Сингапур / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Республика Сингапур является промышленно-развитым государством.

В экономике Сингапура важное место занимает торговля, переработка и транспортировка нефти, при относительно небольшой доле обрабатывающей промышленности. В то же время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоёмкой продукции. Почти все отрасли обрабатывающей промышленности (судостроительная, резинотехническая, электронная, лёгкая) ориентируются на внешний рынок. Удельный вес экспортного производства достиг 69 %.

Растёт роль Сингапура как регионального центра сбора, обработки и передачи коммерческих данных и информации, консультативных и рекламных услуг, инжиниринга и так далее. Серьёзные и скоординированные усилия предпринимают государство и частный бизнес по развитию туризма, который превратился в третий по значению источник поступления валюты.

В экономике страны большое значение имеет транспорт. Сингапурский морской порт — третий в мире по объёму обрабатываемых в нем грузов, по объёму обработки контейнеров порт делит с Гонконгом 1–2-е места в мире. Однако Сингапур — первый в мире порт, оснащённый современной компьютерной системой, полностью контролирующей ход погрузки и разгрузки контейнеров, размещение их на причалах, хранение и так далее. Оснащение порта высоко-технологическим оборудованием продолжается практически непрерывно. За последние 10 лет производительность труда в порту увеличивалась ежегодно в среднем на 11,3 %.

В области внешней торговли в последние годы продолжался процесс диверсификации, выразившейся, в частности, в опережающем развитии торгово-экономических связей Сингапура с НИС Тихоокеанского региона. Вывоз продукции, изготовленной непосредственно в Сингапуре, увеличился на 27 %, причём ведущее место в промышленном экспорте заняли средства связи, компьютеры и их элементы, бытовая электроника. Важной статьёй дохода является реализация за рубежом программного обеспечения для компьютеров.

Несмотря на наличие высококвалифицированных и образованных местных кадров, в стране относительно мало национальных предпринимателей. Почти все капиталовложения и инициативы в бизнесе поступают из-за границы. Иностранных инвесторов привлекают наличие высококвалифицированной рабочей силы, слабость профсоюзов и политическая стабильность. Ведущая роль в выработке стратегии развития и контроля за выполнением индикативных планов остаётся за государством. Сингапур стал крупным финансовым центром и источником технической и коммерческой информации для соседних стран. После открытия нефти и природного газа на шельфе у берегов полуострова Малакка в Сингапуре разместились штаб-квартиры энергетических компаний.

Ставка на экономический рост была бы невыполнима без активного участия государства. В стране была развёрнута обширная программа индустриализации. В 1968 году был принят Закон о занятости и поправка к Закону о производственных отношениях. В том же году был реорганизован Совет по экономическому развитию. В 1970 году была учреждена монетарная власть Сингапура, формулирующая и осуществляющая государственную монетарную политику. Были созданы зоны промышленного развития. Министры правительства, включая премьер-министра Ли Куан Ю, были направлены в разные страны мира с целью привлечения инвестиций. Были введены «налоговые каникулы» на 5–10 лет. В результате этих и ряда других мер Сингапур стал исключительно привлекательным для инвесторов, а также для экспорта продукции перерабатывающих предприятий и импорта сырья. Эффективное сочетание быстрой индустриализации с транзитной портовой торговлей привело к появлению конечной продукции с высокой прибавочной стоимостью, экспортируемой в разные районы мира.

Одновременно большое внимание было уделено развитию индустрии услуг, связанной с обслуживанием заходящих в порт судов и ростом коммерции, а также гостиничная и туристическая индустрия.

Государство национализировало целый ряд компаний, неспособных к самостоятельному выживанию и развитию, а также тех, чей курс не совпадал с линией государства (например, «Сингапур Пауэр», «Паблик Утилитис Борд», «Сингапур Телекоммуникейшз», «Сингапур Эйрлайнз»), то есть компаний, относившихся в основном к инфраструктуре — энергоснабжению, транспортным и телекоммуникационным услугам.

В последние годы были приватизированы также бывшие монополии. «Сингтел» и «Сингапурские авиалинии» превратились в открытые акционерные компании со значительным объёмом государственных акций. В 1960 году государством был построен аэропорт Чанги, главный из действующих ныне 10 аэропортов.

К концу 1980-х годов, несмотря на устойчиво высокий экономический рост и снижение безработицы, Сингапур столкнулся с конкуренцией соседних стран, вывозящих аналогичную продукцию по более низким ценам. Государство выдвинуло программу модернизации промышленности и развития индустрии высоких технологий.

Государство также занимается развитием общественного транспорта, поддерживает борьбу за сохранение окружающей среды через систему крайне суровых штрафов — как следствие, Сингапур давно уже является одним из наиболее экологически чистых мегаполисов Азии.

В области социальной политики первостепенное значение придаётся строительству государственного жилья — как средству решения проблем трущоб. Ещё до провозглашения независимости в Сингапуре был основан Совет по развитию жилищного строительства (СЖС), успешно работающий по сей день. Всего за одно десятилетие большая часть трущоб была расселена, граждане получили благоустроенные квартиры. Параллельно с выделением крупных финансовых средств правительство резко усилило борьбу с бюрократической волокитой и коррупцией. Для поощрения собственности на жилье сингапурцам было предоставлено право выкупать квартиры за счёт их личных сбережений в Центральном пенсионном фонде. Правительство намеренно расселяло граждан разных национальностей и конфессий в одних и тех же кварталах с целью укрепления национального единства. Решив проблему на уровне минимум, СЖС приступило к строительству более дорогих и качественных квартир. В настоящее время 80–90 % сингапурцев проживает в квартирах, построенных СЖС.

Правительство ввело практику государственного посредничества в трудовых ссорах, тем самым решив проблему социальной напряжённости.

Значительные успехи Сингапура в области экономики не в последнюю очередь объясняются спецификой системы образования, которая ориентирована на прямое практическое применение, а не на интеллектуально-теоретическое. Техническим специальностям отдаётся очевидное преимущество по сравнению с гуманитарными. Образование построено по принципу высокой конкуренции, преимущество отдаётся наиболее способным и работоспособным ученикам. Это способствует превращению выпускников сингапурских учебных заведений в динамично растущую, компетентную и многочисленную рабочую силу. Вместе с тем существует проблема «отсева» детей, не выдерживающих конкуренции.

Система образования играет важнейшую роль в формировании единства нации. Учащиеся в обязательном порядке путешествуют по Сингапуру для изучения своего культурного наследия. В школах введена церемония подъёма и спуска государственного флага.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

В сумраке тропического леса / Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С иллюстрациями, картами. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. В этой книге показана жизнь непроходимых дебрей Амазонии, бассейна Конго и островов Индонезии, их растительный и животный мир. Необычайно разнообразна и краВ сумраке тропического леса
Москва, 1956 год. Государственное издательство географической литературы. С ...
Человеку жить всюду / В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек необычайно широко расширил границы своего обитания и масштабы освоения не только всех регионов нашей планеты, но и космического пространства. 13 связи с этим перед наукой встаёт ряд требующих ответа вопросов: каковы пределы возмоЧеловеку жить всюду
В поисках новых сырьевых и энергетических ресурсов современный человек ...
К островам Индийского океана / Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 год). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар,К островам Индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их ...