Йемен / Конституционные основы, характеристика формы правления

В Йеменской Республике действует конституция, вступившая в силу 16 мая 1991 года (с поправками от 29 сентября 1994 года и 20 февраля 2001 года).

Глава I части первой определяет основы политического устройства страны. ЙР — «арабское исламское независимое суверенное государство, чья целостность нерушима; народ Йемена является частью арабской и исламской уммы» (ст. 1).

Государственной религией является ислам (ст. 2), а шариат — источник всего законодательства (ст. 3).

Народ Йемена выступает носителем и источником власти (ст. 4), политическая система основана на принципе политического и партийного плюрализма в целях мирной трансформации власти (ст. 5).

Глава II закрепляет основы экономической системы и экономические права, прежде всего свободу экономической деятельности. Национальная экономика должна быть основана на принципах исламской социальной справедливости, соревновательности государственного, частного, кооперативного и смешанного секторов экономики, защиты и уважения частной собственности, которая «может быть отчуждена только в интересах общества и в соответствии с законом» (ст. 7). Все природные ресурсы и источники энергии принадлежат государству (ст. 8). Государство должно поддерживать свободу торговли, поощрять конкуренцию, иностранные и местные инвестиции и защищать их в интересах национальной экономики (ст. 10). Система налогообложения определяется законом (ст. 13). Государство собирает закят (исламский налог) и использует его легально и в соответствии с законом (ст. 21).

Глава III посвящена социально-культурным основам общественного устройства и закрепляет общие принципы защиты прав человека в Йемене (ст. 24–35). Этими основами являются равенство возможностей, общественная солидарность, защита семьи и традиционного образа жизни, свобода научной и творческой деятельности, защита материнства, детства и прав молодёжи, равенство мужчины и женщины, помощь государства в случае стихийных бедствий и «общественных кризисов», защита государством окружающей среды, памятников истории и архитектуры.. Образование, здравоохранение и социальное обеспечение провозглашены важнейшим совместным делом государства и общества, государственная служба — обязанностью и честью. Труд необходим для развития общества, он — право, обязанность и честь для каждого гражданина; граждане имеют право выбирать для себя соответствующий род занятий в рамках закона, никто не может быть принуждён к труду иначе как по закону, в интересах общества и за справедливую плату.

Глава IV посвящена организации национальной обороны: армии, полиции, сил безопасности и других формирований. Государство имеет монополию на организацию и легитимное использование силовых структур (ст. 36). Для обеспечения безопасности страны учреждён Совет национальной обороны во главе с президентом (ст. 38).

Часть вторая (ст. 41–61) гарантирует гражданские, политические, социальные и культурные права граждан. Среди гражданских прав названы равенство в осуществлении прав и обязанностей, свобода мысли и мнений, свобода личной жизни, защита чести и достоинства, безопасность, принцип презумпции невиновности, право на адвоката, приверженность принципу habeas corpus, запрет пыток и бесчеловечного обращения, индивидуальная уголовная ответственность, осуществление преследования и наказания только по закону, отсутствие обратной силы закона, тайна переписки и переговоров, неприкосновенность жилища, культовых и образовательных учреждений, личной информации, право на гражданство, запрет лишения гражданства и экстрадиции гражданина Йемена, свобода передвижения, право обращаться с жалобами, критикой и предложениями в правительственные учреждения.

Среди политических прав и свобод: право избирать и быть избранным, выражение мнения на референдуме, свобода собраний и ассоциаций (включая профсоюзы), право создавать политические партии, запрет выдачи политических беженцев.

Среди социальных и культурных прав: право на образование («основное образование является обязательным»), здравоохранение (государство должно «расширять бесплатные медицинские услуги»), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, безработицы, старости или потери кормильца.

Конституция предусматривает следующие обязанности граждан Йемена: заботиться о сохранности государственной собственности и общественных фондов (ст. 19), платить налоги, защищать отечество и религию, способствовать национальному единству (ст. 59–61).

Часть третья закрепляет основы организации государственной власти. В главе I (ст. 62–104) определены порядок формирования и полномочия Палаты представителей (араб., Маджлис ан-Нувваб). Это «орган законодательной власти, принимающий законы, утверждающий основные направления политики государства, бюджет и окончательный баланс и осуществляющий контроль за деятельностью исполнительной власти» (ст. 62). В соответствии с поправками 1994 года были точнее определены порядок формирования и функции верхней палаты — Консультативного совета (араб., Маджлис аш-Шура) (ст. 125) (подробнее см. раздел «Особенности законодательной власти»).

Организация исполнительной власти определена в главе II. Исполнительную власть осуществляют от имени народа Президент и Совет министров (ст. 105). Порядок избрания и полномочия Президента описаны в ст. 106–128. Президент является главой государства и назначает вице-президента (ст. 106), а также Председателя Совета министров (ст. 119). Своим указом он утверждает состав кабинета, который формирует Председатель на основе консультаций с Президентом. Президент избирается на прямых альтернативных выборах сроком на 7 лет (с 2001 года) максимум на 2 срока (о порядке проведения выборов см. раздел «Особенности избирательной системы»).

Президент как глава государства должен выполнять волю народа, уважать конституцию и законы, защищать национальное единство и цели революции (ст. 110), представлять государство внутри страны и за рубежом. Он ответствен за выработку и реализацию общего политического курса страны, назначает членов Консультативного совета, Национального совета обороны, назначает и освобождает от должности высших государственных служащих, военнослужащих и полицейских чинов (ст. 119). Также Президент является Верховным главнокомандующим (ст. 111), назначает и отзывает послов, открывает дипломатические ведомства за границей, предоставляет политическое убежище, созывает референдумы, имеет право провозглашать чрезвычайное положение (с согласия Палаты представителей, ст. 121).

Президент имеет право проводить совместные заседания с Советом министров и председательствовать на них, обладает полномочиями в области законодательства и судопроизводства: промульгирует законодательные акты и имеет право вернуть законопроект на повторное рассмотрение в течение 30 дней (если этого не происходит, законопроект считается принятым; вето может быть преодолено большинством голосов депутатов), издаёт указы, имеющие силу закона. Глава государства имеет право распускать Палату представителей с изложением причин роспуска и объявлением о новых выборах в течение 60 дней. Без его согласия не могут быть приведены в исполнение смертные приговоры.

В случае освобождения поста Президента или наступления у Президента стойкой неспособности выполнять свои обязанности — обязанности Президента переходят к Вице-президенту на срок не более 60 дней, в течение которых должны состояться новые выборы. В случае если посты Президента и Вице-президента становятся вакантными в одно и то же время, его функции переходят к Президиуму Палаты представителей (в случае её роспуска — к Совету министров). В этом случае выборы Президента должны состояться в срок, не превышающий 60 дней с момента созыва первой сессии Палаты (ст. 116).

Выдвижение обвинения Президенту в государственной измене, нарушении конституции или ином действии, наносящем ущерб независимости и суверенитету страны, может быть произведено по инициативе не менее 1/2 депутатов Палаты представителей, предание его суду должно быть поддержано не менее 2/3 депутатов. Если обвинение выдвинуто против Президента и его заместителя, обязанности Президента временно переходят к Президиуму Палаты представителей (ст. 128). Президент имеет право подать мотивированное прошение об отставке Палате депутатов, которое она может принять абсолютным большинством голосов. Если отставка не принята, Президент может повторить прошение в течение трёх месяцев; в этом случае Палата обязана принять её (ст. 115).

Совет министров — правительство ЙР является высшим органом исполнительной и административной власти в стране; ему подчинены все административные органы, учреждения и корпорации (ст. 129) (подробнее о функционировании исполнительной власти см. раздел «Особенности исполнительной власти»).

Большое внимание отведено местному самоуправлению. Административные единицы избирают советы, которые должны предлагать программы развития и инвестиционные бюджеты, контролировать и проверять местные административные учреждения. В основу местного самоуправления положен принцип административной и финансовой децентрализации (ст. 146).

Глава III посвящена организации судебной власти. Судебная власть провозглашена самостоятельной ветвью власти, судьи независимы и подчиняются только закону. Генеральная Прокуратура — отдельный элемент судебной системы (ст. 149) (подробнее см. раздел «Особенности судебной власти»).

Помимо компетенций органов государственной власти в конституции также зафиксированы: описание государственной символики (ст. 155–156), порядок внесения поправок в текст конституции, общие и заключительные положения (ст. 158–160).

Правом инициативы внесения поправок обладают Президент или 1/3 депутатов Палаты представителей. Если инициатива исходит от Палаты представителей, она должна быть обсуждена и поддержана большинством депутатов. Консультативный совет утверждает текст поправок. В первом чтении поправки принимаются Палатой представителей простым большинством голосов, второе чтение должно проходить через 60 дней после первого. Окончательно поправки утверждаются 3/4 голосов депутатов. Если речь идёт о поправках в текст первой или второй части конституции, они после одобрения депутатами должны быть вынесены на референдум,

Всего конституция содержит 160 статей, разбитых на 5 частей.


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →



 

Краткая петрология без микроскопа / Книга Владимира Никитича Лодочникова содержит основы науки о горных породах, ее цели, задачи, а также методы полевой, и представление о способах камеральной работы петролога. Дано описание главнейших пород и приведены способы их распознавания при полевой работе. Воспроизведено в оригинальной авторскКраткая петрология без микроскопа
Книга Владимира Никитича Лодочникова содержит основы науки о горных породах, ее ...
Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года (издательство «Петроград»).Дарвинизм и вопрос о виде в области современной палеонтологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1881 года ...
Основы нефтяной и газовой промышленности / В книге изложены азы и чуть глубже по геологии, добыче и транспорту нефти, ППД, переработке нефти и ещё немного интересного. Полезно почитать не только молодым, но опытным спецам нефтегазового комплекса. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1988 года (издательство «Недра»).Основы нефтяной и газовой промышленности
В книге изложены азы и чуть глубже по геологии, добыче и транспорту нефти, ППД, ...