Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Индия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Индия участвует в следующих международных организациях: ООН, специализированные органы Генеральной Ассамблеи (ЮНКТАД, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) и Совета Безопасности, специализированные организации Объединённых Наций (ФАО, МБРР, ИКАО, МАР, МФК, МФСР, МОТ, ИМО, МВФ, МСЭ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО); МАГАТЭ; Содружество (бывшее Британское содружество наций); АфБР (Африканский банк развития), АБР (Азиатский банк развития), Совет таможенного сотрудничества, Постоянный арбитражный суд, Интерпол, Движение неприсоединения, СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии), ВТО и др.

Индия является наблюдателем или «партнёром по диалогу» в ряде международных организаций, например, МОМ (Международная организация миграции), ОАГ, АСЕАН, Региональный форум АСЕАН и др.

5 июля 2005 года на заседании глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в состав которой входит и Россия, было принято решение предоставить Индии статус наблюдателя в этой организации (наряду с Ираном и Пакистаном).

Внешняя политика Индии, являющейся членом ООН, Содружества и других международных организаций, основана на принципах неприсоединения (к любым политико-идеологическим — было актуально во времена холодной войны — и региональным оборонительным блокам) и мирного урегулирования международных споров. Индия в прошлом выступала за право колониальных народов на самоопределение, а сейчас выступает за интенсификацию помощи развивающимся странам — «Югу» (в том числе в рамках системы ООН и Движения неприсоединения).

В дополнение к принципу неприсоединения внешняя политика Индии основана на концепции мирного сосуществования (панча шила, или «пять принципов»; они, строго говоря, наполняют смыслом деятельность Движения неприсоединения), включающей: уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство, взаимная выгода.

Среди основных внешнеполитических контрагентов Индии можно выделить:

Пакистан самый проблемный внешнеполитический контрагент. После обретения независимости между этими странами произошли 2 широкомасштабных вооружённых конфликта (1965 и 1971 годов), не считая боестолкновений в 1947–1948 годов при размежевании Джамму и Кашмира. Периодически на границе индийского и пакистанского секторов Джамму и Кашмира происходят перестрелки и боестолкновения с применением тяжёлой артиллерии и авиации. Кашмирская и связанные с ней проблемы (проникновение террористов из Пакистана в Индию и тому подобного) остаются основным препятствием для нормализации отношений между двумя странами, хотя в конце 1990-х годов были предприняты шаги по снижению напряжённости (Лахорская декларация, открытие регулярного автобусного сообщения между Лахором и Нью-Дели).

Китайская Народная Республика: со времён обретения независимости Индия стремилась поддерживать дружественные и добрососедские отношения с КНР. Однако в 1959 году между двумя странами вспыхнул вооружённый пограничный конфликт, а в 1962 году — война. Только спустя 14 лет после этого инцидента страны обменялись послами. С 1991 года между Индией и Китаем проходят переговоры о границе, но территориальная проблема так и не решена. Китай продолжает удерживать более 30 тысяч квадратных км территории, захваченной полвека назад, и не отказался полностью от всех территориальных претензий (например, на штат Ару-начал Прадеш). КНР продолжает поставки вооружений в Пакистан, что рассматривается индийской стороной как недружественное поведение. В последнее время КНР и Индия начали первый за всю историю двусторонних отношений диалог по проблемам безопасности.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Природа моей страны / Писатель-географ раскрывает красоту и богатство природы нашей страны (СССР), давая характеристику отдельных её районов, рассказывая о путях её разумного освоения, целесообразных преобразованиях и связанных с ними проблемах. Книга содержит интересные иллюстрации, карты.Природа моей страны
Писатель-географ раскрывает красоту и богатство природы нашей страны (СССР), ...
Намибия / Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами, эксплуатация которых находится под контролем иностранного капитала, описывает традиции, уклад жизни коренного африканского населения, борющегося за национальную независимость под руководством Народной организации Юго-ЗНамибия
Автор знакомит со своеобразной природой Намибии, её богатыми сырьевыми ресурсами ...
Страны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства) / Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В работе дан анализ природных условий и состояния среды, особенностей хозяйственного использования территорий и различных факторов воздействия человека на среду, причин последней сахельской засухи, путей и методов борьбы сСтраны Сахеля (Состояние природной среды и проблемы развития сельского хозяйства)
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...