Таиланд / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Законодательную власть осуществляет Национальное собрание, состоящее из двух палат: Палаты представителей и Сената, исполнительную — Король и Совет министров, судебную — система судов.

Король обладает полномочиями по отношению ко всем ветвям государственной власти. В области законодательной власти он подписывает законопроекты, принятые Национальным собранием. Король объявляет выборы в обе палаты Национального собрания, король имеет право распустить Палату представителей, официально объявив причину своего решения, Палата представителей не может быть распущена по одной и той же причине два раза подряд (ст. 108), король назначает лидером оппозиции в Палате представителей главу крупнейшей фракции или коалиции фракций, не участвующих в формировании Правительства (ст. 110), утверждает избранных председателей Палаты представителей и Сената и их заместителей (ст. 124), открывает сессию Национального собрания и имеет право продлить её (ст. 128). В области исполнительной власти Король назначает членов Избирательной комиссии по рекомендации Сената (ст. 229), назначает омбудсменов (их может быть не более 3) по рекомендации Сената (ст. 242), назначает членов Национальной комиссии по правам человека по рекомендации Сената (ст. 256), назначает премьер-министра и других министров, утверждённых половиной депутатов Палаты представителей (ст. 171–172), отправляет министров в отставку по рекомендации премьер-министра (ст. 183), объявляет чрезвычайное положение по рекомендации Совета министров (указ должен быть утверждён на совместном заседании двух палат Национального собрания на следующий день после подписания) (ст. 184), издаёт Королевские указы, имеющие силу подзаконных актов (ст. 187), объявляет военное положение (ст. 188), объявляет войну и заключает мир с согласия У3 депутатов Национального собрания (ст. 189–190), осуществляет назначения на высшие гражданские и военные посты (ст. 193). В области судебной власти Король имеет право помилования (ст. 191), он также назначает и увольняет судей (ст. 200).

Традиционно для парламентской монархии баланс полномочий ветвей власти смещён в сторону законодательной. Палата представителей влияет на состав кабинета министров; премьер-министр и Совет министров назначаются королём (ст. 171–172). Правительство несёт коллективную, а отдельный министр — индивидуальную ответственность перед Палатой представителей (ст. 178). Обсуждение вотума недоверия премьер-министру может быть предложено не менее 1/5 состава Палаты представителей, вотума недоверия отдельному министру — 1/6. Для окончательного принятия вотума недоверия требуется более половины голосов депутатов палаты (ст. 158–159).

Председатель Совета министров Таиланда обладает формальными полномочиями в области контроля над претворением в жизнь решений Национального собрания. Финансовые законопроекты, вносимые на рассмотрение парламента, должны иметь обязательный индоссамент премьер-министра. Совет министров в целом обладает правом законодательной инициативы (ст. 142).

Судебная власть отделена от законодательной и исполнительной, но наиболее важные назначения судей осуществляются королём с согласия Сената (ст. 200, 204).

Система разделения властей в Таиланде находится в стадии становления. Существуют многочисленные прецеденты свержения организованных в соответствии с демократическими принципами органов власти, а также игнорирования конституционных гарантий разделения властей. В то же время характерной особенностью системы разделения властей в Таиланде является её нацеленность на поиск компромисса и непрерывное взаимодействие всех ветвей власти даже в чрезвычайных обстоятельствах. Одновременно ключевым элементом механизма разделения властей является король, который обладает существенными полномочиями, особенно в сфере руководства страной во время политических или иных кризисов, а также фактически выполняет функции посредника между отдельными ветвями власти. Следует также особо отметить, что роль короля в политической системе не ограничивается рамками конституции. В реальности, в соответствии с параметрами традиционной политической культуры, влияние короля в политической жизни страны оказывается значительно шире, нежели это закрепляется формально.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Журнал «Природа». № 2 за 1932 год / «Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. Издаётся с января 1912 года до настоящего времени. Круг тем статей, публикаций журнала широк: философия естествознания, астрономия, физика, химия, геология с палеонтологией, минералогия, общая биология, зоология, ботаника, чЖурнал «Природа». № 2 за 1932 год
«Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. ...
Морская карта рассказывает / Краткий справочник по отечественной морской топо­нимии. В нем приводится более двух тысяч русских именных географических названий, нанесённых на карте Мирового океана. Многие из них расшифрованы авто­ром впервые. Большое внимание уделено русским гео­графическим названиям на зарубежных территориях, аМорская карта рассказывает
Краткий справочник по отечественной морской топо­нимии. В нем приводится более ...
Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг) / Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому плану и охватывает географо-этнографическим описанием весь современный мир, все без исключения большие и малые страны. Первый том «Земля и человечество. Общий обзор» — вводный. Он рисует обобщённую картину современного миСтраны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг)
Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому ...