Италия / Конституционные основы, характеристика формы правления

Первая конституция на итальянской территории была принята в 1848 году во время правления короля Пьемонта Карла Альберта. «Альбертинский статут», названный так в честь монарха, впоследствии стал основным законом объединённой Италии почти на 100 лет. Данная конституция была, по сути, «дарована сверху», но в то же время вводила двухпалатный парламент как элемент народного представительства. В рамках конституционной монархии действовал кабинет министров, назначаемый королём. Со временем королевская власть в стране отошла на второй план, и министры стали подотчётны парламенту.

С приходом к власти фашистов в 1922 году конституция формально сохранила свою силу, однако фактически имела лишь символическое значение. С принятием 24 декабря 1925 года Закона № 2263 в стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одновременно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Институт монархии при фашизме сохранился, что облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году.

В июне 1946 года на общенациональном референдуме итальянцы большинством в 54,3 % голосов высказались за учреждение республики вместо монархии. 18 июня Италия была официально провозглашена республикой. Граждане избрали Учредительное собрание, которое разработало новую конституцию и приняло её в декабре 1947 года 453 голосами против 83. Конституция вступила силу 1 января 1948 года после промульгации Временным главой государства И. Бономи.

Данный Основной закон Италии действует вплоть до наших дней и провозглашает Италию «демократической республикой, основанной на труде», объявляет носителем суверенитета народ и предполагает наличие в политическом поле страны президента, двухпалатного парламента, подотчётного парламенту кабинета министров, а также независимой судебной власти.

Конституция 1948 года не претерпела значительных изменений до наших дней и считается одной из самых демократичных в мире. Наряду с основными демократическими принципами в ней провозглашены антивоенные, антифашистские положения, характерные для послевоенной Европы.

Италия — парламентская республика. Главой государства в соответствии со ст. 87 конституции является президент, хотя реальные полномочия сосредоточены в руках председателя совета министров. Основной закон Италии не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, однако проводит чёткое различие между тремя основными государственными функциями: законодательная функция принадлежит парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Процедура внесения поправок в конституцию 1948 года искусственно усложнена для того, чтобы застраховать страну от перехода к диктатуре. Пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах парламента конституционного большинства. Наряду с президентом республики гарантом верховенства конституционных норм является Конституционный суд. Согласно ст. 139, республиканская форма правления пересмотру не подлежит.

Конституция Италии начинается с раздела, в котором излагается ряд основных принципов, включая определение Италии как демократической республики, а также упоминание о неотъемлемых правах человека и равенстве всех граждан перед законом. В области личных прав и свобод в конституции заложен целый ряд возможностей: тайна переписки, право свободного передвижения по стране и за её пределами, свобода собраний и слова, отсутствие цензуры СМИ. Также в конституции особо оговаривается равенство супругов между собой, равно как и их детей: таким образом нивелирован ранее провозглашавшийся статус мужа как главы семьи. Широта положений раздела «Основные принципы» позволила не проводить изменение конституции после подписания Маастрихтских соглашений 1992 года (некоторые страны — члены ЕС были вынуждены вносить необходимые изменения в свои конституции).

За разделом «Основные принципы» следуют две главные части документа — «Права и обязанности граждан» и «Устройство Республики».

Учитывая наличие в приграничных районах страны лингвистических меньшинств, в ст. 6 отмечается, что республика является гарантом соблюдения их прав. Отношения государства и римско-католической церкви разграничены: в ст. 7 провозглашается независимость этих институтов друг от друга. Итальянская конституция следует и принципу равенства вероисповеданий. Основы взаимоотношений государства с Ватиканом утверждены Латеранскими договорами 1929 года. Согласованное обеими сторонами изменение договора не требует пересмотра конституции. В 1984 году между государством и церковью было заключено новое соглашение, в результате чего церковь потеряла ряд привилегий, в том числе налоговый «иммунитет» своего имущества и исключительные полномочия по расторжению заключённых в церкви браков.

К 1990-м годам произошла глубокая трансформация экономической и социальной структуры страны, Италия заняла место среди наиболее промышленно развитых стран мира. Одновременно произошло падение влияния радикальных сил как правого, так и левого толка. В стране назрела необходимость конституционной реформы, направленной на повышение эффективности исполнительной власти и замену старой системы партократии. Конституционные реформы были разработаны специальной парламентской комиссией. Предусматривалась полная замена части «Устройство Республики» для коренного изменения государственного устройства страны и системы её управления. Италия должна была получить президентскую (или полупрезидентскую) форму правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием, а также стать федеративным государством с четырёхуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Исторические области Италии планировалось преобразовать в полноправные субъекты федерации, а провинциям, входящим в состав областей, предоставить широкие права автономии. Федеральная структура была призвана преодолеть историческое противостояние между промышленно развитым Севером и сравнительно отсталым Югом и смягчить сепаратистские настроения в северных областях. В проекте нового конституционного устройства была сохранена мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Кроме того, конституционная реформа разрабатывалась для ускорения интеграции Италии в структуры Европейского союза.

Конституционные преобразования в Италии не были осуществлены по причине низкой явки на общенациональные референдумы в 1999 и 2000 годах. В 2001 году изменения в административно-территориальное устройство все же были проведены — посредством конституционного закона была осуществлена децентрализация государства. В 2006 году поправки в конституцию, предложенные блоком Берлускони и предусматривавшие усиление позиций премьер-министра и федерализацию страны, не нашли поддержки у населения: за принятие поправок проголосовали лишь 38,7 % избирателей.

В целом изменения в Основной закон страны вносились:

ст. 56 — Конституционным законом № 2 от 9 февраля 1963 года;

ст. 57 — Конституционным законом № 2 от 9 февраля 1963 года и Конституционным законом № 3 от 27 декабря 1963 года;

ст. 68 — Конституционным законом № 3 от 29 октября 1993 года;

ст. 79 — Конституционным законом № 1 от 6 марта 1992 года;

ст. 88, второй абзац — Конституционным законом № 1 от 4 ноября 1991 года;

ст. 96 — Конституционным законом № 1 от 16 января 1989 года;

ст. 131 — Конституционным законом № 3 от 27 декабря 1963 года;

ст. 134 — Конституционным законом № 1 от 18 января 1989 года.

Конституционным законом № 3 от 18 октября 2001 года внесены изменения в ряд статей (114–130) раздела, касающегося административно-территориального устройства страны. Данные изменения были направлены на децентрализацию государства, или предоставление более широкой автономии областям и провинциям.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

От Эльбруса до Антарктиды / Автобиографическая повесть доктора физико-математических наук, профессора, заслуженного мастера спорта СССР Александра Михайловича Гусева. В 1934 году он вместе с Виктором Корзуном совершил первое зимнее восхождение на Эльбрус. Во время Великой Отечественной войны был в отряде альпинистов, выполнявшОт Эльбруса до Антарктиды
Автобиографическая повесть доктора физико-математических наук, профессора, ...
Кварц и его применение / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Кварц и его применение
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года ...
Новая Зеландия. Трудные годы / В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась бросить вызов США, запретив заход в свои порты кораблям с атомным оружием на борту. Многое изменилось здесь за последние 10–15 лет: обострились социальные противоречия, усилилось забастовочное движение, активизировалась борьНовая Зеландия. Трудные годы
В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась ...