Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Индия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Индия участвует в следующих международных организациях: ООН, специализированные органы Генеральной Ассамблеи (ЮНКТАД, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) и Совета Безопасности, специализированные организации Объединённых Наций (ФАО, МБРР, ИКАО, МАР, МФК, МФСР, МОТ, ИМО, МВФ, МСЭ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО); МАГАТЭ; Содружество (бывшее Британское содружество наций); АфБР (Африканский банк развития), АБР (Азиатский банк развития), Совет таможенного сотрудничества, Постоянный арбитражный суд, Интерпол, Движение неприсоединения, СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии), ВТО и др.

Индия является наблюдателем или «партнёром по диалогу» в ряде международных организаций, например, МОМ (Международная организация миграции), ОАГ, АСЕАН, Региональный форум АСЕАН и др.

5 июля 2005 года на заседании глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в состав которой входит и Россия, было принято решение предоставить Индии статус наблюдателя в этой организации (наряду с Ираном и Пакистаном).

Внешняя политика Индии, являющейся членом ООН, Содружества и других международных организаций, основана на принципах неприсоединения (к любым политико-идеологическим — было актуально во времена холодной войны — и региональным оборонительным блокам) и мирного урегулирования международных споров. Индия в прошлом выступала за право колониальных народов на самоопределение, а сейчас выступает за интенсификацию помощи развивающимся странам — «Югу» (в том числе в рамках системы ООН и Движения неприсоединения).

В дополнение к принципу неприсоединения внешняя политика Индии основана на концепции мирного сосуществования (панча шила, или «пять принципов»; они, строго говоря, наполняют смыслом деятельность Движения неприсоединения), включающей: уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство, взаимная выгода.

Среди основных внешнеполитических контрагентов Индии можно выделить:

Пакистан самый проблемный внешнеполитический контрагент. После обретения независимости между этими странами произошли 2 широкомасштабных вооружённых конфликта (1965 и 1971 годов), не считая боестолкновений в 1947–1948 годов при размежевании Джамму и Кашмира. Периодически на границе индийского и пакистанского секторов Джамму и Кашмира происходят перестрелки и боестолкновения с применением тяжёлой артиллерии и авиации. Кашмирская и связанные с ней проблемы (проникновение террористов из Пакистана в Индию и тому подобного) остаются основным препятствием для нормализации отношений между двумя странами, хотя в конце 1990-х годов были предприняты шаги по снижению напряжённости (Лахорская декларация, открытие регулярного автобусного сообщения между Лахором и Нью-Дели).

Китайская Народная Республика: со времён обретения независимости Индия стремилась поддерживать дружественные и добрососедские отношения с КНР. Однако в 1959 году между двумя странами вспыхнул вооружённый пограничный конфликт, а в 1962 году — война. Только спустя 14 лет после этого инцидента страны обменялись послами. С 1991 года между Индией и Китаем проходят переговоры о границе, но территориальная проблема так и не решена. Китай продолжает удерживать более 30 тысяч квадратных км территории, захваченной полвека назад, и не отказался полностью от всех территориальных претензий (например, на штат Ару-начал Прадеш). КНР продолжает поставки вооружений в Пакистан, что рассматривается индийской стороной как недружественное поведение. В последнее время КНР и Индия начали первый за всю историю двусторонних отношений диалог по проблемам безопасности.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Геологические проблемы современных и древних океанов / В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального состава и общей структуры земной коры. На основе обобщения новых данных автор вновь приходит к заключению, что подразделение земной коры на континентальную и океаническую не имеет под собой ни историко-геологической, ни количеГеологические проблемы современных и древних океанов
В работе рассматриваются проблемы возраста океанов, а также материального ...
Жизнь в пустыне (географо-биогеоценотические и экологические проблемы) / В книге рассматриваются особенности структуры биогеоценозов, сукцессии растительности и распространение некоторых типичных видов птиц и млекопитающих пустынь. Впервые выдвигаются в порядке постановки новые эколого-географические проблемы аридных зон в условиях их освоения в эпоху научно-техническогоЖизнь в пустыне (географо-биогеоценотические и экологические проблемы)
В книге рассматриваются особенности структуры биогеоценозов, сукцессии ...
Географический атлас России / Атлас России — справочное картографическое издание, предназначенное для широкого круга читателей. Атлас даёт информацию как о России в целом, так и о её физико-географических регионах. В структуру Атласа входят следующие разделы: «Федеративное устройство России», «Географические регионы России», «ГоГеографический атлас России
Атлас России — справочное картографическое издание, предназначенное для ...