Канада / Территориально-государственное устройство

Согласно ст. 20 Основного закона, Канада является федеративным государством.

Канада включает 10 провинций и 3 федеральные территории. К провинциям относятся: Онтарио, Квебек, Альберта, Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Остров Принца Эдуарда, Ньюфаундленд и Лабрадор. К федеральным территориям относятся: Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут.

Канада относится к странам со сложившейся федеративной системой, причём региональное звено этой системы (провинции) обладает наиболее широкими властными и экономическими полномочиями. Так, природные ресурсы находятся в собственности провинций и природная рента поступает в бюджет провинций. Таким же образом система образования в Канаде является исключительной компетенцией провинциальных властей (на федеральном уровне нет соответствующих государственных учреждений).

Исторически становление современной федеративной системы в Канаде пережило четыре основных периода:

1) 1867–1896 годы — фаза «квазифедерализма», характеризующаяся попыткой создания на территории современной Канады сильного централизованного государства на основе объединения североамериканских колоний;

2) 1896–1914 годы — фаза «классического федерализма», при которой установились более или менее равноправные отношения между федеральной и провинциальной ветвями власти;

3) 1914–1960 годы — фаза " федерализма чрезвычайных условий«, когда в условиях мировых войн и экономической депрессии произошёл заметный сдвиг власти к центру;

4) с 1960 года — «федерализм в сотрудничестве», характеризующийся не только передачей ряда важных властных полномочий из центра, но и созданием совместных федерально-провинциальных институтов управления в различных областях хозяйствования и принятия решений.

К этим институтам можно отнести, например, советы министров (лесного хозяйства, охраны окружающей среды и др.), в которых федеральные и провинциальные представители имеют равные полномочия и права в обсуждении стратегии развития. Важное место в этой системе занимает и институт федерально-провинциальных конференций. Они проводятся на регулярной основе как на высшем уровне — с участием премьер-министра и премьеров провинций и территорий, так и на более низких уровнях — с участием отдельных министерств. Решения на таких конференциях принимаются методом консенсуса. Существует также большое количество иных органов координации — федеральных советов, комиссий (например, Зерновая комиссия), обеспечивающих устойчивое взаимодействие федерального и провинциального уровней власти. Урегулированием отношений между правительствами федерации и провинций занимается и одно из ведущих министерств Канады — министерство межправительственных дел.

В компетенцию федерального правительства входят: международные отношения, регулирование торговли и предпринимательства, страхование по безработице, почтовая служба, статистика, вооружённые силы, навигация и кораблестроение, банковское дело, система мер и весов, натурализация, семейно-брачные отношения, уголовное и уголовно-процессуальное право (ст. 91 Акта 1867 года о Британской Северной Америке), пенсии по старости (ст. 94).

В ведение провинций включены региональные налогообложение, заем денежных средств, управление землями и лесами, система тюрем и больниц, лицензирование региональной торговли, отправление правосудия, регулирование добычи полезных ископаемых (ст. 92), исключительно в компетенцию провинций входит система образования (ст. 93).

К сфере совместного регулирования относятся вопросы сельского хозяйства и иммиграции (ст. 95).

На провинциальном уровне в Канаде система управления также обеспечивается путём взаимодействия трёх ветвей власти, являясь почти зеркальным отражением федеральной системы управления. В отличие от федерации законодательные собрания в провинциях (в Квебеке — Национальная ассамблея) являются однопалатными; вторые палаты к настоящему времени упразднены в тех провинциях, в которых они ранее существовали. Число депутатов в законодательных собраниях провинций варьируется от 32 на Острове Принца Эдуарда до 130 в Онтарио. Главой исполнительной власти формально является представитель монарха — генерал-лейтенант, а реальная власть принадлежит премьеру провинции, лидеру победившей на провинциальных выборах партии, который формирует кабинет из членов победившей партии, избранных в законодательное собрание.

Для Канады характерно положение, когда у власти в провинциях находятся разные партии, в том числе и партии, находящиеся в оппозиции к правящей в Канаде партии.

Три территории Канады не являются субъектами федерации, а относятся к категории «федеральных территорий». Фактическое управление территориями осуществляется из Оттавы. Тем не менее элементы самоуправления стали активно внедряться на федеральных территориях начиная с 1960–1970-х годов. В частности, были созданы законодательные собрания и органы исполнительной власти. Законодательные собрания (17–19 делегатов) формируются по результатам территориальных выборов. Формально главой исполнительной власти территории является представитель монарха — комиссар территории.

Однако на практике роль комиссара ограничена представительскими функциями. Реально же вся исполнительная власть принадлежит премьеру территории. Премьером назначается лидер победившей на выборах в парламент партии. Являясь членом местного парламента, премьер формирует также из членов законодательного собрания кабинет, или исполнительный совет территории (обычно 7 членов, включая премьера). По примеру провинций территориям делегировались законодательные полномочия в таких областях, как здравоохранение, образование, социальная сфера, местное самоуправление и использование возобновляемых природных ресурсов. В отличие от провинций земельный фонд и невозобновляемые природные ресурсы находились и находятся в собственности федерального правительства. Однако с апреля 2003 года полномочия управления земельным фондом и всеми ресурсами на территории Юкон были переданы от федерального правительства территориальным органам. Вся система административного управления северными территориями постепенно эволюционирует к модели управления провинциями Канады.


←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →



 

Геологическая история Кузнецкого каменноугольного бассейна / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Библиотека горнорабочего»).Геологическая история Кузнецкого каменноугольного бассейна
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Элементарные сведения из теории девиации компаса и способы её уничтожения / Санкт-Петербург, 1908 год. Типо-Литография К. Биркенфельда. Издание снабжено схемами и чертежами. Владельческий переплёт. Сохранность хорошая. Учение о «девиации компасов» есть учение об отклонении судового компаса от магнитного меридиана под влиянием масс железа и стали, входящим, в состав корабля.Элементарные сведения из теории девиации компаса и способы её уничтожения
Санкт-Петербург, 1908 год. Типо-Литография К. Биркенфельда. Издание снабжено схемами ...
Величайшие чудеса и шедевры природы / В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по материкам планеты Земля, откроют для себя удивительный мир океанов, увидят сказочную страну Алмазных гор, побывают на берегах озера Виктория и на водопаде Ниагара, спустятся в Карлсбадские пещеры и поднимутся на гору КилимаВеличайшие чудеса и шедевры природы
В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по ...