Пакистан / Пакистан до обретения независимости

В 4–3-м тысячелетии до нашей эры главным образом на территории современного Пакистана складывается одна из древнейших цивилизаций в мире — Индская, или Хараппская, чаще всего характеризуемая как протоиндийская. Обнаруженные в 1920-х годах важнейшие её центры находятся в Мохенджо-Даро (Синд) и Хараппе (Пенджаб). Индская цивилизация просуществовала до 1800–1700-х годов до нашей эры. К концу 2-го тысячелетия до нашей эры на земле современного Пакистана появились арийские, индоевропейские племена, а в 1-м тысячелетии до нашей эры здесь образуются первые государства, в том числе Гандхара, включённые в начале IV века до нашей эры в состав персидской империи Ахеменидов. В 327–325 годах до нашей эры эти земли завоевал Александр Македонский, затем они вошли в состав индийской империи Маурья, достигшей расцвета в период правления принявшего буддизм императора Ашоки (268–232 годы до нашей эры). После периода вхождения в состав Бактрийского государства (область Балх в современном Афганистане) север Пакистана стал основой Греко-Индийского царства с центром в пенджабской Сакале (современный Сиялкот), а затем государства ираноязычных саков с центром в Пурушапутре (Пешавар).

В I–III веках нашей эры на севере Пакистана утвердилось царство кушан — кочевых племён из средней Азии. Расцвет Кушанской империи пришёлся на правление царя Канишки (78–120 годы). После распада государства кушан территория Пакистана была разделена между персидской империей Сасанидов и индийской Гуптов. Расцвет империи Гуптов в IV–V веках, а затем ряда крупных государств на севере и юге Индии в последующие века относят к классической для индуизма эпохе, времени его обновления и отвоевания позиций у буддизма. В V веке на севере Пакистана утвердилась власть эфталитов (белых гуннов) — новых выходцев из центральной Азии.

Проникновение ислама в индусско-буддийский ареал началось в середине VII века. В 664 году произошло первое вторжение арабских воинов в долину Инда. В 712 году арабский военачальник Мухаммад бин Касем завоевал Синд и южную часть Пенджаба, где образовались мусульманские княжества Мансура и Мултан.

В начале XI века усилившееся тюрко-мусульманское государство с центром в Газни (Афганистан) покорило равнинные области бассейна Инда и северной части бассейна Ганга. Столицей владений газневидов стал пенджабский Лахор. В конце XII века им на смену пришла гуриды, правители другой афганской области. В 1206 году военачальником гуридов Айбеком был основан султанат со столицей в Дели. Территория современного Пакистана входила в состав Делийского султаната, пользуясь, как правило, значительной самостоятельностью под властью наместников и местных предводителей. К этому периоду относится распространение ислама среди населения благодаря проповеднической деятельности суфийских святых из братств чиштия, сухра-вардия и др.

На смену Делийскому султанату, подвергавшемуся разорению в результате нашествий орд Чингисхана в XIII веке и войск Тимура в конце XIV века, пришла империя Великих Моголов. Её основал в 1526 году Бабур, правитель Афганистана родом из Ферганы в Средней Азии, а расцвета она достигла при его внуке Акбаре (1556–1605 годы). Сделав одной из столиц Лахор, Акбар завоевал высокогорную область Кашмир, а также Белуджистан и Кандагар (юг Афганистана) и укрепил контроль над Синдом. Процесс укрепления власти Моголов продолжался при его сыне Джехангире и внуке Шах Джехане.

В культуре в этот период тенденции к синкретизму боролись с фундаменталистскими течениями. Одновременно шло проникновение элементов персидской культуры и шиизма — одного из направлений в исламе. В XVII–XIX веках в империи Великих Моголов на базе разговорного сложился литературный урду (буквально — язык войска), который использовал персидско-арабскую графику, появилась литература на нём, воспринявшая творческие традиции арабских и персидских авторов, идеи ислама.

Со второй половины XVII века значение территорий современного Пакистана для империи уменьшилось, и они пришли в запустение. Наступившим после 1707 года кризисом Могольской империи воспользовались персидский правитель Надир Шах, разграбивший Дели в 1739 году, и основатель Афганской империи Ахмад Шах, совершавший грабительские набеги на области бассейна Инда. В конце XVIII века власть в Пенджабе оказалась в руках сикхов — последователей отколовшегося от индуизма религиозного течения. При Ранджит Сингхе (1799–1839 годы) в состав Сикхского государства со столицей в Лахоре входила большая часть территории современного Пакистана. Южные районы Пакистана (Синд и Белуджистан) находились во власти правителей княжеств Хайдерабад и Калат.

Владения англичан, начавших завоевание Индии с Бенгалии в 1857 году, к середине XIX века вплотную приблизились к Пенджабу и Синду. Успех в двух англо-сикхских войнах 1845–1846 и 1848–1849 годов и победа над эмирами Хайдерабада в 1843 году позволили англичанам, действовавшим под флагом Ост-Индской торговой компании, завоевать большую часть территории Пакистана. Их продвижение дальше на запад произошло накануне и по окончании второй англо-афганской войны (1878–1880 годы).

В 1858 году, после подавления широкого антиколониального восстания, англичане провозгласили в Индии власть короны. Наряду с областями, управлявшимися колонизаторами непосредственно (через аппарат вице-короля Индии), существовали княжества, подчинение которых колониальным властям ограничивалось главным образом сферами внешней политики, финансов и коммуникаций. Земли Пакистана к середине XX века входили в состав четырёх провинций и свыше 10 княжеств.

Национально-освободительное движение в колониальной Индии зародилось в конце XIX — начале XX века. В его русле возникли общеиндийский поток, который олицетворял возникший в 1885 году Индийский национальный конгресс, и мусульманский. У истоков последнего стоял видный общественный деятель Сайид Ахмад Хан, под руководством которого в 1885 году в Лахоре было создано Общество защиты ислама, а в 1886 году прошла Мусульманская конференция по образованию. В 1906 году, уже после его смерти, была образована Всеиндийская мусульманская лига.

В годы Первой мировой войны Индийский национальный конгресс и Всеиндийская мусульманская лига объединили усилия, стремясь добиться от колониальных властей скорейшего предоставления Индии прав самоуправления. В 1916 году обе партии заключили между собой Пакт в городе Лакхнау (современная Индия), в соответствии с которым они договаривались о разделе мест между представителями своих религиозных общин на выборах в законодательные органы. От имени Лиги его подписал будущий отец-основатель Пакистана преуспевающий юрист Мухаммад Али Джинна (1876–1948 годы).

Введённая англичанами в 1919 году реформа Монтегю—Челмсфорда (закон об управлении Индии, который предусматривал, в частности, создание двухпалатного законодательного органа при генерал-губернаторе) не оправдала надежд индийцев. Действия англичан внутри страны и за её пределами (при решении по окончании Первой мировой войны вопроса о судьбе суннитского халифата, во главе которого стоял султан Османской империи) содействовали успеху первой кампании гражданского неповиновения, проведённой по инициативе Махатмы Ганди и при поддержке мусульманских политических сил, организовавших Халифатистское (в защиту халифата) движение. Однако в дальнейшем мусульмане не участвовали в совместных с индусами акциях.

В 1930 году известный поэт и исламский теоретик Мухаммад Икбал выдвинул идею создания отдельного государства в составе Пенджаба, Синда, Северо-Западной пограничной провинции, Кашмира и Белуджистана. В 1934 году появилось название для этого государства — Пакистан (его можно перевести как «страна чистых», то есть правоверных мусульман).

В 1937 году Мусульманская лига во главе с М. А. Джинной начала процесс консолидации родственных ей политических сил. 23 марта 1940 года на сессии Мусульманской лиги в Лахоре была принята так называемая пакистанская декларация, провозгласившая в качестве практической задачи борьбу за создание в Индии после ухода англичан государств с мусульманским большинством.

В годы Второй мировой войны позиции Мусульманской лиги укрепились, а в начале 1946 года на выборах в законодательные собрания она добилась большого успеха, поведя за собой основную массу избирателей-мусульман.

Перипетии острой политической борьбы в 1946–1947 годах закончились провалом усилий по сохранению единой Индии. Руководство Индийского национального конгресса во главе с Дж. Неру было вынуждено согласиться на раздел. 3 июня 1947 года последний вице-король Британской Индии лорд Маунтбэттен обнародовал план раздела. 18 июля парламент Великобритании принял Акт о независимости Индии, по которому создавались два доминиона — Индия (Индийский Союз) и Пакистан.

14 августа 1947 года в Карачи состоялась церемония провозглашения независимости Пакистана, а в ночь на 15 августа в Дели объявили о суверенности Индии.


←   Назад  |   Пакистан до обретения независимости   |   Вперёд   →



 

Жизнь в пути / Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни провёл в путешествиях. Более 70 тысяч километров пути исхожено им по странам Азии и Африки. Его колоссальное рукописное наследие украшает многие книгохранилища мира. Имя его носят музеи, улицы научные общества АзербайджанЖизнь в пути
Величайший азербайджанский географ и путешественник Г. З. Ширвани 40 лет жизни ...
Птицы советского Алтая / Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием фактического материала. Здесь впервые предлагается схема истории фауны центральных частей Азиатского материка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Издательство АН СССР»).Птицы советского Алтая
Труд Петра Сушкина отличается полнотой и глубиной проработки темы, обилием ...
Определитель высших растений Европейской части СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «Сельхозгиз»).Определитель высших растений Европейской части СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...