Словения / Конституционные основы, характеристика формы правления

Словения — парламентская демократическая республика. В Словении действует писаная конституция, которая была принята в 1991 году. В конституцию было внесено несколько поправок: в июле 1997 года — в ст. 68 об имущественных правах иностранцев; в июле 2000 года — в ст. 80 о составе и выборах в Государственное собрание.

Наиболее важные поправки были сделаны в 2003 году в связи с вступлением Словении в ЕС и НАТО. Изменения в Основном законе (ст. 30) позволяли стране уступать часть национального суверенитета международным организациям и союзам (например, ЕС и НАТО), разрешали осуществление экстрадиции в соответствии с международной юрисдикцией (ЕС и Международного уголовного суда), а также уравнивали в правах собственности граждан Словении и других стран—членов ЕС. В 2004 году была внесена поправка, разрешающая принимать участие в местных выборах гражданам государств — членов ЕС, проживающим в стране (ст. 43). Поправки 2006 года (ст. 121, 140 и 143) вводили края как единицы регионального самоуправления.

Предложение об изменении конституции могут внести не менее 20 депутатов Государственного собрания, правительство или не менее тридцати тысяч избирателей. Решение принимает Государственное собрание большинством не менее 2/3 голосов присутствующих депутатов.

В конституции зафиксированы гарантии равных избирательных прав, права быть избранным в органы власти (с 18 лет); свободы политических ассоциаций, свободы слова и прессы, свободы передвижения, свободы совести, свободы собраний и объединений; прав частной собственности и иных прав граждан; социальных (защита материнства и детства, право на медицинскую помощь) и культурных прав, прав меньшинств. Основной закон особо подчёркивает статус «коренных» (автохтонных) меньшинств, которым наделены 2 этнические группы — венгры и итальянцы. Их представителям гарантировано участие в органах местного самоуправления и в парламенте.

Высший законодательный орган — однопалатное Государственное собрание. Особое положение имеет Государственный совет, выполняющий совещательные функции, но обладающий правом законодательной инициативы и отлагательного вето на решения Госсобрания. Глава государства — президент — в основном выполняет представительские функции.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Архангельская губерния / В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении, с полезными на все оные части замечаниями. Рукопись относится к 1802 году. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1866 года (издательство «Архангельск, Архангельская губерния
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...
Природные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии / Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов двух крупных смежных районов земного шара — зарубежных территорий Европы и Азии. Для них характерны не только чрезвычайная пестрота и разнообразие природных ресурсов, но и наличие государств с различными социально-экономическПриродные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...
Исследование Арктики в Советском Союзе / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года (издательство «ЦИК СССР»).Исследование Арктики в Советском Союзе
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года ...