Ливан / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

В Преамбуле конституции сказано, что государственный строй Ливана основан на принципе разделения властей, их равновесии и сотрудничестве. Необходимо также отметить, что после принятия «Национального пакта» 1943 года государственное строительство основывалось также и на конфессиональном принципе, по которому президентом страны должен был избираться христианин-маронит, премьер-министром становился суннит, председателем парламента — шиит. Также и парламент избирался в соответствии с конфессиональным принципом представительства религиозных групп: равное количество мест в парламенте у христиан и мусульман.

После подписания Таифских соглашений и принятия соответствующих поправок в конституцию было заявлено, что основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы. На настоящее время поэтапный план реализации этой задачи не принят.

Согласно гл. 1 ч. II конституции Ливана законодательная власть осуществляется только Национальной Ассамблеей (до 1979 года именовалась Палатой депутатов).

Исполнительная власть принадлежит совету министров.

Президент является главой государства и символом единства страны. Законодательная инициатива принадлежит Национальной Ассамблее и совету министров.

Судебная власть осуществляется судами различных инстанций и юрисдикций; при отправлении правосудия судья независим. В полномочия Верховного суда входит осуществление суда над президентом и министрами (ст. 80).

Кандидат в президенты республики считается избранным в первом туре Национальной Ассамблеей (путём тайного голосования), если он получает большинство в две трети голосов. Во втором туре достаточно набрать лишь абсолютное большинство голосов. Президент избирается на шесть лет и может быть переизбран только по прошествии шести лет с момента окончания срока своих полномочий (ст. 49).

В случае если Национальная Ассамблея большинством в две трети голосов приняла решение о выдвижение обвинения в нарушении законов или конституции в адрес президента, начинается разбирательство, которое ведёт Верховный суд. В случае возбуждения обвинения против президента он отстраняется от исполнения своих обязанностей и пост президента остаётся вакантным до решения Верховного суда (ст. 60, 61). Подобная схема может применяться и в отношении председателя совета министров и министров. Председатель совета министров или министр, против которого возбуждено обвинение, немедленно уходит в отставку (ст. 70, 71, 72).

По требованию президента республики совет министров может распустить Национальную Ассамблею, если она без наличия чрезвычайных обстоятельств не собирается в течение срока полномочий очередной сессии или в течение двух внеочередных сессий, следующих одна за другой, продолжительность каждой из которых не меньше месяца, или в случае отклонения бюджета в целом, если это препятствует деятельности правительства (ст. 65). Министры несут коллективную и индивидуальную ответственность перед парламентом за общую политику правительства и лично за свою деятельность (ст. 66). Когда Национальная Ассамблея выносит вотум недоверия министру, он обязан подать в отставку (ст. 68).

В случае если Национальная Ассамблея вынесла предложение о пересмотре конституции (в соответствии со ст. 77), а правительство вернуло принятую резолюцию для нового рассмотрения и Ассамблея подтвердила своё предложение большинством в три четверти голосов, президент может либо утвердить требование Ассамблеи, либо потребовать от совета министров её распустить.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Новая Зеландия. Трудные годы / В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась бросить вызов США, запретив заход в свои порты кораблям с атомным оружием на борту. Многое изменилось здесь за последние 10–15 лет: обострились социальные противоречия, усилилось забастовочное движение, активизировалась борьНовая Зеландия. Трудные годы
В книге рассказывается о далёкой тихоокеанской стране, которая не побоялась ...
Основы биогеографии / Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые сведены в иерархическую систему географические свойства жизни и экологические особенности структурной организации земной поверхности (геоэкография). Критически анализируютсяпринципы ареалогии и районирования флор и фаунОсновы биогеографии
Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые ...
Об изучении естественных производительных сил России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Известия академии наук»).Об изучении естественных производительных сил России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...