Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Эстония / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Эстония является членом ООН (с 1991 года) и ряда её специализированных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ и др.), ОБСЕ, СЕ, ВТО, ЕБРР, Интерпола и др.

В апреле 2004 года Эстония присоединилась к НАТО, в мае 2004 года — к ЕС.

К основным политическим и экономическим партнёрам Эстонии можно отнести страны ЕС и США, традиционно выступавшие ведущими спонсорами современной эстонской государственности.

Эстония традиционно поддерживает внешнеполитические инициативы Соединённых Штатов и принимает участие в операциях в Афганистане, Ираке и Косово. К 2010 году Эстония, Латвия и Литва должны создать Балтийский батальон НАТО.

В сфере европейской интеграции Эстония выступает сторонником дальнейшего расширения Европейского союза, повышения конкурентоспособности ЕС как экономической единицы (в том числе за счёт роста числа технологических инноваций) и разработки общеевропейской энергетической политики. С декабря 2007 года Эстония вместе с двумя другими прибалтийскими республиками стала участницей Шенгенского соглашения. Вместе с Норвегией, Швецией, Финляндией и Ирландией Эстония участвует в создании международного подразделения для обеспечения безопасности гуманитарных миссий ЕС.

Большое значение в Эстонии придаётся развитию сотрудничества трёх балтийских государств между собой, а также с пятью странами Северной Европы по формуле «восьмёрки» (с 1992 года) и с Германией по формуле «3+1». Региональное взаимодействие осуществляется с помощью таких структур, как Совет государств Балтийского моря, Балтийский форум развития, Балтийская ассамблея, Балтийский совет министров.

В связи с окончательным закрытием Игналинской АЭС, которое должно произойти в 2009 году, в 2006 году три прибалтийские республики и Польша договорились о строительстве на территории Литвы новой атомной электростанции, которая должна снизить энергетическую зависимость участников проекта от поставок углеводородов из России. Вместе с тем данный проект до сих пор находится на начальной стадии из-за разногласий относительно практических мер по его реализации.

В формате «8+1» осуществляется сотрудничество с США (Pine Initiative), которое является вспомогательным инструментом (в основном в качестве очередной площадки для переговоров) для развития евроатлантических связей. Целью взаимодействия с Соединёнными Штатами является строительство общей зоны стабильности и безопасности, где поддержка соседних государств способствует и защите национальных интересов, причём в понятие безопасности включается не только военно-политическая, но и экономическая, гуманитарная и экологическая проблематика.

Следуя примеру скандинавских стран, Эстония по мере своих возможностей участвует в оказании помощи развивающимся государствам, чтобы повысить собственный международный престиж и авторитет в ЕС и НАТО. Данный курс восходит к датской внешнеполитической концепции «динамического активизма», сочетающей помощь в социально-экономическом развитии и услуги по строительству открытого общества, совершенствованию демократических институтов, а также финансовое и информационное давление на реципиентов помощи, не укрепляющих у себя в стране основы демократии.

Эстонский парламент в 2007 году солидаризировался со сторонниками независимости Косова.

Россия критически отнеслась к вступлению Эстонии в ЕС и НАТО в 2004 году. Озабоченность у России вызывает и положение русскоязычных жителей Эстонии, не имеющих гражданства.

До кризиса в российско-эстонских отношениях, произошедшего в 2007 году, наиболее острым моментом в сфере двустороннего взаимодействия была проблема пограничного размежевания. Россия известила эстонскую сторону об отзыве своей подписи под подписанными в 2005 году договорами о границе и разграничении морского пространства после того, как Государственное собрание Эстонии, ратифицировав их, упомянуло в соответствующем законе о «советской оккупации» страны и др.

Эстония выступала против идеи строительства Россией и её партнёрами Североевропейского газопровода, который должен пройти по дну Балтийского моря.

С российско-эстонскими отношениями связана и проблематика панфинноугризма, который представляет собой доктрину единства всех финно-угорских народов.

В 1991 году была воссоздана запрещённая советскими властями некоммерческая организация «Фенно-Угриа» (основана в 1927 году), в задачи которой входило укрепление связей между народами, говорящими на финно-угорских языках. Возрождённой организации была доверена не только координация деятельности нескольких десятков финно-угорских неправительственных организаций, но и взаимодействие с министерством культуры и министерством образования Эстонии. Эстонские государственные структуры не оставляют данное направление и без финансовой помощи: так, в 2006 году было решено увеличить расход бюджетных средств на программы поддержки финно-угорских народов России.

Идея о «притеснении» в России финно-угорских народов традиционно используется эстонской стороной в качестве контраргумента в ответ на заявления российских властей и различных НПО о дискриминации русскоязычного населения Эстонии. Соответствующие выпады делаются как от имени собственно эстонских структур (Эстонского комитета финно-угроведов и др.), так и в рамках Финно-угорского форума Европейского парламента.

Одним из самых заметных демаршей форума и его сторонников на российском направлении стали события 2005 года, когда руководство Республики Марий Эл было обвинено в преследовании национальных организаций марийцев и намеренном сокращении возможностей для изучения и распространения языка и культуры народов республики.

Со стороны эстонских панфинноугристов иногда звучат и более объективные оценки положения финно-угорских народов в России (напр., такие оценки давал один из деятелей панфинноутризма в Эстонии Яак Прозес; в 2005 году министр образования и науки Майлис Репс положительно охарактеризовала ситуацию с развитием финно-угорской культуры в Республике Марий Эл), однако такая позиция не разделяется большинством эстонских политиков.


←   Назад  |   Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Основы орнитогеографического деления Палеарктики / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Академии наук СССР»).Основы орнитогеографического деления Палеарктики
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Живой покров Земли / Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента Всесоюзного общества почвоведов, профессора Б. Г. Розанова посвящена одной из актуальнейших научных проблем — рациональному использованию почвы. Школьники узнают о её важной роли в жизни людей, о том, что делают учёные-Живой покров Земли
Книга известного советского учёного, доктора биологических наук, вице-президента ...
Основы нефтяной и газовой промышленности / В книге изложены азы и чуть глубже по геологии, добыче и транспорту нефти, ППД, переработке нефти и ещё немного интересного. Полезно почитать не только молодым, но опытным спецам нефтегазового комплекса. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1988 года (издательство «Недра»).Основы нефтяной и газовой промышленности
В книге изложены азы и чуть глубже по геологии, добыче и транспорту нефти, ППД, ...