Италия / Конституционные основы, характеристика формы правления

Первая конституция на итальянской территории была принята в 1848 году во время правления короля Пьемонта Карла Альберта. «Альбертинский статут», названный так в честь монарха, впоследствии стал основным законом объединённой Италии почти на 100 лет. Данная конституция была, по сути, «дарована сверху», но в то же время вводила двухпалатный парламент как элемент народного представительства. В рамках конституционной монархии действовал кабинет министров, назначаемый королём. Со временем королевская власть в стране отошла на второй план, и министры стали подотчётны парламенту.

С приходом к власти фашистов в 1922 году конституция формально сохранила свою силу, однако фактически имела лишь символическое значение. С принятием 24 декабря 1925 года Закона № 2263 в стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Институт монархии при фашизме сохранился, что облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году.

В июне 1946 года на общенациональном референдуме итальянцы большинством в 54,3 % голосов высказались за учреждение республики вместо монархии. 18 июня Италия была официально провозглашена республикой. Граждане избрали Учредительное собрание, которое разработало новую конституцию и приняло её в декабре 1947 года 453 голосами против 83. Конституция вступила силу 1 января 1948 года после промульгации Временным главой государства И. Бономи.

Данный Основной закон Италии действует вплоть до наших дней и провозглашает Италию «демократической республикой, основанной на труде», объявляет носителем суверенитета народ и предполагает наличие в политическом поле страны президента, двухпалатного парламента, подотчётного парламенту кабинета министров, а также независимой судебной власти.

Конституция 1948 года не претерпела значительных изменений до наших дней и считается одной из самых демократичных в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней провозглашены антивоенные, антифашистские положения, характерные для послевоенной Европы.

Италия — парламентская республика. Главой государства в соответствии со ст. 87 конституции является президент, хотя реальные полномочия сосредоточены в руках председателя совета министров. Основной закон Италии не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, однако проводит чёткое различие между тремя основными государственными функциями: законодательная функция принадлежит парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Процедура внесения поправок в конституцию 1948 года искусственно усложнена для того, чтобы застраховать страну от перехода к диктатуре. Пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах парламента конституционного большинства. Наряду с президентом республики гарантом верховенства конституционных норм является Конституционный суд. Согласно ст. 139, республиканская форма правления пересмотру не подлежит.

Конституция Италии начинается с раздела, в котором излагается ряд основных принципов, включая определение Италии как демократической республики, а также упоминание о неотъемлемых правах человека и равенстве всех граждан перед законом. В области личных прав и свобод в конституции заложен целый ряд возможностей: тайна переписки, право свободного передвижения по стране и за её пределами, свобода собраний и слова, отсутствие цензуры СМИ. Также в конституции особо оговаривается равенство супругов между собой, равно как и их детей: таким образом нивелирован ранее провозглашавшийся статус мужа как главы семьи. Широта положений раздела «Основные принципы» позволила не проводить изменение конституции после подписания Маастрихтских соглашений 1992 года (некоторые страны — члены ЕС были вынуждены вносить необходимые изменения в свои конституции).

За разделом «Основные принципы» следуют две главные части документа — «Права и обязанности граждан» и «Устройство Республики».

Учитывая наличие в приграничных районах страны лингвистических меньшинств, в ст. 6 отмечается, что республика является гарантом соблюдения их прав. Отношения государства и римско-католической церкви разграничены: в ст. 7 провозглашается независимость этих институтов друг от друга. Итальянская конституция следует и принципу равенства вероисповеданий. Основы взаимоотношений государства с Ватиканом утверждены Латеранскими договорами 1929 года. Согласованное обеими сторонами изменение договора не требует пересмотра конституции. В 1984 году между государством и церковью было заключено новое соглашение, в результате чего церковь потеряла ряд привилегий, в том числе налоговый «иммунитет» своего имущества и исключительные полномочия по расторжению заключённых в церкви браков.

К 1990-м годам произошла глубокая трансформация экономической и социальной структуры страны, Италия заняла место среди наиболее промышленно развитых стран мира. Одновременно произошло падение влияния радикальных сил как правого, так и левого толка. В стране назрела необходимость конституционной реформы, направленной на повышение эффективности исполнительной власти и замену старой системы партократии. Конституционные реформы были разработаны специальной парламентской комиссией. Предусматривалась полная замена части «Устройство Республики» для коренного изменения государственного устройства страны и системы её управления. Италия должна была получить президентскую (или полупрезидентскую) форму правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием, а также стать федеративным государством с четырёхуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Исторические области Италии планировалось преобразовать в полноправные субъекты федерации, а провинциям, входящим в состав областей, предоставить широкие права автономии. Федеральная структура была призвана преодолеть историческое противостояние между промышленно развитым Севером и сравнительно отсталым Югом и смягчить сепаратистские настроения в северных областях. В проекте нового конституционного устройства была сохранена мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Кроме того, конституционная реформа разрабатывалась для ускорения интеграции Италии в структуры Европейского союза.

Конституционные преобразования в Италии не были осуществлены по причине низкой явки на общенациональные референдумы в 1999 и 2000 годах. В 2001 году изменения в административно-территориальное устройство все же были проведены — посредством конституционного закона была осуществлена децентрализация государства. В 2006 году поправки в конституцию, предложенные блоком Берлускони и предусматривавшие усиление позиций премьер-министра и федерализацию страны, не нашли поддержки у населения: за принятие поправок проголосовали лишь 38,7 % избирателей.

В целом изменения в Основной закон страны вносились:

ст. 56 — Конституционным законом № 2 от 9 февраля 1963 года;

ст. 57 — Конституционным законом № 2 от 9 февраля 1963 года и Конституционным законом № 3 от 27 декабря 1963 года;

ст. 68 — Конституционным законом № 3 от 29 октября 1993 года;

ст. 79 — Конституционным законом № 1 от 6 марта 1992 года;

ст. 88, второй абзац — Конституционным законом № 1 от 4 ноября 1991 года;

ст. 96 — Конституционным законом № 1 от 16 января 1989 года;

ст. 131 — Конституционным законом № 3 от 27 декабря 1963 года;

ст. 134 — Конституционным законом № 1 от 18 января 1989 года.

Конституционным законом № 3 от 18 октября 2001 года внесены изменения в ряд статей (114–130) раздела, касающегося административно-территориального устройства страны. Данные изменения были направлены на децентрализацию государства, или предоставление более широкой автономии областям и провинциям.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...
Кварц и его применение / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Кварц и его применение
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года ...
Канада / Авторы рассказывают о самой большой по территории стране капиталистического мира. О стране, омываемой тремя океанами, обладающей разнообразными природными условиями и богатейшими естественными ресурсами. В книге описываются многонациональное население страны, его особенности, специфические черты егоКанада
Авторы рассказывают о самой большой по территории стране капиталистического ...