Израиль / Религия и государство, роль религии в политике

Иудаизм исповедуют 76,8 % населения Израиля. Количество израильтян, соблюдающих предписания иудаизма в полном объёме, составляет не более 15 % населения страны. Распространены также ислам (15,9 %) и христианство (2,1 %).

Иудаизм не получил в Израиле законодательно оформленного статуса официальной религии. С момента образования Израиля в 1948 году в нём действует так называемое «общепринятое соглашение», представляющее собой исторический компромисс между всеми политическими силами страны. Это соглашение определяет, что суббота будет выходным днем и в этот день не будут работать государственные и частные учреждения и предприятия, магазины, общественный транспорт. Кашрут (религиозные, преимущественно пищевые запреты и разрешения) будет соблюдаться повсеместно; религиозное ортодоксальное образование будет пользоваться полной автономией, бракоразводные дела будут находиться в компетенции раввинатских судов.

Особое влияние в Израиле имеют религиозные партии, общины, движения — как сионистские, так и несионистские. Среди них выделяются несколько основных групп.

К первой группе — непримиримых религиозных антисионистов — можно отнести три общины, представляющие приблизительно около ста семей: «Нетурей карта» («Стражи города»), «Голдон Аарон» («История Арона»), община сат-марских и бризских хасидов. Представители этой группы не платят налоги, ничего не получают из государственного бюджета, не пользуются системой социального страхования, то есть, существуют как бы вне государства и являются своеобразными социально-политическими маргиналами. Их основной лозунг — все, что ведёт к уничтожению государства, есть богоугодное дело.

К другой более многочисленной группе относятся харедим (люди, боящиеся всевышнего) — ортодоксы — фундаменталисты, насчитывающие около полумиллиона человек. Представители этой группы не только являются частью государства (хотя полностью и не принимают его), но даже имеют свои партии и места в Кнессете — например, «Яхудат ха-Тора», ШАС. Их цель — максимальное влияние на государство для принятия законов и различных политических решений с опорой на еврейские ценности.

Следующую группу представляют религиозные сионисты, объединившиеся в 1948 году и поддержавшие создание еврейского государства. Этот национальный религиозный лагерь, насчитывающий около 300 тысяч человек, принимает непосредственное активное участие в государственных делах (имеет представительство в парламенте — например, партия МАФДАЛ).

Помимо достаточно устойчивых религиозных партий и группировок, в Израиле можно наблюдать возникновение мелких религиозно-политических объединений в предвыборный период, пытающихся провести в депутаты своих лидеров. По своей идеологии и политическим целям все они довольно близки и относятся, как правило, к правому флангу партийно-политического спектра.

Сегодня на противоречиях между светской и религиозной идеологиями умело играют политики из обоих оппозиционных друг другу лагерей. Лозунг борьбы с религиозным засилием активно используется, например, центристской партией «Шинуй», леворадикальной партией МЕРЕЦ, отчасти левоцентристской партией «Авода».


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Черногория в её прошлом и настоящем / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года (издательство «Типография Императорской Академии Наук, СПБ»).Черногория в её прошлом и настоящем
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915 года ...
Почвообразование, характеристика почвенных типов и география почв / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года (издательство «Новая деревня»).Почвообразование, характеристика почвенных типов и география почв
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Рыбы реки Колымы / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1966 года (издательство «Наука»).Рыбы реки Колымы
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1966 года ...