Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)

Индия / Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)

Созданные в 1950 году штаты унаследовали границы бывших провинций Британской Индии и княжеств, вошедших в состав Индийского союза в 1947 году. Многие мелкие княжества были объединены, а некоторые присоединены к более крупным штатам.

Конституция предусматривает значительное число институциональных механизмов, обеспечивающих высокую степень централизации всей федеративной структуры, тем не менее на практике обеспечивается значительная автономия этнических, лингвистических, религиозных и др. групп (в том числе посредством создания обладающих автономией районов внутри существующих штатов). Существенной характеристикой федеративной системы является то, что её составные части не имеют собственных конституций.

В конституции Индии достаточно чётко прописаны законодательные компетенции федеральных (точнее, союзных) правительства и парламента, штатов и предметы совместного ведения. К ведению федерального правительства относятся внешняя и оборонная политика, телекоммуникации, железные дороги, налогообложение в промышленности и в сфере услуг, валютное регулирование (всего 97 положений). Штаты могут законодательствовать (и проводить в жизнь соответствующие решения) в том, что касается поддержания правопорядка, налогообложения в сельском хозяйстве и тому подобного (всего 66 положений). Кроме того, исключительно в ведении федерального правительства находятся вопросы создания и/или упразднения штатов, изменения их границ и слияния штатов. В сфере совместного ведения (уголовное и брачное законодательство, экономическое и социальное планирование, социальное обеспечение, образование, демографический контроль и тому подобного — всего 47 положений) решения федеральных правительства и парламента имеют приоритет. В случае если какой-то предмет ведения не указан в конституции, он автоматически относится к сфере ведения федерального правительства. Кроме того, оно может создавать и прекращать существование союзных территорий. Таким образом, конституция обеспечивает значительную (преобладающую) роль Центра в индийской федеральной системе.

С 2000 года (после соответствующих изменений в конституции) индийская федерация (официально именуется союзом) состоит из 28 штатов и 7 союзных территорий. К числу штатов относятся: Андхра Прадеш, Аруначал Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Джамму и Кашмир, Джаркханд, Западная Бенгалия, Карнатака, Керала, Мадхья Прадеш, Манипур, Махараштра, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд (Нага Прадеш), Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар Прадеш, Уттаранчал, Харьяна, Химачал Прадеш, Чхаттисгарх.

К числу союзных территорий относятся: Андаманские и Никобарские острова, Дадра и Нагар Хавели, Даман и Диу, Дели (называемый национальной столичной территорией), Лакшадвип, Пондишери, Чандигарх.

Губернаторы штатов назначаются президентом по представлению совета министров. Хотя процедура назначения делает губернатора весьма зависимым от федеральных властей, губернатор имеет процедурные возможности распустить совет министров штата, законодательную ассамблею, а также отложить одобренный законодателями штата законопроект и направить его на новое рассмотрение. Его полномочия в штате аналогичны правам президента в Центре. В случае серьёзного конфликта с легислатурой штата губернатор имеет право направить спорный закон для дальнейшего рассмотрения президенту. Важнейшей прерогативой губернатора является его право назначать главу совета министров штата (главный министр штата), полномочия которого в органах власти штата аналогичны положению премьер-министра на федеральном уровне (выбор также основывается на тех же принципах, что и в Центре). Право назначения главного министра штата обеспечивает губернаторам преимущественные политические позиции в тех штатах, где ни одна из партий не в состоянии обеспечить большинство в законодательной ассамблее.

В организации исполнительных и законодательных органов власти субъектов федерации наблюдается разнообразие (равно как и различия в объёме их полномочий).

В пяти штатах — Бихар, Джамму и Кашмир, Карнатака, Махараштра, Уттар Прадеш — законодательная власть представлена двухпалатными легислатурами (вторые палаты — законодательные советы (хинди Vidhan Parishad), а в остальных — однопалатными законодательными ассамблеями (хинди Vidhan Sabha).

Союзные территории имеют другой статус в структуре Индийского союза, обладают меньшей автономией. Во главе этих образований — назначенные из Центра чиновники (министры), лейтенант-губернаторы, утверждаемые президентом. Схема управления территориями напоминает скорее унитарную модель; большая часть управленческих решений принимается в Центре и доводится до территорий в виде директив. Однако уровень внутренней автономности этих территорий высок за счёт предоставления крупным сегментам (племенам, этнолингвистическим группам, конфессиям и др. социальным группам) значительной самостоятельности в определении собственного уклада жизни при минимальном внешнем воздействии. Дели обладает существенно большими полномочиями, что вынудило власти даже сделать официальное заявление, что Дели является не штатом, а союзной территорией. Союзная территория Пондишери, как и Дели, имеет выборную законодательную ассамблею.

Принятая в 1963 году поправка к конституции устанавливает, что любые действия и выступления, направленные на выход из Союза, не пользуются защитой конституции. В последние годы сепаратистские движения, выступающие за отделение (сецессию), действуют в пяти штатах. Помимо исламских экстремистов в штате Джамму и Кашмир, добивающихся его присоединения к Пакистану, весьма серьёзную проблему представляет ситуация в Пенджабе, считающемся важным стратегическим районом Индии и её «сельскохозяйственным сердцем». Сикхские националисты в Пенджабе, активизировавшиеся в начале 1980-х годов, требуют пересмотра его границ (территориальные претензии к трём соседним штатам), а также внесения изменений в конституцию Индийского союза с целью повышения статуса штата и передачи его новым властям полномочий в полном объёме во всех областях, кроме обороны, внешней политики и валютно-финансовой политики.

Правительство Союза справедливо опасается, что значительные уступки по расширению автономии субъектов, в первую очередь штату Пенджаб, спровоцируют аналогичные требования со стороны других штатов, тем самым будут поставлены под угрозу основания федерации. В свойственной ему централизаторской манере федеральное правительство идёт на объективно назревшие изменения федеративной структуры; под его контролем в ноябре 2000 года было создано 3 новых штата.


←   Назад  |   Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и прочее)   |   Вперёд   →



 

Теория и методология географической науки / В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, а методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. Исходя из этого, была выстроена трёхчленная структТеория и методология географической науки
В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из ...
Указания к производству полевых почвенных исследований / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство «Петроград»).Указания к производству полевых почвенных исследований
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года ...
Занимательная география / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года (издательство «Время»).Занимательная география
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1930 года ...