашей эры) Ковчег Завета — переносной культовый ларец, символизировавший место пребывания Всевышнего на Земле, был перенесён в Иерусалим. При сыне Давида царе Соломоне (царствовал с 965 по 928 год до нашей эры) в Иерусалиме были возведены царский дворец и Храм в честь Всевышнего. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левиты), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Израильско-Иудейском царстве рабовладельческого строя. Тогда же зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбранничества священного Иерусалима и народа Израиля.

В период существования объединённого царства (1025–928 годы до нашей эры) и двоецарствия — Иудеи и Израиля (928–586 годы до нашей эры) важным фактором общественной жизни становится институт пророчества. Религиозно-политические и морально-этические проповеди пророков (Илия, Исаия, Иеремия и др.) способствовали укреплению монотеизма среди евреев.

После падения Израильского царства под ударами Ассирии в 722 году до нашей эры и захвата в 586 году до нашей эры Иудеи войсками вавилонского царя Навуходоносора начинается рассеивание евреев по другим древним государствам Востока, где возникают еврейские общины (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии. Отсутствие религиозного культового центра стимулировало развитие новых форм религиозной жизни. Эти новшества включали строгое соблюдение ветхозаветного закона, регулярные упорядоченные совместные молитвы, покаяния и посты. В то же время в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению, восстановлению государственной самостоятельности и возврату на земли библейских предков с целью воссоздания Иерусалимского Храма. Во главе «собирания» евреев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В восстановленном благодаря указу персидского царя Кира в V веке до нашей эры иудейском теократическом государстве с отстроенным заново Вторым Храмом в Иерусалиме Тора в 444 году до нашей эры была канонизирована и объявлена обязательным законом для жителей Иудеи.

Эпоха Второго Храма (538 год до нашей эры — 70 год нашей эры) ознаменовалась созданием органа автономной религиозной и судебной власти — Великого Собрания (а-Кнессет а-Гдола). В период персидского владычества (середина VI века до нашей эры — 333 год до нашей эры) и в годы зависимости Иудеи от власти греческих монархий (332–142 годы до нашей эры) значительно усиливается влияние храмовых служителей культа иудейской религии во главе с первосвященником. Рост эллинизированных городов и поселений в Иудее (с этого времени территорию государства чаще называют Палестиной) сопровождался усилением гонений на иудейскую религию. В годы правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана (175–164 годы до нашей эры) иудеям запрещалось читать Тору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены статуи греческих богов. Ответной реакцией стало восстание верных Закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также как Маккавеи. Восстание закончилось полным освобождением Иудеи; Второй Храм был очищен от языческих богов (165 год до нашей эры). Этнархи Хасмонейской династии опирались на Синедрион — совет 70 религиозных авторитетов, обладавший широкими политическими и судебными полномочиями. Функцию судопроизводства Синедрион сохранял за собой вплоть упразднения в VI веке нашей эры. Короткий период политической независимости (142 год до нашей эры — 6 год нашей эры) сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов. Поражение иудеев в войне 66–73 годов нашей эры, а также подавление антиримских выступлений еврейского населения в странах Восточного Средиземноморья в 115–117 годах и восстания Бар-Кохбы в 135 году обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины и расширение географической зоны их рассеяния.

Важным общественно-религиозным институтом диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение и руководство еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы и Устной традиции — хахамам (мудрецы). Во влиятельной вавилонской общине наиболее авторитетных толкователей Письменного и Устного Закона называли раввинами (от ивритского «рав» — «великий»), В ряде стран Востока и Южной Европы раввины стали активно способствовать формированию разветвлённого иерархического института руководства еврейскими общинами — раввината. В период с конца II — начало V века авторитетными раввинами Палестины и Вавилона был составлен Талмуд — свод законодательных, судебных и морально-этических положений для верующих евреев. С этого времени и вплоть до наших дней большинство верующих евреев соблюдают разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь. Постановления законоучителей Талмуда (такканот), касавшиеся вопросов гражданского и уголовного права, проведения судебной процедуры, организации религиозной жизни, считались до середины XI века обязательными для исполнения во всех еврейских общинах Европы, Азии и Северной Африки.

После того как в 313 году христианство получило статус официальной религии в Восточно-Римской империи (Византия), в Палестине обострились отношения между местными христианами и иудеями. Гонения христиан на иудеев особенно усилились во времена правления императоров Юстиниана (527–565) и Ираклия (610–641); последний распорядился изгнать евреев из Иерусалима.


←   Назад  |   Древний период   |   Вперёд   →



 

Палеоботаника / Как и в первых изданиях, «Палеоботаника» предназначена служить, не только учебником для курса палеоботаники в вузах, но и основным руководством для специалистов, ведущих работу в этой области, а также для ботаников, геологов и лиц, интересующихся развитием растительного мира и его значением в выявлеПалеоботаника
Как и в первых изданиях, «Палеоботаника» предназначена служить, не только ...
Оценка эксплуатационных запасов подземных вод / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года (издательство «Издательство „Недра“»).Оценка эксплуатационных запасов подземных вод
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1970 года ...
Экономическая и социальная география. Основы науки. Учебник для ВУЗов / В учебнике изложены основы теории и практики, важнейшие понятия общественно-географических наук, методы, направления и актуальные проблемы исследований в области экономической, социальной и политической географии, характеризуется роль этих наук в изучении и решении важных глобальных и региональных пЭкономическая и социальная география. Основы науки. Учебник для ВУЗов
В учебнике изложены основы теории и практики, важнейшие понятия ...