Казахстан / Особенности исполнительной власти

Согласно ст. 64 конституции, исполнительную власть Республики Казахстан осуществляет правительство, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед президентом, а также подотчётно парламенту (в связи с неприятием внесённого правительством проекта закона премьер-министр может поставить вопрос о доверии правительству, и в случае выражения недоверия заявляет президенту об отставке, которую он может не принять) . Члены правительства подотчётны палатам парламента, который вправе принять обращение к президенту об освобождении от должности члена правительства в случае неисполнения им законов, хотя президент может отказаться от удовлетворения обращения (только в случае повторного обращения большинства депутатов член правительства будет освобождён от должности).

Правительство образуется президентом (ст. 65.). Предложения о структуре и составе правительства вносятся президенту премьер-министром в десятидневный срок после назначения премьер-министра. Особо подчёркивается, что члены правительства приносят присягу народу и президенту Казахстана. Согласно ст. 68 конституции, члены правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции и несут персональную ответственность перед премьер-министром за работу подчинённых им государственных органов. Член правительства, не согласный с проводимой правительством политикой или не проводящий её, подаёт в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности.

Полномочия правительства Казахстана имеют преимущественно технический характер (по сравнению с полномочиями президента) и заключаются в том, что правительство:

1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление;

2) представляет парламенту республиканский бюджет и отчёт о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

3) вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов;

4) организует управление государственной собственностью;

5) вырабатывает меры по проведению внешней политики;

6) руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;

7) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов республики;

8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства;

9) выполняет иные функции, возложенные на него конституцией, законами и актами президента (ст. 66). Премьер-министр организует и руководит деятельностью правительства, персонально отвечает за его работу (ст. 67).

Формально президент не является главой исполнительной власти, но он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 40). К числу функций президента, согласно ст. 44 конституции, относятся: обращение с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики; назначение очередных и внеочередных выборов в парламент и его палаты; созыв внеочередной сессии парламента; подписание представленного сенатом парламента закона в течение одного месяца, обнародование закона либо возвращение закона или отдельных его статей для повторного обсуждения и голосования; после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе парламента, внесение на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуры премьер-министра; с согласия Мажилиса парламента назначение на должность премьер-министра; освобождение его от должности; определение по представлению премьер-министра структуры правительства, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, назначение на должности членов правительства; назначение на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождение от должностей членов правительства; председательство на заседаниях правительства по особо важным вопросам; поручение правительству внести законопроект в Мажилис парламента; отмена либо приостановление полностью или частично действия актов правительства и премьер-министра, акимов областей, городов республиканского значения и столицы; с согласия сената парламента назначение на должности председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и председателя Комитета национальной безопасности; освобождение их от должностей; образование, упразднение и реорганизация государственных органов, непосредственно подчинённых и подотчётных президенту, назначение на должности и освобождение от должностей их руководителей; назначение на должности сроком на пять лет председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, председателя и двух членов Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; утверждение государственных программ; принятие решения о проведении республиканского референдума; ведение переговоров и подписание международных договоров; в качестве Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами назначение на должность и освобождение от должности высшего командования Вооружённых Сил; осуществление помилования граждан; в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность, безопасность граждан находятся под серьёзной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, после официальных консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента принятие мер, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных местностях чрезвычайного положения, применение Вооружённых Сил, с незамедлительным информированием об этом парламента республики; в случае агрессии либо непосредственной внешней угрозы безопасности введение на всей территории государства или в отдельных местностях военного положения, объявление частичной или общей мобилизации и незамедлительное информирование об этом парламента; формирование подчинённых ему Службы охраны президента и Республиканской гвардии; формирование администрации президента; формирование Совета Безопасности и иных консультативно-совещательных органов, а также Ассамблеи народа Казахстана и Высшего Судебного Совета и др.

Многие эксперты относят Казахстан к группе государств с неограниченной президентской формой исполнительной власти. В эту группу включены также все среднеазиатские государства СНГ. Термин «неограниченность» используется для описания исполнительных органов и вовсе не означает отсутствие каких бы то ни было демократических институтов. Большинство из стран с неограниченной президентской формой власти имеют краткую историю независимого существования, нуждаются в сильном харизматическом лидере как символе и скрепе своей независимости и государственности.

Общей особенностью таких государств является наличие авторитарного режима (разной степени жёсткости). Это результат отсутствия компетентности в выборе, которая обеспечивается эффективным функционированием многопартийной системой состязательного типа. Ещё одной особенностью таких государств является, как правило, более длительное пребывание лидеров у власти, модель не коалиционного, а однопартийного правительства, подотчётного президенту.

Несмотря на вышеперечисленные особенности, которые в целом присущи исполнительной власти Казахстана, было бы заблуждением характеризовать политическую систему этой страны как исключительно антидемократическую. В отличие от других государств с неограниченной президентской формой правления, Казахстан характеризуется политической и социально-экономической стабильностью, а его политическая система и дизайн институтов власти есть результат политических традиций, истории, культуры и значительных изменений за последние 15 лет. Несмотря на авторитарные тенденции, в целом политическая система Казахстана подвижна, а некоторая её жёсткость есть результат политического стиля президента Н. Назарбаева.

Впервые Н. Назарбаев был избран президентом Казахской ССР Верховным Советом в апреле 1990 года. 1 декабря 1991 года на всенародных выборах президента Республики Казахстан получил поддержку 98,7 % избирателей. В 1995 году в результате референдума президентские полномочия Н. Назарбаева были продлены до 2000 года. 10 января 1999 года Н. Назарбаев был избран президентом Республики Казахстан, получив 79,78 % голосов избирателей. 4 декабря 2005 года также были проведены президентские выборы, на которых за Н. Назарбаева проголосовали 91,15 % избирателей.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Каменные факелы Камчатки / Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? Как образуются вулканические горы? Чем обусловлено размещение вулканов на земном шаре? Что такое тихоокеанское огненное кольцо? Чем знамениты камчатские вулканы? Почему обильное тепло вулканов способствует похолоданиюКаменные факелы Камчатки
Вулканы. Сколько их на нашей планете? Почему и как происходят извержения вулканов? ...
Леса / «Леса» — первая книга справочного издания «Природа мира», написанная известными лесоводами нашей страны. Книга содержит обзор и оценку лесных ресурсов мира по континентам и странам, даёт общее представление о разнообразии лесов планеты, об их использовании и воспроизводстве.Леса
«Леса» — первая книга справочного издания «Природа мира», написанная известными ...
Конкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков / Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских завоеваний в Центральной и Южной Америке, о жизни и деятельности предводителей испанских конкистадоров Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро, о тайнах древней культуры инков и ацтеков — коренных жителей Центральной и Южной АКонкистадоры. История испанских завоеваний XV–XVI веков
Подробное и яркое историческое исследование, повествующее об истории испанских ...