Канада / Проблема «арктического суверенитета» Канады

Циркумполярные области, богатые морским зверем, традиционно вызывали интерес у канадских предпринимателей, причём агрессивная эксплуатация природных ресурсов велась ими не только на собственно канадской территории, но и за её пределами. Так, канадцы вместе с американцами долгое время вели практически бесконтрольный промысел у берегов Чукотки, где Российская империя так и не смогла обеспечить должной защиты своих интересов (подобная деятельность североамериканцев была пресечена советскими властями только к середине 1920-х годов). Одновременно с этим длительное время сами канадцы также не осуществляли должного контроля за иностранцами в арктических областях, прилегавших к Канаде.

Ещё в 1898 году норвежский корабль «Фрамм» под командованием Отто Свердрупа достиг острова Элсмир (ныне — в составе Канады), где команда судна провела детальное картографирование как самого острова, так и более мелких островов, расположенных рядом. В 1902 году исследователь довёл до сведения норвежских властей, что эти острова отныне являются владениями Норвегии.

Поскольку в то время ни британско-канадские, ни норвежские правящие круги не уделяли особого внимания полярным территориям, факт аннексии не имел никаких практических последствий для обеих сторон. Только спустя два десятилетия Канада предприняла меры по устранению иностранного (пусть и номинального) присутствия к северу от своих заселённых территорий, добившись к 1930 году официального отказа Норвегии от владений.

Открытие в 1896 году крупнейших золотых месторождений в Канаде (Клондайк) вызвало к жизни американо-канадский пограничный кризис 1897–1903 годов, который был обусловлен стремлением Канады получить часть территории Аляски, позволявшую обеспечить прямую связь золотоносных районов с Тихим океаном. Трения в итоге были урегулированы мирным путём, хотя британско-канадской стороне и не удалось отстоять свои интересы.

В свете притязания норвежцев на остров Элсмир (с 1902 года) и известий о размещении флага США на Северном полюсе в 1909 году в Канаде зазвучали призывы о необходимости укрепления собственных позиций в регионе. В этот период в качестве одной из мер предлагалась покупка Гренландии либо распространение на неё канадского аналога «доктрины Монро», однако ничего подобного не произошло.

В 1900–1930-х годах северные широты оказались на периферии интересов канадских властей, обладавших крайне незначительными возможностями для обеспечения эффективного контроля над обширными территориями даже южнее Арктики. Так, в начале 1940-х годов на полуострове Лабрадор действовала тайная метеорологическая станция нацистов, а судоходство в заливе Святого Лаврентия до 1944 года сталкивалось с проблемой рейдерства германских субмарин.

Уверенность Канады в правах на неосвоенные арктические территории дополнительно укрепилась, когда после Второй мировой войны Международный суд постановил, что если к концу 2050-х года не возникнет основательных претензий со стороны других государств, то Северный полюс может быть объявлен канадским владением.

Надежды на подобный сценарий развития событий начали рассеиваться, когда глобальное потепление и новейшие научные исследования привели к переходу конфликта в северных широтах на качественно новый уровень. После появления информации о постепенном таянии арктического ледового покрова заинтересованным сторонам стало ясно, что район, где находятся и северные территории Канады, может в перспективе стать зоной активной и уже не осложнённой экстремальными природными условиями добычи природных ресурсов (в первую очередь углеводородов) и конкуренция в данном регионе будет возрастать.

В данной связи на передний план вышел давний территориальный спор о необитаемом острове Ханс, находящемся между территорией Гренландии и северным канадским островом Элсмир. Остров приобретает стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать пролив Нарес, разделяющий Канаду и Гренландию на этом участке.

Пограничное размежевание 1973 году не определило принадлежность острова, что создало повод для возникновения напряжённости в дальнейшем: в 1984 году датским министром по делам Гренландии на острове был установлен датский флаг (в 1988, 1995, 2002 и 2003 годах аналогичные действия совершили и другие представители датской стороны), а в 2005 году представители канадских ВС водрузили там флаг Канады. Не исключён вариант урегулирования спора, при котором стороны разделят остров пополам.

Вопрос о разделе арктического шельфа и обозначенные Россией претензии на его часть дополнительно усилили опасения канадских властей относительно статуса их страны как полярной державы.

Ещё одним компонентом циркумполярной проблемы для Канады является вопрос о статусе Северо-Западного прохода. Этот транспортный коридор, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через воды канадского Арктического архипелага, на несколько тысяч километров короче более известного панамского трансокеанского маршрута и позволяет заметно сэкономить на времени в пути. Также он способен стать частью потенциальной российско-канадской линии коммуникаций «Арктический мост» (Мурманск — Черчилль), которая приобрела бы международное коммерческое и стратегическое значение в связи с вышеуказанной экономией времени.

Если раньше Северо-Западный проход, в течение практически всего года скованный льдами, имел весьма сомнительную ценность (по оценкам некоторых экспертов, в 1904–1984 годах иностранные суда воспользовались им только 11 раз), то быстрое сокращение ледяного покрова может в будущем даже поставить вопрос о придании местным проливам статуса проливов, используемых для международного судоходства (в настоящее время Канада считает эти воды своими внутренними, хотя с этим не соглашаются другие государства, в том числе США и РФ).

Как следствие, задача Канады заключается в том, чтобы не допустить изменения статуса Северо-Западного прохода, которое способно уменьшить её стратегические выгоды. Препятствием здесь является опять же слабая заинтересованность в освоении арктических районов, наблюдавшаяся в предшествующие годы.

По мнению канадских исследователей, она может быть использована как аргумент в спорах относительно обоснованности претензий Канады на данные территории. Так, некоторые эксперты предполагают, что без ведома канадских властей Северо-Западным проходом неоднократно пользовались иностранные АПЛ, и подобная информация лишний раз будет свидетельствовать в пользу версии о неспособности страны даже осуществлять эффективное наблюдение за циркумполярными районами.

В настоящее время отмечается активизация действий канадских властей, свидетельствующая о намерении страны постепенно повысить военную составляющую в Приарктическом и Арктическом регионах. Уже сегодня планируется увеличение числа ледоколов и патрульных кораблей, которые будут обеспечивать канадские интересы в северных широтах, а также создание на Севере базы (Резольют, провинция Нунавут), которая бы обеспечивала подготовку военнослужащих для операций в полярных условиях. Повышается и значимость станции Алерт на острове Элсмир, используемой канадскими ВС в качестве наблюдательного поста.

В рамках этого же курса в 2007 году были проведены арктические учения различных родов войск и ряда правительственных структур, сценариями которых являлись устранение последствий экологической катастрофы, антитеррористические мероприятия и борьба с наркотрафиком. На островах Арктического архипелага увеличивается число патрулей, включая отряды инуитских (эскимосских) рейнджеров.

В 2007 году, реагируя на возобновление регулярных полётов российской стратегической авиации в Северной Атлантике, ВВС Канады на полуострове Лабрадор приготовились к осуществлению ответных мер в случае возможного нарушения российскими самолётами североамериканского воздушного пространства.

Чтобы усилить не только стратегическое, но и хозяйственное присутствие в северных широтах, канадские власти решили создать на острове Баффинова Земля глубоководный порт.

Отношения между США и Канадой в регионе имеют противоречивый характер. Так, морская граница между США (Аляска) и Канадой (Северо-Западные территории и Юкон) в море Бофорта во многом остаётся неурегулированной из-за потенциальных углеводородных богатств континентального шельфа. США продолжают считать воды между островами Арктического архипелага проливами, открытыми для международного судоходства, и предыдущие разногласия по этому поводу привели к появлению временного компромисса, предполагающего, что корабли США (включая ледоколы и суда береговой охраны) могут с уведомлением канадцев свободно следовать в этих водах.

Несмотря на эти трения, Канада сохраняет для США большую ценность как стратегический союзник в циркумполярном регионе. Не исключено создание под эгидой США своего рода «единого западного фронта», где четыре из пяти главных претендентов на арктические ресурсы могли бы объединиться против Российской Федерации. Для этого, к примеру, существуют такие предпосылки, как намерение Дании и Канады совместно исследовать Хребет Ломоносова (один из главных камней преткновения в арктическом споре) за пределами острова Элсмир и Гренландии.

Успешная реализация подобной стратегии, предполагающей межгосударственный раздел Арктики, способна гарантировать США надёжный доступ к владениям «младших» союзников, в любом случае нуждающихся в помощи проверенного партнёра для освоения богатств региона.


←   Назад  |   Проблема «арктического суверенитета» Канады   |   Вперёд   →



 

Вокруг света в сорок тысяч лет / В книге рассказывается о различных фактах из истории общения народов, о роли географических открытий, технических изобретений в развитии цивилизации.Вокруг света в сорок тысяч лет
В книге рассказывается о различных фактах из истории общения народов, о роли ...
Голубая планета: Земля среди планет. Географический аспект / Книга посвящена природной среде Земли. Успехи космических исследований позволяют привести интересные сведения и о природных условиях на Меркурии, Венере, Марсе, Луне и сравнить их между собой. Показано, что природная среда на Земле образуется в результате действия глобального круговорота вещества и Голубая планета: Земля среди планет. Географический аспект
Книга посвящена природной среде Земли. Успехи космических исследований ...
Путешествия к Лобнору и на Тибет / «В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так написал о Н. М. Пржевальском Э. М. Мурзаев выдающийся географ и исследователь Азии. Генерал-майор, действительный и почётный член большинства европейских академий, великий путешественник и исследователь, отважный человеПутешествия к Лобнору и на Тибет
«В истории науки есть личности, идеи и труды которых являются целой эпохой». Так ...