Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Кипр / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Республика Кипр является членом ООН (с 1960 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР, ОБСЕ, СЕ, ВТО, Интерпола, Содружества и другие.

В последние годы важнейшим направлением внешнеполитической активности официальной Никосии является интеграция Кипра в ЕС. 16 апреля 2003 года в ходе саммита ЕС в Афинах состоялось подписание договора о присоединении Кипра к Евросоюзу. 14 июля 2003 года парламент Кипра ратифицировал Договор о присоединении к ЕС. С 1 мая 2004 года Кипр — член Евросоюза.

Приоритетным направлением в деятельности правительства страны неизменно является кипрское урегулирование, обеспечение необходимых внешних условий для его продвижения. Обе стороны внутрикипрского вопроса объявляют о готовности к сотрудничеству, выдвигая при этом взаимно неприемлемые условия. В рамках ООН продолжаются попытки решения этой проблемы.

Кипрское руководство поддерживает регулярные, традиционно тесные контакты с Грецией. В апреле 1993 года к власти в Греции пришла Новая демократическая партия во главе с опытным политиком Константиносом Мицотакисом, обещавшим приложить максимум усилий к решению кипрского вопроса. Правительства Республики Кипр и Греции сформировали объединённый комитет под управлением министров иностранных дел с целью обмена информацией и координирования политических курсов, уменьшая таким образом международное напряжение. С 1993 года реализуется (хотя и не получившая официального оформления) доктрина «единого оборонного пространства» Греции и Кипра, предусматривающая совместные усилия двух стран в области обороны.

Первоначально на межгосударственные отношения США и Кипра большое влияние оказывала убеждённость киприотов в том, что США поддерживали военную хунту, захватившую власть на острове в 1974 году. Позже посредством усилий Конгресса и греческого лобби в США администрации президентов Никсона и Форда стали прикладывать значительные усилия по оказанию помощи беженцам и организации мирных переговоров турецкой и греческой общин Кипра. В 1981 году был образован институт Специального Координатора по вопросу Кипра при Государственном департаменте США. Однако греки-киприоты всё ещё подозревают Конгресс США и в некоторой предвзятости в пользу турок-киприотов.

После присоединения к Евросоюзу количество контактов Республики Кипр с западными и другими странами растёт быстрыми темпами. Законодательная база и политические институты приводятся в соответствие с европейскими стандартами.

Одной из важнейших задач кипрское правительство считает установление связей и сотрудничества с Израилем, но при этом Кипр входит в число стран, официально признающих Палестинскую автономию.

Международная политика ТРСК по большей части направлена на укрепление связей с Турцией, от которой зависит существование автономного образования в северной части острова. Обмен дипломатами происходит только с Турцией, хотя во многих других государствах у турецкого Кипра есть свои неофициальные представители. В последнее время некоторые государства, в частности Азербайджан, выразили желание установить более тесные контакты с ТРСК и, возможно, в будущем официально признать её суверенитет.

Республика Кипр признала Россию в качестве государства — продолжателя СССР, с которым поддерживала дипломатические отношения с 1960 года, 7 апреля 1992 года. По оценкам МИД России, отношения с Республикой Кипр имеют традиционно дружественный характер, чему в значительной мере способствуют совпадение или близость позиций по основным международным проблемам, последовательная линия России в пользу скорейшего достижения справедливого и всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы.

Всестороннее развитие российско-кипрских связей стимулировали контакты между главами государств. Их развитию способствовали рабочие визиты в Москву 27–31 октября 1991 года и 15 октября 1992 года президента Республики Кипр Г. Василиу. 7 сентября 2000 года в рамках Саммита тысячелетия в Нью-Йорке состоялась личная встреча президента России В. В. Путина и президента Республики Кипр Г. Клиридиса. 30–31 мая 2003 года президент Т. Пападопулос посетил Санкт-Петербург для участия в саммите Россия — ЕС и в торжествах по случаю 300-летия города. 8–10 мая 2005 года Т. Пападопулос участвовал в Москве в праздновании 60-летия Победы. 20–24 января 2006 года состоялся рабочий визит Т. Пападопулоса в Россию, в ходе которого прошли его встречи с В. В. Путиным, Б. В. Грызловым, С. В. Лавровым, Е. М. Примаковым, Ю. М. Лужковым и Патриархом Алексием II.

Первый визит на Кипр министра иностранных дел России осуществил 11 октября 2000 года И. С. Иванов. 30–31 мая 2003 года министр иностранных дел Республики Кипр Г. Якову посетил Санкт-Петербург для участия в торжествах по случаю 300-летия города. 26 сентября 2003 года в Нью-Йорке состоялась встреча И. С. Иванова и министров иностранных дел других стран — постоянных членов СБ ООН с президентом Кипра Т. Пападопулосом.

19–20 апреля 2004 года Г. Якову находился в Москве с рабочим визитом, где встретился с С. В. Лавровым, Ю. М. Лужковым, первым заместителем председателя Госдумы России Л. К. Слиской и заместителем председателя Совета Федерации А. П. Торшиным.

7–9 июня 2005 года состоялся рабочий визит министра иностранных дел России С. В. Лаврова на Кипр, в ходе которого подписан ряд двусторонних соглашений в визовой области. 9–11 апреля 2007 года с рабочим визитом Москву посетил министр иностранных дел Республики Кипр Г. Лиликас.

17–18 апреля 2008 года заместитель министра иностранных дел России В. Г. Титов провёл консультации по вопросам двусторонних отношений с руководством Республики Кипр и по кипрскому урегулированию с руководством ТРСК.

Активно развиваются межпарламентские связи, происходит обмен делегациями парламентов России и Республики Кипр. 16 октября 1998 года Государственная Дума Федерального Собрания России приняла заявление «О ситуации вокруг Кипра».

Российско-кипрские отношения опираются на солидную договорно-правовую базу. Республика Кипр признала Россию в качестве «договаривающейся стороны вместо бывшего СССР во всех двусторонних договорах». Действуют, в частности, Соглашения о развитии экономического и промышленного сотрудничества (1983 года), о сотрудничестве в области науки, образования и культуры (1972 год), Консульская конвенция (1978 года), Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (1984 год). В марте 1994 года в Москве подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области туризма. 5 декабря 1998 года подписано в Никосии и с августа 1999 года введено в действие межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заменившее собой соответствующее соглашение 1982 года. С 1998 года действует Российско-Кипрская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.

19 ноября 2008 года президенты России и Республики Кипр после завершения переговоров на высшем уровне, состоявшихся в Москве, подписали Совместную декларацию о дальнейшем углублении отношений дружбы и всестороннего взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Кипр.

На основе подписанного в марте 1996 года. Соглашения о военно-техническом сотрудничестве и дополнительного Протокола к нему от 3 декабря 1999 года между Россией и Республикой Кипр развивается военно-техническое сотрудничество. Россия осуществила поставки на Кипр спец техники (БМП-3, танки Т-80), комплексов ПВО С-300 (по решению правительств Кипра и Греции в декабре 1998 года комплексы переадресованы на греческий остров Крит). В рамках обязательств по компенсации за полученные С-300 на вооружение Национальной гвардии Республики Кипр из Греции поставлены российские ЗРК ТОР-MI. В 2001 году ФГУП «Рособоронэкспорт» реализован контракт на поставку вертолётов Ми-35.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на середину 2008 года общий объем накопленных кипрских инвестиций в России достиг 56,7 миллиарда долларов США (23,4 % от всего объёма иностранных капиталовложений в России). При этом товарооборот между двумя странами составляет около 100 миллионов долларов США.

Устойчиво развиваются российско-кипрские культурные связи. В Никосии действует российский центр науки и культуры.

Осуществляются контакты между Русской и Кипрской православными церквами. В середине января 2007 года на севере Кипра состоялась встреча главы «управления по делам религий ТРСК» А. Йонлюэра с председателем Центрального духовного управления мусульман России Т. С. Таджуддином, находившимся на острове с частным визитом.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Загадочные экспедиции / Книга представляет собой серию очерков, рассказывающих о малоизвестных фактах из истории Камчатских экспедиций под руководством Витуса Беринга, об освоении Аляски русскими первопроходцами. Столь же малоизвестны эпизоды, иллюстрирующие первые попытки России установить контакты с Индией и МадагаскаромЗагадочные экспедиции
Книга представляет собой серию очерков, рассказывающих о малоизвестных фактах из ...
Индонезия / Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития современной Индонезии. В ней отражены общие сведения, краткий исторический очерк, характеристика эко­номики, особенности социально-экономического развития, рассказы­вается о положении трудящихся и др. Брошюра содержит маИндонезия
Работа посвящена проблемам социального, экономического и политического развития ...
По Уссурийскому краю / Книга представляет собой научно-художественное произведение, в основу которой легли события путешествия В. К. Арсеньева по Уссурийской тайге в 1906 году. Рассказ включает в себя географическое описание маршрута и путевой дневник.По Уссурийскому краю
Книга представляет собой научно-художественное произведение, в основу которой ...