Мали / Конституционные основы, характеристика формы правления

Конституция Мали близка по определяемому ею институциональному дизайну конституции Франции. Принята 12 января 1992 года. В разделе 2 Основного документа Мали провозглашается независимой, суверенной, неделимой, демократической, светской, социальной республикой. В качестве основополагающего принципа выделяется «управление народа народом и для народа». Институтами республиканской власти в стране являются: президент Республики, правительство, Национальное собрание, Верховный суд, Конституционный суд, Высокий суд правосудия, Высокий совет территориальных коллективов, Экономический, Социальный и Культурный советы. Девиз Республики — «Один народ — Одна цель — Одна вера».

Ст. 26 закрепляет за гражданами этой страны всеобщее, равное и тайное избирательное право.

Ст. 27 закрепляет пассивное избирательное право за политическими партиями, даёт им свободу действий в рамках закона и обязывает уважать и соблюдать принципы национального суверенитета, демократии, целостности территории, национального единства и светскости государства.

Форма правления — многопартийная республика с однопалатным парламентом (Национальное собрание).

Главой государства, гарантом конституции и Верховным главнокомандующим является президент (ст. 29 конституции). Президент вправе, после консультации с премьер-министром и председателем Национального собрания, распустить Национальное собрание — законодательный орган Республики Мали.

Премьер-министр Мали назначается президентом (ст. 38). Премьер-министр представляет на рассмотрение президенту кандидатуры министров.

Право частной собственности, свобода предпринимательства, право на улучшение качества жизни, на досуг, социальную защиту, труд, образование, создание союзов и общественных организаций, на забастовку прописаны в конституции Мали. Декларируются свободы печати и собраний. Обязанности, налагаемые на гражданина Мали, — защита родины, работа на всеобщее благо, исполнение гражданского долга. Уважение конституции является обязательным для всех лиц, проживающих на территории Мали.

Порядок внесения изменений в конституцию прописан в её гл. 16. Инициатива пересмотра конституции может исходить от президента и депутатов. За проект должно проголосовать Национальное собрание, решение принимается 2/3 членов Собрания. Но окончательное решение о внесении изменений в конституцию утверждается на референдуме. Конституция не может быть пересмотрена в части, утверждающей целостность территории Мали. Республиканская форма правления, светскость и многопартийность государства также не могут быть изменены.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В Мали существует традиционная система разделения властей на законодательную, исполнительную и независимую судебную. В соответствии с конституцией, законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Национальным собранием, состоящим из 147 депутатов. Исполнительная власть представлена президентом, премьер-министром и правительством. Судебная власть — Верховным судом и другими судами и органами правосудия. В институциональном дизайне упор сделан на сотрудничество ветвей власти, принятие коллективных решений.

Глава государства избирается на всеобщих выборах. Премьер-министр назначается президентом единолично. Состав правительства утверждается президентом по кандидатурам, предложенным премьер-министром.

Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти прописано в гл. 6 конституции Мали. Решение о принятии законов (кроме конституционных) принимается простым большинством голосов.

Бюджет принимается Национальным собранием. Объявление войны президентом должно быть авторизовано Национальным собранием. Правительство может запросить у парламента полномочия на принятие Указов, сфера регулирования которых обычно принадлежит соответствующим законам. Такие Указы должны пройти через Совет министров и получить оценку Верховного суда. Если Национальное собрание не одобряет их, они не вступают в силу. Право законодательной инициативы принадлежит одновременно правительству и парламенту. Члены Национального собрания и правительства имеют право вносить поправки. Организационные законы должны быть представлены премьер-министром на рассмотрение в Конституционный суд перед их провозглашением. Другие виды законов, перед обнародованием, могут быть направлены на рассмотрение в Конституционный суд президентом республики, премьер-министром, Председателем Национального собрания, не менее 1/10 депутатского корпуса Национального собрания, Председателем Высокого совета коллективов, 1/10 от числа национальных советников, председателем Верховного суда.

Если Национальное собрание отклоняет план политики, предложенный правительством, или объявляет недоверие кабинету министров, премьер-министр и его кабинет должны уйти в отставку. Национальное собрание может отстранить президента республики от власти через Высокий суд правосудия в случае государственной измены и совершения им других преступлений на посту.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX века / Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего Н. И. Потанина. Омск, 1896 год. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1896 года (издательство «Омск»).Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX века
Киргизские степи и Кокандское ханство в начале XIX столетия. По описанию Хорунжего ...
Успехи инженерной геологии в СССР / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года (издательство «Издательство академии наук СССР»).Успехи инженерной геологии в СССР
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1940 года ...
Происхождение жизни / Предисловие акад. А. И. Опарина. Перевод с английского Ю. М. Фролова. В книге рассмотрены представления о возможности возникновения жизни на Земле и в других областях Вселенной путём постепенных превращений неживой природы, без вмешательства божественных и других сверхъестественных сил. ПредназначенПроисхождение жизни
Предисловие акад. А. И. Опарина. Перевод с английского Ю. М. Фролова. В книге ...