Индия / Индия: нациеобразование

В сфере нациеобразования Индия является «жертвой» своей богатой истории и сложной организации общества, имеющей культурные основания.

В индийском академическом сообществе распространена теория, согласно которой процессы нациеобразования значительно ускорились в годы британского колониального правления. Утверждается, что многочисленные этносы, лингвистические и конфессиональные группы начали формировать в границах колониальной Индии сферу «общего собственного суверенитета» задолго до того, как развернулась борьба с властью метрополии. Доказательством подобной тенденции считается создание в 1885 году Индийского национального конгресса, объединившего представителей многих этнолингвистических, конфессиональных и кастовых групп сложносоставного индийского общества.

Процесс нациеобразования в условиях британского колониального господства разделил мир социальных институтов и практик на две сферы — материальную и духовную. Материальная сфера — это сфера «внешнего», то есть экономики, государственного строительства и управления, европейского образования и технологии. В этой сфере метрополия доказала своё превосходство, и её ценности и образцы изучались и копировались индийцами. Духовная сфера — это сфера «внутреннего», заключающего в себе сущностные черты культурной идентичности. Подражая британским институтам в материальной сфере, надлежало сохранять культурную уникальность. Неудивительно, что просвещённые индийцы в XVIII–XIX века приветствовали модернизацию материальной сферы (до известных пределов), но не одобряли британские реформы, затрагивавшие духовную сферу, бросавшие вызов культурной идентичности. Возникновение и активизация национализма в ответ на невнимание британской администрации к требованиям культурного и политического характера стало началом консолидации многосоставного общества вокруг идеи сначала самоуправления, а потом и образования независимого государства, которое сочетает характерные для западных стран политические институты с традиционной социально-культурной мотивацией политического поведения.


←   Назад  |   Индия: нациеобразование   |   Вперёд   →



 

Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2 / Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» для педагогических ВУЗов. Во второй части учебника рассматривается природа Кавказа, Уральской горной страны, физико-географических стран Сибири и Дальнего Востока.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2
Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» ...
Мы живем в ледниковый период? / Автор книги, молодой учёный, сам неоднократно участвовал в экспедициях на ледники, зимовал в Антарктиде и на Новой Земле, работал на ледниках высочайшей вершины Европы — Эльбруса. На страницах книги он делится своими впечатлениями о путешествиях в далёкие полярные страны, о чудесной природе ледниковМы живем в ледниковый период?
Автор книги, молодой учёный, сам неоднократно участвовал в экспедициях на ледники ...
Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1 / В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на особенности природы и хозяйства страны, основные этапы изучения природы.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 1
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...