Сингапур / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
Республика Сингапур является промышленно-развитым государством.
В экономике Сингапура важное место занимает торговля, переработка и транспортировка нефти, при относительно небольшой доле обрабатывающей промышленности. В то же время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоёмкой продукции. Почти все отрасли обрабатывающей промышленности (судостроительная, резинотехническая, электронная, лёгкая) ориентируются на внешний рынок. Удельный вес экспортного производства достиг 69 %.
Растёт роль Сингапура как регионального центра сбора, обработки и передачи коммерческих данных и информации, консультативных и рекламных услуг, инжиниринга и так далее. Серьёзные и скоординированные усилия предпринимают государство и частный бизнес по развитию туризма, который превратился в третий по значению источник поступления валюты.
В экономике страны большое значение имеет транспорт. Сингапурский морской порт — третий в мире по объёму обрабатываемых в нем грузов, по объёму обработки контейнеров порт делит с Гонконгом 1–2-е места в мире. Однако Сингапур — первый в мире порт, оснащённый современной компьютерной системой, полностью контролирующей ход погрузки и разгрузки контейнеров, размещение их на причалах, хранение и так далее. Оснащение порта высоко-технологическим оборудованием продолжается практически непрерывно. За последние 10 лет производительность труда в порту увеличивалась ежегодно в среднем на 11,3 %.
В области внешней торговли в последние годы продолжался процесс диверсификации, выразившейся, в частности, в опережающем развитии торгово-экономических связей Сингапура с НИС Тихоокеанского региона. Вывоз продукции, изготовленной непосредственно в Сингапуре, увеличился на 27 %, причём ведущее место в промышленном экспорте заняли средства связи, компьютеры и их элементы, бытовая электроника. Важной статьёй дохода является реализация за рубежом программного обеспечения для компьютеров.
Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остаётся за государством. Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов полуострова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.
Ставка на экономический рост была бы невыполнима без активного участия государства. В стране была развёрнута обширная программа индустриализации. В 1968 году был принят Закон о занятости и поправка к Закону о производственных отношениях. В том же году был реорганизован Совет по экономическому развитию. В 1970 году была учреждена монетарная власть Сингапура, формулирующая и осуществляющая государственную монетарную политику. Были созданы зоны промышленного развития. Министры правительства, включая премьер-министра Ли Куан Ю, были направлены в разные страны мира с целью привлечения инвестиций. Были введены «налоговые каникулы» на 5–10 лет. В результате этих и ряда других мер Сингапур стал исключительно привлекательным для инвесторов, а также для экспорта продукции перерабатывающих предприятий и импорта сырья. Эффективное сочетание быстрой индустриализации с транзитной портовой торговлей привело к появлению конечной продукции с высокой прибавочной стоимостью, экспортируемой в разные районы мира.
Одновременно большое внимание было уделено развитию индустрии услуг, связанной с обслуживанием заходящих в порт судов и ростом коммерции, а также гостиничная и туристическая индустрия.
Государство национализировало целый ряд компаний, неспособных к самостоятельному выживанию и развитию, а также тех, чей курс не совпадал с линией государства (например, «Сингапур Пауэр», «Паблик Утилитис Борд», «Сингапур Телекоммуникейшз», «Сингапур Эйрлайнз»), то есть компаний, относившихся в основном к инфраструктуре — энергоснабжению, транспортным и телекоммуникационным услугам.
В последние годы были приватизированы также бывшие монополии. «Сингтел» и «Сингапурские авиалинии» превратились в открытые акционерные компании со значительным объёмом государственных акций. В 1960 году государством был построен аэропорт Чанги, главный из действующих ныне 10 аэропортов.
К концу 1980-х годов, несмотря на устойчиво высокий экономический рост и снижение безработицы, Сингапур столкнулся с конкуренцией соседних стран, вывозящих аналогичную продукцию по более низким ценам. Государство выдвинуло программу модернизации промышленности и развития индустрии высоких технологий.
Государство также занимается развитием общественного транспорта, поддерживает борьбу за сохранение окружающей среды через систему крайне суровых штрафов — как следствие, Сингапур давно уже является одним из наиболее экологически чистых мегаполисов Азии.
В области социальной политики первостепенное значение придаётся строительству государственного жилья — как средству решения проблем трущоб. Ещё до провозглашения независимости в Сингапуре был основан Совет по развитию жилищного строительства (СЖС), успешно работающий по сей день. Всего за одно десятилетие большая часть трущоб была расселена, граждане получили благоустроенные квартиры. Параллельно с выделением крупных финансовых средств правительство резко усилило борьбу с бюрократической волокитой и коррупцией. Для поощрения собственности на жилье сингапурцам было предоставлено право выкупать квартиры за счёт их личных сбережений в Центральном пенсионном фонде. Правительство намеренно расселяло граждан разных национальностей и конфессий в одних и тех же кварталах с целью укрепления национального единства. Решив проблему на уровне минимум, СЖС приступило к строительству более дорогих и качественных квартир. В настоящее время 80–90 % сингапурцев проживает в квартирах, построенных СЖС.
Правительство ввело практику государственного посредничества в трудовых ссорах, тем самым решив проблему социальной напряжённости.
Значительные успехи Сингапура в области экономики не в последнюю очередь объясняются спецификой системы образования, которая ориентирована на прямое практическое применение, а не на интеллектуально-теоретическое. Техническим специальностям отдаётся очевидное преимущество по сравнению с гуманитарными. Образование построено по принципу высокой конкуренции, преимущество отдаётся наиболее способным и работоспособным ученикам. Это способствует превращению выпускников сингапурских учебных заведений в динамично растущую, компетентную и многочисленную рабочую силу. Вместе с тем существует проблема «отсева» детей, не выдерживающих конкуренции.
Система образования играет важнейшую роль в формировании единства нации. Учащиеся в обязательном порядке путешествуют по Сингапуру для изучения своего культурного наследия. В школах введена церемония подъёма и спуска государственного флага.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Азия
- Юго-Восточная Азия
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980−2005 годах
- Язык (языки)
- Сингапур в древности и Средние века
- Сингапур в составе индийских владений Великобритании
- Сингапур — центр колонии Стрейтс Сетлментс (1867–1917 годы)
- Сингапур — колония короны (1946–1959 годы)
- «Самоуправляющееся государство» (1959–1963 годы)
- Сингапур в составе Федерации Малайзия (1963–1965 годы)
- Современный Сингапур
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2012 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1959–2012 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- Положение и роль СМИ
- Положение Сингапура в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
- Военные расходы в 1990–2008 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Сингапура в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2009 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...
Вашему вниманию предлагается издание «Почвенно-географическое районирование ...