Кипр / Особенности законодательной власти
Устройство и функции законодательной ветви власти описаны в части 4 (ст. 61–85) конституции. Высшим законодательным органом страны является Палата представителей.
В настоящее время в самопровозглашённой Турецкой Республике Северного Кипра действует свой парламент — меджлис.
Структура Палаты представителей, парламентские процедуры и вопросы законодательной деятельности определяются принятым в 1980 году парламентским регламентом. Депутаты Палаты представителей избираются населением сроком на 5 лет в ходе всеобщего, прямого и тайного голосования.
Парламент может быть распущен до истечения срока полномочий только по его собственному решению. В этом случае им определяется дата новых всеобщих выборов, которые должны быть проведены не ранее 30 и не позднее 40 дней после принятия решения о самороспуске. Назначается также дата первого заседания палаты нового состава, проводимого не позднее 15 дней после выборов. Обычно прежний состав парламента продолжает работу вплоть до начала деятельности палаты нового созыва, однако он уже не имеет полномочий принимать законы или какие-либо решения, исключая экстренные и непредвиденные обстоятельства.
Палату представителей возглавляет председатель, являющийся по конституции вторым лицом в государстве (с учётом того, что пост вице-президента в условиях разделения острова вакантен) и в отсутствие президента исполняющим его обязанности. Председатель палаты наделён широкими полномочиями: ведение заседаний, предоставление и лишение слова в ходе прений, перенос обсуждения на любой срок по своему усмотрению. От имени палаты он поддерживает контакт с президентом страны и правительством, представляет парламент за рубежом и на официальных церемониях. В случае временного отсутствия или нетрудоспособности председателя палаты его функции берёт на себя исполняющий обязанности председателя.
Как правило, сессия палаты начинается в сентябре и заканчивается в июле следующего года (с перерывом на рождественские каникулы). Пленарные заседания обычно проходят раз в неделю, чаще всего по четвергам, и открываются при наличии кворума, составляющего не менее трети депутатов. Иногда созываются чрезвычайные сессии или специальные заседания. Все решения принимаются на основе простого большинства голосов присутствующих членов парламента.
В качестве высшего законодательного органа палата обладает правом принимать, изменять или отменять законы, утверждать государственный бюджет, осуществлять всесторонний контроль за деятельностью исполнительной власти. Полномочия парламента ограничены правом вето президента в отношении законов, затрагивающих вопросы внешних сношений, обороны и национальной безопасности. Что касается иных законов, то президент имеет право лишь возвратить их в палату для повторного рассмотрения.
На пленарных заседаниях палаты помимо законопроектов рассматриваются внутриполитические, социально-экономические и другие вопросы, непосредственно затрагивающие различные стороны жизни кипрского общества. Нередко в повестку дня вносятся темы, касающиеся актуальных проблем внешней политики и, конечно, кипрского урегулирования.
Правом законодательной инициативы обладают как депутаты парламента, так и министерства. Любой законопроект, направляемый в палату, должен пройти обсуждение в соответствующем комитете (кроме законопроектов, имеющих срочный характер) и только после этого выносится на пленарное заседание. Парламентарии не могут предлагать законопроекты, принятие которых влечёт за собой увеличение расходов, предусмотренных государственным бюджетом.
Согласно закону, гражданин обязан воспользоваться своим избирательным правом. Проживающим на Кипре туркам не разрешается участвовать в выборах президента, а грекам — в выборах вице-президента, так как, согласно конституции 1960 года, кипрские греки и турки включены в разные избирательные списки, и каждый принимает участие в выборах только в своей общине (после решения Европейского суда по правам человека в 2004 году в этой области наметились некоторые изменения, поскольку турки-киприоты получили право голосовать на всех выборах в греко-кипрской части острова).
Закон о выборах устанавливает в Республике Кипр пропорциональную избирательную систему с предварительным рейтинговым голосованием для выборов в парламент. Граждане республики имеют право голоса с 18 лет и право быть избранными в парламент с 25-летнего возраста. Депутаты не могут параллельно занимать какую-либо должность в органах государственной власти или местного самоуправления. Назначенный в правительство член палаты обязан сложить свои депутатские полномочия.
Отдельным голосованием общины армян, маронитов и латинитов избирают в палату своих представителей, которые могут посещать её заседания без права участия в обсуждении законопроектов. Они вносят предложения и рекомендации при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы конфессиональных групп.
Законодательный орган в турецкой части острова — меджлис, состоящий из 50 депутатов, избирается сроком на пять лет по системе «смягчённого» пропорционального представительства.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Республике Кипр в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Кипр в древности и Средневековье
- Кипр под управлением Британской империи
- Кипр после обретения независимости
- Современный Кипр
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) Республики Кипр в 1960–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей Республики Кипр по итогам выборов 2006 года
- Партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Республики Кипр в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Положение Турецкой Республики Северного Кипра в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Республики Кипр в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...
Подкаменная Тунгуска является третьим по величине притоком Енисея после Ангары и ...