Ливан / Ливан с древнейших времён до французского мандата

Благодаря географическому положению территория современного Ливана всегда привлекала правителей различных империй. На протяжении истории эта территория находилась под властью ассирийцев, персов, греков, римлян, арабов, турок и французов. Выход к Средиземному морю позволил Ливану играть роль важного торгового центра, так как этнос финикийцев, населявших территорию Ливана, издревле выступал в качестве посредника между западной и восточной частями ойкумены. Они изобрели новые или адаптировали более древние системы счета, инструменты торговли и обобщили многие сведения по навигации, храмовой архитектуре и внесли огромный вклад в средиземноморскую культуру. Финикийцы были не только морскими торговцами и пиратами, но и наследниками мощной религиозно-философской и научной традиции, берущей своё начало в Древнем Шумере.

Города Тир, Сидон, Библ, Баальбек и другие крупные центры торговли и культа входили в сферу стратегических интересов Египта, Ассирии и Вавилона, которые соперничали за право контролировать потоки ценных ресурсов, таких как кедровая древесина, рабы, окрашенные ткани, ювелирные изделия.

После ассирийского завоевания (VII век до нашей эры) торговые города были обложены тяжёлой данью и постепенно пришли в упадок. Постоянные восстания финикийцев против ассирийских правителей жестоко подавлялись. Несмотря на активное сопротивление жителей, города Ливана веками оставались под контролем новых ближневосточных гегемонов — Вавилона и Персии, которые сменили ослабевшее Ассирийское царство. Краткие периоды независимости завершались с приходом новых завоевателей, таких как Александр Македонский (III век до нашей эры), владыки Сирии и Египта (начало II века до нашей эры) и, наконец, римляне. Космополитическая элита финикийских городов с лёгкостью воспринимала и адаптировала для торговых нужд любые новшества, укрепив в период раннего эллинизма своё влияние во многих колониях на островах Средиземного моря и в Северной Африке. В ключевых узлах торговых путей возникали сообщества и поселения, создавались синкретические культы, распространялся финикийский этос, позднее воспринятый Карфагеном. В начале 1-го тысячелетия нашей эры на территории Ливана, включённой в состав Римской империи, распространяется христианство. Позднее Тир, Сидон и Бейрут оказались в составе Восточной Римской империи и процветали более столетия.

В VII веке нашей эры в регионе появляется новая сила — арабские завоеватели, которые вторгаются на территорию Ливана. Долгое время Ливан находится под властью различных мусульманских династий: династии Омейядов (660–750 годы), Аббасидов (VIII–IX века), Тулунидов (IX век), Ихшидидов (X век) и шиитского государства Фатимидов (X–XII века). Происходит исламизация населения, но при этом арабы-завоеватели заимствуют многие технологические достижения эллинистического периода (развитое судостроение, система ремесленных гильдий и том подобных). Арабские завоевания оказали серьёзное влияние на государства восточного Средиземноморья в целом и на формирование современного ливанского общества в частности. Именно в период арабского правления Ливан стал прибежищем для различных этнических и религиозных групп, что привело к постепенному складыванию на территории Ливана поликонфессионального государства. Так, в горных районах на севере Ливана укрывалась христианская община маронитов, а в центральных районах в XI веке распространялось религиозное течение друзов, которые впоследствии образовали отдельный этнос. Арабские правители, следуя нормам шариата, принуждали христиан и иудеев выплачивать специальный религиозный налог (джизья). Немусульмане не имели права создавать вооружённые формирования и должны были во всем подчиняться властям. В результате возникли предпосылки для формирования самоуправляемых общин немусульман (миллетов), в которых действовали свои законы. В крупных городах миллеты занимали отдельные кварталы.

В XII веке европейские элиты начали масштабный проект по завоеванию Ближнего Востока, в ходе которого большая часть ливанских территорий попала под власть крестоносцев. Наиболее тесные отношения у крестоносцев сложились с маронитами, которые признали власть Папы и заключили унию с Римом. Французская монархия была одним из основных участников крестовых походов, и именно тогда сформировался устойчивый интерес французов к этому региону и его христианскому населению, В колониальный период французы использовали свои связи в маронитской среде для управления территорией страны.

С XIII века до конца XV века на территории Ливана, Сирии и Палестины правили мамлюкские правители, которые с переменным успехом отражали внешние (крестоносцы) и внутренние угрозы (подавление восстания шиитов и друзов в 1308 году). После падения Константинополя европейцы сумели наладить торговые отношения с мамлюками, и в течение нескольких десятилетий Бейрут стал основным перевалочным пунктом, через который редкие ближневосточные товары переправлялись на Запад, Происходит интенсивное развитие экономики и ремёсел, которое прекратилось с турецким завоеванием. В начале XVI века турки-османы свергли мамлюков и вверили власть над Ливаном династии друзов Маан, которая к концу века установила власть над южным Ливаном и долиной Бекаа. Одним из наиболее выдающихся правителей этой династии был эмир Фахр ад-дин II Маан (1590–1635 годы). Ему удалось взять под контроль территории северного Ливана, населённые маронитами, а также часть Палестины и Сирии. Эмир внёс значительный вклад в военное и экономическое развитие Ливана. Он активно способствовал сотрудничеству между ливанскими христианами и друзами. Фахр ад-дин пытался добиться независимости Ливана, что привело его к конфликту с Османской империей (в 1635 году он был убит в Стамбуле). В 1667 году Ахмед Маан создал Ливанский эмират, с включением в него южного Ливана и маронитского района Касраван в центральной части страны. К этому же периоду относится упрочение культурных связей с Европой, в частности, с итальянскими городами благодаря посредничеству флорентийского и тосканского купечества.

В 1697 году власть над Ливанским эмиратом досталась династии Шихаб. Постепенно ей удалось распространить свою власть и на север, куда входил и Горный Ливан. Позднее правители из династии Шихаб приняли христианство и стали маронитами. Самым выдающимся правителем из этой династии был Башир II, но в 1840 году он был свергнут османами, которых поддерживали британские войска, стремившиеся не допустить укрепления позиций Франции в регионе. Континентальные империи и Великобритания заключили Лондонское соглашение (1840 год), по результатам которого Ливанский эмират прекратил своё существование. В целом, политика европейских держав в регионе после Наполеона была направлена на создание эффективной системы сдержек и противовесов, которая не позволила бы какой-то одной стороне доминировать в течение значительного периода времени.

В 1842 году Горный Ливан был разделён на два административных района — Северный под управлением христиан и Южный под управлением друзов, хотя и там христиане составляли большинство населения. Этот раздел только усугубил напряжённость между религиозными группами. Так, Франция опекала христиан-маронитов, Великобритания — друзов и некоторые мусульманские секты, Россия традиционно была близка православным. В свою очередь, ослабленная Османская империя пыталась усилить контроль над этими территориями. В результате политики жёсткого разделения на конфессиональные группы в мае 1845 года между христианами и друзами вспыхнула война. Османский султан ввёл систему местных меджлисов (советов) в каждом из районов, для того чтобы прекратить беспорядки. В меджлис входили представители разных религиозных общин, которые должны были содействовать правителям этих районов в сохранении спокойствия. Но это не помогло предотвратить восстание маронитских крестьян против аристократии, вспыхнувшее в 1858 году в северных районах Горного Ливана. Постепенно конфликт, начинавшийся как религиозный, приобретает социально-экономическую окраску. В 1860 году напряжение достигло апогея — друзы вырезали около 10 тысяч христиан.

В октябре 1860 года международная комиссия в составе представителей Франции, Великобритании, Австрии, Персии и Османской империи изменили административно-территориальное деление Ливана, чтобы впредь избежать жертв в межконфессиональных столкновениях. В результате османские власти ввели в 1861 году в Горном Ливане Ограниченный статут. Эти территории были объединены в автономный район — мутасаррифийю, которым управлял османский губернатор-христианин, назначавшийся с одобрения европейских держав. Был создан административный совет при губернаторе (именовался мутасаррифом), куда входили представители различных общин пропорционально их численности в составе населения. Новая администрация занималась судопроизводством и добивалась исполнения принятых законов. Всем подданным были гарантированы гражданские свободы. Эта система просуществовала до конца Первой Мировой войны и была достаточно эффективным средством, которое позволяло сгладить накопившиеся в ливанском обществе противоречия. В указанный период Ливан, фактически напрямую управляемый европейцами, активно развивался, а Бейрут стал одним из основных торговых и культурных центров Османской империи. При этом отмечался рост националистических настроений (зарождается ливанское национальное самосознание) — отделение от Турции становилось только вопросом времени. Турецкие власти (Джамал-паша) пытался воспрепятствовать выходу Ливана из состава Османской империи крайне жёсткими мерами — турецкая армия мешала поставкам продовольствия, что привело к голоду и массовым жертвам; были казнены 21 человек, обвиняемых в антитурецкой деятельности. В их память в Ливане установлен государственный праздник — день Павших (отмечается 6 мая).


←   Назад  |   Ливан с древнейших времён до французского мандата   |   Вперёд   →



 

От полюса к полюсу / Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного советского географа, исследователя полярных районов Земли (Арктики и Антарктики), Героя Советского Союза, доктора географических наук Михаила Михаиловича Сомова. М. М. Сомов показан всесторонне: как учёный и человек, умеющий сплаОт полюса к полюсу
Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного ...
Рассказы об ученых и путешественниках / Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой книге своими воспоминаниями о выдающихся учёных и путешественниках, людях, с которыми его связывал «ветер дальних странствий», рассказывает он и о собственных экспедициях в Среднюю Азию и страны Зарубежного Востока.Рассказы об ученых и путешественниках
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...
Пути по Русскому Алтаю / Книга известнейшего русского географа, ботаника, специалиста в области физиологии растений, профессора Томского университета В. В. Сапожникова «Пути по Русскому Алтаю» была издана в 1912 году. В ряду его многочисленных работ она занимает особое место. Это подробнейший путеводитель по Горному Алтаю тПути по Русскому Алтаю
Книга известнейшего русского географа, ботаника, специалиста в области ...