Индия / Особенности исполнительной власти

Исполнительная власть в Индийском союзе представлена президентом, вице-президентом и советом министров во главе с премьер-министром.

Президент Индии — глава исполнительной власти Союза, главнокомандующий его вооружённых сил. В конституции отсутствует прямое положение о том, что президент Индийского союза является главой государства, но фактически он исполняет эту роль, а роль главы исполнительной власти — вторичная функция, поскольку президент несамостоятелен в своих действиях (за некоторым исключением), так как обязан подчиняться рекомендациям совета министров (поправка 42, принятая в 1976 году). Президент назначает премьер-министра, однако на этот пост, как правило, выдвигается лидер партии (коалиции), имеющей большинство в нижней палате союзного парламента. Кандидатуры министров, которые официально утверждаются президентом, предлагает премьер-министр. Президент также назначает губернаторов штатов, председателя Верховного суда (и по его рекомендации — членов Верховного суда) и членов Высших судов штатов (после консультаций с председателем Верховного суда Индии и губернатором соответствующего штата).

Законодательные акты индийского парламента и частично акты штатов вступают в силу после подписания их президентом. Президент не может отказать в подписании билля (законопроекта), но имеет право отправить его на повторное рассмотрение и переголосование обеими палатами, после чего уже не может отклонить его подписание. Президент не может отказать в подписании финансового закона. Президент участвует в законотворческой деятельности (обладает правом законодательной инициативы) во время перерывов в работе парламента, который должен утвердить или отклонить президентские указы (равные по силе парламентским актам) в течение 6 недель после начала парламентской сессии. Глава государства имеет право объявлять чрезвычайное положение в стране (англ. Emergency Rule) или отдельных штатах (то есть распустить правительство штата и ввести прямое президентское правление — англ. President’s Rule) «ввиду несостоятельности конституционного механизма», в случае серьёзной угрозы безопасности из-за внешней агрессии или «внутренних беспорядков». Чрезвычайное положение в стране отменяется через два месяца после введения, если обе палаты парламента проголосуют за его отмену. Чрезвычайное положение обычно длится 6 месяцев и может быть продлено на 1 год (прямое президентское правление в штате Джамму и Кашмир в 1990-е годы действовало более 5 лет). Президент располагает полномочиями издавать в период чрезвычайного положения законы, обязательные для исполнения во всех штатах страны. Чрезвычайное положение (в форме прямого президентского правления в штатах) — весьма распространённая практика: в 1947–1966 годах вводилось 10 раз, в 1966–1977 годах и 1980–1984 годах (премьер-министр Индира Ганди) — 41 раз.

Президент избирается на пятилетний срок членами обеих палат федерального парламента и легислатурами штатов. Президент может быть переизбран на второй срок.

Вице-президент, избираемый обеими палатами федерального парламента, председательствует (по должности) в верхней палате парламента — совете штатов. Если президент будет отстранён от должности, подаст в отставку или скончается, то вице-президент (до выборов нового президента в течение 6 месяцев) будет исполнять его обязанности в полном объёме. Также он исполняет обязанности президента, если последний временно не способен по какой-то причине исполнять свои функции (до восстановления такой способности).

Совет министров — орган исполнительной власти, призванный содействовать исполнению президентом его конституционных обязанностей: согласно ст. 74 конституции, совет министров помогает и советует президенту, который обязан действовать в соответствии с такими рекомендациями. Если президент не согласен с рекомендациями совета министров, он может просить его пересмотреть такие рекомендации и после их пересмотра (даже если фактически рекомендации не претерпели изменения) обязан действовать в соответствии с ними. Члены совета министров назначаются президентом по представлению премьер-министра. Премьер-министр может предложить президенту утвердить министром кандидата, не являющегося членом парламента. В этом случае кандидат может избираться в парламент или стать членом парламента по назначению в течение 6 месяцев (если этого не произошло, он лишается должности министра). Совет министров состоит из министров кабинета, государственных министров, заместителей министров. Во главе совета министров — премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии большинства в парламенте (или коалиции большинства) и утверждённый президентом. Премьер-министр может совмещать исполнение своей должности с руководством каким-либо ключевым министерством; министры также могут совмещать руководство несколькими министерствами (премьер-министр Нарасимха Рао к августу 1995 года руководил 13 министерствами; действующий премьер-министр М. Сингх руководит 6 министерствами). При отборе кандидатов во внимание принимаются не только профессиональные и личные качества, но и принадлежность к различным группам правящей партии или коалиции, кастам, религиозным или этническим группам, регионам. Кабинет во главе с премьер-министром коллегиально ответственен перед нижней палатой парламента.

Хотя совет министров обладает, согласно конституции, наиболее значимыми исполнительными полномочиями, уже не одно десятилетие наблюдается усиление Канцелярии премьер-министра, являющейся внеконституционным органом, состоящим из высокопоставленных кадровых государственных служащих. Это позволяет даже при частой смене состава правительства (премьер-министр Раджив Ганди в 1984–1989 годах 36 раз менял состав совета министров, то есть в среднем раз в 7 недель) не парализовать ежедневную деятельность исполнительной ветви власти.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Антарктическое ожерелье / В книге полярника Л. С. Говорухи рассказывается о зимовке на Южных Шетландских островах, где на нескольких научных станциях напряжённо трудятся учёные разных стран. Описывая работу и быт полярников, рассказывая об их исследованиях, автор попутно делает зарисовки своеобразной природы Субантарктики. ВАнтарктическое ожерелье
В книге полярника Л. С. Говорухи рассказывается о зимовке на Южных Шетландских ...
Острова, затерянные во льдах / Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько зимовок на полярных станциях, летал в экипажах самолётов полярной авиации был участником высокоширотных экспедиций «Север». Книга даёт читателю возможность увидеть жизнь современной Арктики, узнать, как прочно обосновалсОстрова, затерянные во льдах
Это книга об отдалённых островах Центральной Арктики. Автор её провёл несколько ...
Отзыв о трудах А. П. Карпинского / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893 года (издательство «Петроград»).Отзыв о трудах А. П. Карпинского
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893 года ...