Пакистан / Религия и государство, роль религии в политике

В соответствии со ст. 2 конституции, ислам является государственной религией Пакистана. В ст. 31 государству вменяется в обязанность создать условия для соблюдения гражданами фундаментальных принципов ислама, а в ст. 40 — от государства ожидается поддержка и укрепление братских уз с мусульманскими странами на основе исламской солидарности. В девятой части конституции (ст. 227–231) декларируется обязательность соответствия всех законов предписаниям ислама, содержащимся в Коране и Сунне, и перечисляются задачи Совета исламской идеологии.

Ислам играет существенную роль в политической жизни. В стране действует большое число религиозно-политических партий и организаций.

Три четверти мусульман Пакистана придерживаются суннизма ханафитского толка (последователи юридической школы Абу Ханифы). Численность шиитов составляет около 20 % (по некоторым оценкам — до 30 %), менее 4 % принадлежат к общине ахмадия. Ахмадийцы в 1974 году второй конституционной поправкой были причислены к немусульманам.

С приходом к власти генерала М. Зия-уль-Хака исламизация стала основой государственной политики. Исламизации подверглись все сферы жизни пакистанского общества: конституционно-законодательная, политическая, внешнеполитическая, экономическая, социально-культурная. Опасаясь возникновения оппозиции в армии, Зия-уль-Хак поощрял распространение на неё исламских норм и предписаний.

В период после гибели Зия-уль-Хака правящие круги не отказались от использования ислама в политических целях. В Пакистане не существует секуляристских (в западном понимании) течений, движений и партий. Рассчитывающие победить на выборах политики должны учитывать фактор религии.

На почве религиозно-идеологических различий нередко возникают конфликты, перерастающие в вооружённые столкновения. В Пакистане за последние два десятилетия произошло много кровавых стычек между представителями различных течений в исламе. Экстремистские взгляды пользуются значительной популярностью в среде молодёжи.

У пакистанской элиты нет однозначной позиции по вопросу о том, какие группы исламистов следует нейтрализовать, а какие, наоборот, поддерживать. Конкретные действия диктуются тактическими соображениями и связаны с жёсткой борьбой внутри элитных кругов за влияние и власть.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Математика для географов / В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным областям математики. Наряду с широко известными статистическими методами рассматриваются элементы линейной алгебры (векторы и матрицы), дифференциального и интегрального исчисления, разложение функций в ряды, дифференциальные Математика для географов
В данной книге в доступной и яркой форме излагаются сведения по различным ...
Тихоокеанским маршрутом / Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом океане знакомит читателя с природой ряда островов, историей их заселения, современным состоянием их природных ресурсов, экономикой, культурой и бытом населения. Большое внимание автор уделяет деятельности человека на островТихоокеанским маршрутом
Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом ...
От Эльбруса до Антарктиды / Автобиографическая повесть доктора физико-математических наук, профессора, заслуженного мастера спорта СССР Александра Михайловича Гусева. В 1934 году он вместе с Виктором Корзуном совершил первое зимнее восхождение на Эльбрус. Во время Великой Отечественной войны был в отряде альпинистов, выполнявшОт Эльбруса до Антарктиды
Автобиографическая повесть доктора физико-математических наук, профессора, ...