Пакистан / Пакистан до обретения независимости

В 4–3-м тысячелетии до нашей эры главным образом на территории современного Пакистана складывается одна из древнейших цивилизаций в мире — Индская, или Хараппская, чаще всего характеризуемая как протоиндийская. Обнаруженные в 1920-х годах важнейшие её центры находятся в Мохенджо-Даро (Синд) и Хараппе (Пенджаб). Индская цивилизация просуществовала до 1800–1700-х годов до нашей эры. К концу 2-го тысячелетия до нашей эры на земле современного Пакистана появились арийские, индоевропейские племена, а в 1-м тысячелетии до нашей эры здесь образуются первые государства, в том числе Гандхара, включённые в начале IV века до нашей эры в состав персидской империи Ахеменидов. В 327–325 годах до нашей эры эти земли завоевал Александр Македонский, затем они вошли в состав индийской империи Маурья, достигшей расцвета в период правления принявшего буддизм императора Ашоки (268–232 годы до нашей эры). После периода вхождения в состав Бактрийского государства (область Балх в современном Афганистане) север Пакистана стал основой Греко-Индийского царства с центром в пенджабской Сакале (современный Сиялкот), а затем государства ираноязычных саков с центром в Пурушапутре (Пешавар).

В I–III веках нашей эры на севере Пакистана утвердилось царство кушан — кочевых племён из средней Азии. Расцвет Кушанской империи пришёлся на правление царя Канишки (78–120 годы). После распада государства кушан территория Пакистана была разделена между персидской империей Сасанидов и индийской Гуптов. Расцвет империи Гуптов в IV–V веках, а затем ряда крупных государств на севере и юге Индии в последующие века относят к классической для индуизма эпохе, времени его обновления и отвоевания позиций у буддизма. В V веке на севере Пакистана утвердилась власть эфталитов (белых гуннов) — новых выходцев из центральной Азии.

Проникновение ислама в индусско-буддийский ареал началось в середине VII века. В 664 году произошло первое вторжение арабских воинов в долину Инда. В 712 году арабский военачальник Мухаммад бин Касем завоевал Синд и южную часть Пенджаба, где образовались мусульманские княжества Мансура и Мултан.

В начале XI века усилившееся тюрко-мусульманское государство с центром в Газни (Афганистан) покорило равнинные области бассейна Инда и северной части бассейна Ганга. Столицей владений газневидов стал пенджабский Лахор. В конце XII века им на смену пришла гуриды, правители другой афганской области. В 1206 году военачальником гуридов Айбеком был основан султанат со столицей в Дели. Территория современного Пакистана входила в состав Делийского султаната, пользуясь, как правило, значительной самостоятельностью под властью наместников и местных предводителей. К этому периоду относится распространение ислама среди населения благодаря проповеднической деятельности суфийских святых из братств чиштия, сухра-вардия и др.

На смену Делийскому султанату, подвергавшемуся разорению в результате нашествий орд Чингисхана в XIII веке и войск Тимура в конце XIV века, пришла империя Великих Моголов. Её основал в 1526 году Бабур, правитель Афганистана родом из Ферганы в Средней Азии, а расцвета она достигла при его внуке Акбаре (1556–1605 годы). Сделав одной из столиц Лахор, Акбар завоевал высокогорную область Кашмир, а также Белуджистан и Кандагар (юг Афганистана) и укрепил контроль над Синдом. Процесс укрепления власти Моголов продолжался при его сыне Джехангире и внуке Шах Джехане.

В культуре в этот период тенденции к синкретизму боролись с фундаменталистскими течениями. Одновременно шло проникновение элементов персидской культуры и шиизма — одного из направлений в исламе. В XVII–XIX веках в империи Великих Моголов на базе разговорного сложился литературный урду (буквально — язык войска), который использовал персидско-арабскую графику, появилась литература на нём, воспринявшая творческие традиции арабских и персидских авторов, идеи ислама.

Со второй половины XVII века значение территорий современного Пакистана для империи уменьшилось, и они пришли в запустение. Наступившим после 1707 года кризисом Могольской империи воспользовались персидский правитель Надир Шах, разграбивший Дели в 1739 году, и основатель Афганской империи Ахмад Шах, совершавший грабительские набеги на области бассейна Инда. В конце XVIII века власть в Пенджабе оказалась в руках сикхов — последователей отколовшегося от индуизма религиозного течения. При Ранджит Сингхе (1799–1839 годы) в состав Сикхского государства со столицей в Лахоре входила большая часть территории современного Пакистана. Южные районы Пакистана (Синд и Белуджистан) находились во власти правителей княжеств Хайдерабад и Калат.

Владения англичан, начавших завоевание Индии с Бенгалии в 1857 году, к середине XIX века вплотную приблизились к Пенджабу и Синду. Успех в двух англо-сикхских войнах 1845–1846 и 1848–1849 годов и победа над эмирами Хайдерабада в 1843 году позволили англичанам, действовавшим под флагом Ост-Индской торговой компании, завоевать большую часть территории Пакистана. Их продвижение дальше на запад произошло накануне и по окончании второй англо-афганской войны (1878–1880 годы).

В 1858 году, после подавления широкого антиколониального восстания, англичане провозгласили в Индии власть короны. Наряду с областями, управлявшимися колонизаторами непосредственно (через аппарат вице-короля Индии), существовали княжества, подчинение которых колониальным властям ограничивалось главным образом сферами внешней политики, финансов и коммуникаций. Земли Пакистана к середине XX века входили в состав четырёх провинций и свыше 10 княжеств.

Национально-освободительное движение в колониальной Индии зародилось в конце XIX — начале XX века. В его русле возникли общеиндийский поток, который олицетворял возникший в 1885 году Индийский национальный конгресс, и мусульманский. У истоков последнего стоял видный общественный деятель Сайид Ахмад Хан, под руководством которого в 1885 году в Лахоре было создано Общество защиты ислама, а в 1886 году прошла Мусульманская конференция по образованию. В 1906 году, уже после его смерти, была образована Всеиндийская мусульманская лига.

В годы Первой мировой войны Индийский национальный конгресс и Всеиндийская мусульманская лига объединили усилия, стремясь добиться от колониальных властей скорейшего предоставления Индии прав самоуправления. В 1916 году обе партии заключили между собой Пакт в городе Лакхнау (современная Индия), в соответствии с которым они договаривались о разделе мест между представителями своих религиозных общин на выборах в законодательные органы. От имени Лиги его подписал будущий отец-основатель Пакистана преуспевающий юрист Мухаммад Али Джинна (1876–1948 годы).

Введённая англичанами в 1919 году реформа Монтегю—Челмсфорда (закон об управлении Индии, который предусматривал, в частности, создание двухпалатного законодательного органа при генерал-губернаторе) не оправдала надежд индийцев. Действия англичан внутри страны и за её пределами (при решении по окончании Первой мировой войны вопроса о судьбе суннитского халифата, во главе которого стоял султан Османской империи) содействовали успеху первой кампании гражданского неповиновения, проведённой по инициативе Махатмы Ганди и при поддержке мусульманских политических сил, организовавших Халифатистское (в защиту халифата) движение. Однако в дальнейшем мусульмане не участвовали в совместных с индусами акциях.

В 1930 году известный поэт и исламский теоретик Мухаммад Икбал выдвинул идею создания отдельного государства в составе Пенджаба, Синда, Северо-Западной пограничной провинции, Кашмира и Белуджистана. В 1934 году появилось название для этого государства — Пакистан (его можно перевести как «страна чистых», то есть правоверных мусульман).

В 1937 году Мусульманская лига во главе с М. А. Джинной начала процесс консолидации родственных ей политических сил. 23 марта 1940 года на сессии Мусульманской лиги в Лахоре была принята так называемая пакистанская декларация, провозгласившая в качестве практической задачи борьбу за создание в Индии после ухода англичан государств с мусульманским большинством.

В годы Второй мировой войны позиции Мусульманской лиги укрепились, а в начале 1946 года на выборах в законодательные собрания она добилась большого успеха, поведя за собой основную массу избирателей-мусульман.

Перипетии острой политической борьбы в 1946–1947 годах закончились провалом усилий по сохранению единой Индии. Руководство Индийского национального конгресса во главе с Дж. Неру было вынуждено согласиться на раздел. 3 июня 1947 года последний вице-король Британской Индии лорд Маунтбэттен обнародовал план раздела. 18 июля парламент Великобритании принял Акт о независимости Индии, по которому создавались два доминиона — Индия (Индийский Союз) и Пакистан.

14 августа 1947 года в Карачи состоялась церемония провозглашения независимости Пакистана, а в ночь на 15 августа в Дели объявили о суверенности Индии.


←   Назад  |   Пакистан до обретения независимости   |   Вперёд   →



 

Страны мира / Москва, 1962 год. Государственное издательство политической литературы Госполитиздат. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. Справочник «Страны мира» содержит сведения об экономике и политике всех стран земного шара. Страны сгруппированы по континентам (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия Страны мира
Москва, 1962 год. Государственное издательство политической литературы ...
Ямайка / Брошюра посвящена проблемам социального, экономического и политического развития Ямайки, её борьбе с неоколониализмом, за экономическую самостоятельность. В работе даются общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика экономики (сельского хозяйства, промышленности, внешней торговли и такЯмайка
Брошюра посвящена проблемам социального, экономического и политического ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...