Кипр / Современный Кипр
В 1990 году ЕЭС ответило отказом на официальную просьбу Кипра о принятии его в организацию, потребовав урегулирования раскола.
Президент Кипра с 1988 года Василиу при поддержке Генерального Секретаря ООН пытался наладить отношения с турками-киприотами, которые, однако, неуклонно отстаивали позицию собственного независимого государства. В феврале 1993 года президентом Кипра стал лидер Демократического сбора Глафкос Клиридис, который выступал за создание на острове федеративного государства с предоставлением широкой автономии для обеих общин, за вывод турецких войск, а также вступление страны в Евросоюз. Кроме того, Клиридис пытался договориться о включении Кипра в оборонительную систему Греции. На парламентских выборах 1996 года большинство голосов набрали пропрезидентские партии Демократический сбор и Демократическая партия. В формировании коалиции к ним присоединилось Движение социал-демократов (ЭДЕК).
Переговоры 1993 года между Денкташем и Клиридисом по поводу открытия аэропорта в городе Никосия под контролем ООН и отвода тяжёлого вооружения от демаркационной линии, разделяющей остров на две части, были сорваны из-за бескомпромиссной позиции северокипрской Партии национального единства (ПНЕ). Однако вскоре на досрочных выборах радикалы потерпели поражение. Новое коалиционное правительство, состоящее из отколовшейся от ПНЕ Демократической партии и левой Республиканской турецкой партии во главе с Хакки Атуна, выступило за разделение острова на две зоны и создание двухобщинной системы управления. Однако возобновлённые мирные переговоры не увенчались успехом, так как парламент Северного Кипра выступил против создания федерации и выбрал курс на укрепление связей с Турцией.
В результате нескольких вооружённых столкновений в августе 1996 года напряжение на острове усилилось до такой степени, что Греция начала угрожать Турции войной, если последняя решит расширить своё присутствие на острове. Никакие предложения о федерализации и демилитаризации Кипра и даже план мирного урегулирования ООН не были реализованы. В итоге в январе 1997 года между Кипром и Россией был заключён договор о закупке российских вооружений, на что Турция ответила угрозами военного удара по Кипру в случае размещения систем ПВО С-300, закупленных Кипром в России. Условием отказа правительства Кипра от систем ПВО был прогресс в ведении переговоров. Летом 1997 года, после того как руководители конфликтующих сторон сошлись в намерении решать проблему только мирными средствами, прошли новые раунды переговоров при участии Генсека ООН, которые, однако, не увенчались успехом. В 1998 году Клиридису всё-таки пришлось отказаться от размещения систем ПВО на Кипре под давлением греческого руководства.
В 1999 и 2000 годах международное сообщество продолжало предпринимать усилия по разрешению кипрского конфликта. Были проведены переговоры для сглаживания противоречий между двумя общинами при посредничестве представителей США и ООН. Если Клиридис выступал за федеративное государство, состоящее из двух кантонов, то Денкташ предлагал создание конфедерации при сохранении обоими государствами суверенитета. Стороны также не могли прийти к согласию по поводу границы между двумя общинами, по проблемам военной безопасности и собственности, потерянной греками на севере острова во время турецкой агрессии 1974 года Турция требовала признания суверенитета Северного Кипра в качестве условия для объединения. Несмотря на несогласие Турции, в декабре 1999 года главы государств и правительств стран — членов ЕС приняли решение о принятии Кипра в эту организацию в самом скором времени, даже если остров останется разделённым на две части.
В апреле 2000 года Денкташ снова одержал победу на президентских выборах, оставив позади своего основного соперника премьер-министра Эроглу. Вскоре ТРСК охватил финансовый кризис, сначала разразившийся в Турции и приведший к банкротству ряда банков на северной части острова. Летом 2000 года здесь начались массовые выступления против правительства, обвиняемого в политической изоляции и экономических неурядицах.
Напротив, в этот период экономика Республики Кипр развивалась весьма динамично. На парламентских выборах 2001 года победу одержала партия АКЭЛ, а Демократический сбор оказался на втором месте. На президентских выборах 2003 года Клиридис проиграл Тассосу Пападопулосу, которого поддержали либеральная Демократическая партия, АКЭЛ и Движение социал-демократов.
Хотя Денкташ не отказался от идеи конфедерации двух суверенных государств, в 2003 году была достигнута договорённость о снятии препятствий для передвижения между двумя общинами.
1 мая 2004 года Республика Кипр стала членом ЕС, в то время как ТРСК остаётся непризнанным международным сообществом государственным образованием. Поскольку ЕС выступает за объединение острова, незадолго до вступления последнего в эту организацию была предпринята ещё одна неудачная попытка образования единого государства. В апреле 2004 года на острове состоялся референдум, отдельно проходивший в двух частях острова, в ходе которого греки высказались против создания конфедерации «Объединённая Республика Кипр», состоящей из двух государств с минимальными полномочиями центрального правительства (так называемый План Аннана, предложенный ООН), тогда как турки-киприоты, уставшие от политической и экономической изоляции, проголосовали «за».
В апреле 2005 года президентом турецко-киприотской части острова стал Мехмет Али Талат. В мае того же года начались переговоры между греками-киприотами и представителями ООН по поводу разрешения кипрского конфликта. В июне 2005 года парламент Республики Кипр ратифицировал проект конституции ЕС. На парламентских выборах в мае 2006 года греки-киприоты проголосовали за правящую коалицию, одобрив её политику по вопросу воссоединения частей острова. В июле 2006 года под эгидой ООН возобновились переговоры между президентом Республики Кипр Тассосом Пападопулосом и лидером турков-киприотов Мехметом Али Талатом, в рамках которых удалось договориться о мерах по укреплению доверия. Однако в ноябре 2006 года переговорный процесс был сорван из-за отказа Турции открыть свои порты для продукции из Республики Кипр, которую она по-прежнему не признает. Турция настаивала на том, что сначала ЕС должен прекратить изоляцию турецко-кипрской общины на острове.
В 2007 году кипрский конфликт обрёл новое измерение, связанное с энергетической сферой. Турция выступила резко против договорённостей между Кипром, Ливаном и Египтом об исследованиях морского шельфа, прилегающего к острову. Официальная Анкара считает, что турки-киприоты также обладают правами на запасы нефти и газа, которые располагаются вокруг острова. По утверждению кипрских властей, Турция послала дополнительные военные корабли на восток Средиземного моря в качестве предупреждения грекам-киприотам, однако Анкара не признала этот факт. Отдельные инциденты подобного свойства происходили и в 2008 году. Не обратив внимания на угрозы Турции, Кипр начал лицензирование участков для разведки нефти. Кипрскими нефтегазовыми проектами заинтересовались американские, европейские, китайские и российские нефтегазодобывающие компании. В августе 2007 года ЕС изложил свою официальную позицию по этому вопросу, полностью поддержав Кипр в его законном праве развивать сотрудничество в энергетической сфере.
← Назад | Современный Кипр | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Западная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Республике Кипр в 1975–2000 годах
- Язык
- Исторический очерк политических традиций
- Кипр в древности и Средневековье
- Кипр под управлением Британской империи
- Кипр после обретения независимости
- Современный Кипр
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) Республики Кипр в 1960–2010 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей Республики Кипр по итогам выборов 2006 года
- Партии
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Республики Кипр в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Положение Турецкой Республики Северного Кипра в рейтинге по индексу свободы прессы в 2003–2008 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2006 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2007 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Республики Кипр в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2003–2008 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1910 года ...