Италия / Местное управление и самоуправление

Поскольку Италия унитарное государство, возникает проблема сосуществования и увязки государственных и местных интересов. В конституции подчёркивается, что представительная система в стране должна быть организована в соответствии с требованиями децентрализации (ст. 5). Таким образом, в Основном законе признана необходимость местной автономии в рамках единого государства. Коммуны, провинции и области, согласно конституции, должны обладать широкой автономией и законодательной властью, частично выполнять государственные функции, чтобы дать гражданам возможность участвовать в местном самоуправлении.

Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социального обеспечения, благоустройства и использования территории, а также экономического развития. Также коммуны могут собирать некоторые местные налоги и располагают собственными полицейскими силами.

Провинции координируют деятельность коммун в области экономики, производства, торговли, туризма и в социальной сфере. К предметам ведения провинций относятся также охрана окружающей среды и культурных ценностей, транспорт и дорожная сеть, унитарные службы, охота и рыболовство.

Каждая область имеет собственный учредительный статут, утверждаемый парламентом. Области обладают правом издавать законы в отношении строго ограниченного круга вопросов и в пределах основных принципов, установленных законами государства. Также области призваны участвовать в деятельности центрального правительства посредством предложения законопроектов и референдумов.

Пять областей — Валле-д’Аоста, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия — обладают более широкими полномочиями и большей автономией, характер которых определён конституционными законами. Их представители могут присутствовать на заседаниях центрального правительства и имеют право совещательного голоса, а Сицилия — даже право решающего голоса.

И коммуны, и провинции, и области имеют свою систему власти, включающую представительный орган, — совет, исполнительный орган совета — джунту и председателя (в коммунах — мэра). В областях члены джунты и её председатель избираются на первом заседании совета из числа его членов. Что касается провинций и коммун, то в них, в соответствии с законом 1993 года, позиции председателя провинции и мэра были усилены: они стали избираться непосредственно населением. При этом председатель провинции и мэр самостоятельно формируют состав джунты и лишь информируют совет об этом, когда представляют на одобрение общие направления деятельности джунты.

Государство имеет в своём распоряжении определённые рычаги контроля над областями. Так, областные законы могут быть оспорены в Конституционном суде или в парламенте, специальные комитеты осуществляют надзор над административными актами. У центрального правительства есть право роспуска областных советов в случае, если последние действуют антиконституционно или нарушают законодательство. Области, в свою очередь, могут распускать коммунальные советы.

Муниципальная система Италии принадлежит к так называемому французскому типу: как и во Франции, во всех территориальных единицах Италии присутствуют представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар, который подчиняется непосредственно премьер-министру. Правительственные комиссары назначаются декретами президента республики по представлению главы правительства, согласованному с министрами по делам областей и внутренних дел. Правительственный комиссар имеет резиденцию в главном городе области, контролирует действия областных властей и, в случае необходимости, обращается к правительству с просьбой о непосредственном вмешательстве. В провинциях представителями центральной власти являются префекты, которые входят в систему министерства внутренних дел. Префекты отвечают прежде всего за общественный порядок и безопасность. В коммунах функции представителя центральной власти возложены на мэра, который, хотя и избирается населением коммуны, обязательно приносит присягу префекту как представителю государства. Мэр не только обязан информировать префекта о состоянии общественного порядка на своей территории, но также ведёт реестр актов гражданского состояния, регистрирует избирателей, военнообязанных и так далее.

Вместе с тем реальная ситуация с местным самоуправлением довольно далека от положений, декларированных в конституции и других законах. Даже по закону об областном самоуправлении, принятому в 1970 году, области получили не так уж много прав: в государстве, где 95 % бюджета распределяется через центр, автономия органов самоуправления ограничена.

В Италии доходы от большинства местных налогов (таковых более 30) перераспределяются через центральный бюджет, а ставки устанавливаются государством (например, надбавки к земельному и сельскохозяйственному налогам). Более или менее реальные полномочия области имеют лишь в четырёх сферах: сельском хозяйстве, общественных работах, здравоохранении и транспорте. Местные административные органы, представляющие министерства, предполагалось ликвидировать, а их задачи перепоручить областям. Но на практике министерства общественных работ, транспорта и другие сохранили свои местные структуры. В целом доля государственных служащих в областных органах составляет всего 2 % от общего числа государственных служащих Италии. Центр продолжает строго регламентировать финансовую политику областных органов власти: они могут относительно свободно распоряжаться только 8 % своего бюджета.


←   Назад  |   Местное управление и самоуправление   |   Вперёд   →



 

Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Москва»).Фауна Мордовского Государственного Заповедника им. П. Г. Смидовича
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Теоретические основы географии / В век бурного развития техники и роста народонаселения резко усилилось воздействие на природу, нередко имеющее вредные последствия: отравляются воздух и вода, возникают пыльные бури, растёт эрозия, на месте полей и пастбищ появляются «бросовые» земли, пустыни. Отсюда особая актуальность географии — Теоретические основы географии
В век бурного развития техники и роста народонаселения резко усилилось ...
Амурская экспедиция 1849–1855 годов. / В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла Амурская экспедиция, руководимая Г. И. Невельским. Он и его славные сподвижники исследовали в 1849–1855 годах Приамурье, Приморье и Сахалин. На богатом архивном материале А. И. Алексеев показывает ход и результаты исследованАмурская экспедиция 1849–1855 годов.
В истории географического изучения Дальнего Востока выдающуюся роль сыграла ...