Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики

Эфиопия / Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики

Эфиопия — аграрная страна, при этом сельское хозяйство, основу которого составляет земледелие и скотоводство, ориентировано на внутренний рынок. Экономический рост в последние годы обусловлен увеличением доли личного потребления, в отличие от 1990-х годов, когда превалировало общественное потребление, а также иностранными займами и финансовой помощью. Другие индикаторы активности частного сектора, например отношение частных инвестиций к ВВП и объём кредитования частного сектора, также значительно увеличились. Однако развивающийся частный сектор сталкивается с недостатком квалифицированных специалистов и свободного капитала, медленным улучшением инвестиционного климата, а также структурными ограничениями: незначительным объёмом внутреннего рынка и слаборазвитой инфраструктурой.

Промышленность в Эфиопии развита слабо и ориентирована, главным образом, на внутренний рынок. Доля государственного сектора в промышленности — около 85 %. Многие предприятия нерентабельны и подлежат восстановлению. Недра страны изучены слабо (известно, что имеются месторождения золота, железной руды, каменного угля, меди, платины, марганца и тому подобного), их разработка также находится на минимальном уровне.

Продукция сельского хозяйства в настоящее время является основным источником экспортного дохода. Аграрный сектор сильно пострадал во время войны с Эритреей 1998–2000 годов и позднее от засухи, однако сейчас наметился экономический рост, стабилизировалось снабжение населения продовольствием. На экономическое развитие Эфиопии как агарной страны особое влияние оказывают система землепользования и действующее земельное право. Единственным собственником земли до сих пор является государство, сдающее землю в аренду, а действующая система налогообложения затрудняет развитие фермерских хозяйств. Фермеры вынуждены платить налог наличными вскоре после окончания сбора урожая. Власти опасаются, что приватизация земли может привести к социальному кризису: фермеры распродадут землю, перешедшую им в собственность, и переедут в перенаселённые города. Половина земель в Эфиопии пригодна для земледелия, включая обширные неиспользуемые в настоящее время земельные площади на юге.

Важнейшей экспортной культурой сельского хозяйства является кофе. Значительную часть урожая кофе собирают на плантациях штата Кэфа на западе страны. По некоторым оценкам, 1,2 миллиона фермеров заняты в кофейной отрасли сельского хозяйства. Последние несколько лет мировые цены на кофе снижались, что ухудшило положение производителей и экспортёров кофе. Правительство планирует провести анализ технической осуществимости эксплуатации недр, объёма и экономической эффективности разработки запасов. В 2003 году правительство санкционировало нефтедобычу на западных территориях страны. С 1997 года, когда был закрыт нефтеперерабатывающий завод в Асэбе (Ассаб), страна полностью покрывает потребности в топливе за счёт импорта (нефтепродукты доставляются из порта Джибути железнодорожным и автомобильным транспортом). Запасы углеводородов оцениваются как небольшие (геолого-разведочные работы не завершены), но специалисты видят потенциал неразведанных территорий для добычи и экспорта. Эфиопия располагает большим гидроэнергетическим потенциалом, однако он не используется в силу ограниченности инвестиционных возможностей правительства и в целом неблагоприятного инвестиционного климата.

Слаборазвитая по отношению к значительным размерам территории страны транспортная система осложняет задачи экономического развития. Единственная железная дорога, связывающая город Аддис-Абеба с портом Джибути, построена в 1917 году (с 1987 года называется эфиопско-джибутийской); её протяжённость по территории Эфиопии 681 км. Протяженность дорожных магистралей на 2001 год составляла 30 тысяч км (из них только 13 % с дорожным покрытием).

Эфиопия — уникальная страна с обилием исторических и культурных памятников. Многообразие традиционных культур, а также богатство ландшафта, растительного и животного мира создают условия для развития туризма. Однако политическая и социальная нестабильность, отсутствие благоприятного финансового климата мешают притоку иностранных туристов (доходы от туризма в 2001 году составили 75 миллионов долларов США при расходах в 44 миллиона долларов США). Самостоятельно правительство страны не справляется с задачей развития туристической инфраструктуры, хотя подобная цель ставится. Выход Эритреи из состава Эфиопии в 1993 году привёл к разрыву финансовых, торговых, транспортных связей между странами. Наиболее негативными были последствия утраты в результате предоставления независимости Эритрее выхода к морю и портов. До 1998 года внешнеторговые грузоперевозки осуществлялись через морские порты Асэб (Эритрея), Джибути (Республика Джибути) или воздушным путём, через аэропорт Аддис-Абебы.

После начала эфиопо-эритрейского вооружённого конфликта в мае 1998 года порт Асэб был закрыт для Эфиопии. В настоящее время Эфиопия фактически является внутренней державой, а выход к морю для экспорта-импорта продукции возможен в основном через порты Джибути. Вопрос об использовании портов Эритреи постоянно является предметом переговорного шантажа между Эфиопией и Эритреей. Отсутствие выхода к морю усугубляет проблемы развития экономики страны. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 года, Эфиопия названа страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Эфиопия имеет статус «бедной страны с тяжёлым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определена как страна-заёмщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

В 2007 году Эфиопия заняла 123-е место в Рейтинге конкурентоспособности экономик мира (из 131). Её показатель при этом составил 3,28.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): кофе, чай, мате и специи (35,86 %); ореховые масла, специализированные культуры и др. (16,15 %); овощи и корнеплоды (13,97 %); живые деревья, растения, луковицы, срезанные цветы и др. (7,75 %); необработанные шкуры и кожа животных (не включая мех) (5,68 %); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (5,01 %); животные (2,9 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (23,66 %); электрическое и электронное оборудование (11,73 %); энергосиловое оборудование (10,58 %); зерновые культуры (6,65 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (6,06 %); чугун и сталь (5,11 %); удобрения (3,26 %); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (2,86 %); изделия из чугуна и стали (2,71 %); пластмассы-и изделия из них (2,66 %); фармацевтическая продукция (2,46 %) и др.

Основные страны-импортёры для Эфиопии: Германия (11,4 %), Япония (6,8 %), Джибути (13,4 %), Италия (6,5 %).

Основные страны-экспортёры для Эфиопии (2003 год): Саудовская Аравия (23,7 %), США (16,7 %), Китай (6,2 %), Швейцария (5,0 %), Италия (4,0 %).


←   Назад  |   Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Рассказы об ученых и путешественниках / Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой книге своими воспоминаниями о выдающихся учёных и путешественниках, людях, с которыми его связывал «ветер дальних странствий», рассказывает он и о собственных экспедициях в Среднюю Азию и страны Зарубежного Востока.Рассказы об ученых и путешественниках
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...
Основы орнитогеографического деления Палеарктики / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года (издательство «Академии наук СССР»).Основы орнитогеографического деления Палеарктики
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1938 года ...
Колумбы Росские / Художественно-документальное романтическое повествование о подвигах и драматических судьбах героев Великой Северной экспедиции (1733–1743) — сподвижников В.Беринга, которые открыли для науки Сибирь, впервые нанесли на карту побережье Ледовитого океана, разведали морские пути в Японию и к берегам АмеКолумбы Росские
Художественно-документальное романтическое повествование о подвигах и ...