Пакистан / Религия и государство, роль религии в политике

В соответствии со ст. 2 конституции, ислам является государственной религией Пакистана. В ст. 31 государству вменяется в обязанность создать условия для соблюдения гражданами фундаментальных принципов ислама, а в ст. 40 — от государства ожидается поддержка и укрепление братских уз с мусульманскими странами на основе исламской солидарности. В девятой части конституции (ст. 227–231) декларируется обязательность соответствия всех законов предписаниям ислама, содержащимся в Коране и Сунне, и перечисляются задачи Совета исламской идеологии.

Ислам играет существенную роль в политической жизни. В стране действует большое число религиозно-политических партий и организаций.

Три четверти мусульман Пакистана придерживаются суннизма ханафитского толка (последователи юридической школы Абу Ханифы). Численность шиитов составляет около 20 % (по некоторым оценкам — до 30 %), менее 4 % принадлежат к общине ахмадия. Ахмадийцы в 1974 году второй конституционной поправкой были причислены к немусульманам.

С приходом к власти генерала М. Зия-уль-Хака исламизация стала основой государственной политики. Исламизации подверглись все сферы жизни пакистанского общества: конституционно-законодательная, политическая, внешнеполитическая, экономическая, социально-культурная. Опасаясь возникновения оппозиции в армии, Зия-уль-Хак поощрял распространение на неё исламских норм и предписаний.

В период после гибели Зия-уль-Хака правящие круги не отказались от использования ислама в политических целях. В Пакистане не существует секуляристских (в западном понимании) течений, движений и партий. Рассчитывающие победить на выборах политики должны учитывать фактор религии.

На почве религиозно-идеологических различий нередко возникают конфликты, перерастающие в вооружённые столкновения. В Пакистане за последние два десятилетия произошло много кровавых стычек между представителями различных течений в исламе. Экстремистские взгляды пользуются значительной популярностью в среде молодёжи.

У пакистанской элиты нет однозначной позиции по вопросу о том, какие группы исламистов следует нейтрализовать, а какие, наоборот, поддерживать. Конкретные действия диктуются тактическими соображениями и связаны с жёсткой борьбой внутри элитных кругов за влияние и власть.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Труды Тибетской экспедиции / Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889 и 1890 годах. Отчёт бывшего начальника тибетской экспедиции М. В. Певцова, действительного члена императорского русского географического общества.С картой и 40 фотографиями. Воспроизведено в оригинТруды Тибетской экспедиции
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...
Очерки по истории географических открытий (комплект из 5 книг) / Цель издания — показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, начиная с древности и до середины XX века, современное представление о физической карте мира, то есть как были установлены: наличие единого Мирового океана и приблизительные размеры каждого из четырёх океанов; контуры матеОчерки по истории географических открытий (комплект из 5 книг)
Цель издания — показать, как сложилось в результате многих сотен путешествий, ...
Чехословакия / Рассказывается о Чехословакии — сравнительно небольшой, но многоликой социалистической стране в центре Европы. Очаровательна неброская красота её природы. Большой интерес вызывают памятники истории и культуры, которыми изобилуют города республики. Широко показаны современная жизнь этой высокоразвитоЧехословакия
Рассказывается о Чехословакии — сравнительно небольшой, но многоликой ...