Объединённые Арабские Эмираты / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти

Конституция достаточно чётко определяет систему федеральных органов государственной власти в ОАЭ, в которую входят Высший совет, Совет министров, Федеральный национальный совет, Верховный суд.

Верховным органом власти федерации является Высший совет, состоящий из правителей 7 эмиратов. В случае невозможности лично участвовать в заседаниях Совета, проходящих в закрытом режиме, правителя эмирата представляет его заместитель. Для принятия решения по существу вопроса достаточным являются голоса 5 членов Совета из 7 при условии, что они включают в себя голоса правителей эмиратов Абу-Даби и Дубай.

Высший совет обладает полномочиями как в сфере законодательной, так и сфере исполнительной власти. Члены Высшего совета из своего состава избирают Президента ОАЭ сроком на пять лет с возможностью последующего многократного переизбрания. Наряду с этим в его юрисдикцию входят вопросы определения основных направлений развития федерации, одобрения федеральных законов, ратификации международных договоров и соглашений, утверждения в должности кандидатуры премьер-министра, принятия его отставки по предложению президента страны, контроля за действиями Совета министров, назначения и принятие отставки судей Верховного суда.

Важную роль в системе исполнительной власти ОАЭ играет президент. Согласно конституции, президент:

— председательствует на собраниях Высшего совета, направляет его дискуссию;

— по просьбе одного из членов Высшего совета прилагает усилия для проведения заседания с участием всех членов Высшего совета;

— в случае необходимости созывает Высший совет и Совет министров на совместное заседание;

— подписывает законы и постановления после их одобрения Высшим советом;

— назначает премьер-министра по согласованию с членами Высшего совета;

— назначает дипломатических представителей ОАЭ в иностранных государствах;

— назначает и освобождает с согласия Высшего совета высшие гражданские и военные должностные лица, за исключением Президента и судей Верховного суда ОАЭ (все решения подобного рода оформляются специальными постановлениями в соответствии с законодательством ОАЭ);

— представляет ОАЭ на международном уровне, в том числе на переговорах;

— обладает правом помилования и смягчения наказания.

С момента создания государства в 1971 году и до 2004 года первым и бессменным Президентом ОАЭ являлся правитель эмирата Абу-Даби Заид Вен Султан Аль Нахайян. После его кончины в 2004 году Президентом был избран его сын Халифа Бен Заид Аль Нахайян.

Федеральным исполнительным органом власти в ОАЭ является Совет министров. Согласно конституции, премьер-министр после назначения президентом формирует правительство и представляет его состав на утверждение главе государства. В настоящее время в правительство входят 24 министра. Нынешний (седьмой по счету в истории ОАЭ) Совет министров приступил к обязанностям в феврале 2006 года, а в феврале 2008 года после реорганизации получил продление своих полномочий.

Компетенцию Совета министров составляют следующие вопросы:

— непосредственное руководство реализацией внутренней и внешней политики ОАЭ под контролем Президента и Высшего совета;

— разработка проектов законов и их представление в Федеральный национальный совет для рассмотрения с целью последующего направления на утверждение в Высший совет;

— ежегодная подготовка проекта бюджета ОАЭ;

— контроль за соблюдением законов Федерации, международных договоров и соглашений, участником которых являются ОАЭ;

— контроль за исполнением решений судебных органов ОАЭ.

Обладая правом законодательной инициативы, Совет министров является одним из основных участников законотворческого процесса в ОАЭ. Его заседания проходят в закрытом режиме. Решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов «за» и «против» какого-либо решения голос премьер-министра является решающим. Совет министров несёт коллективную ответственность перед Президентом и Высшим советом ОАЭ за реализацию внутренней и внешней политики ОАЭ. В начале каждого финансового года Совет министров направляет президенту для последующего представления в Высший совет детальный доклад о достижениях, достигнутых в развитии страны, отношениях ОАЭ с другими государствами и международными организациями, В докладе также даются рекомендации о наиболее эффективных мерах по усилению основ федерации, укреплению её безопасности и стабильности, достижению целей развития в различных областях.

Несмотря на отсутствие прямого указания в конституции, пост премьер-министра по установившейся политической традиции занимает правитель эмирата Дубай. В 2006 году после смерти премьер-министра Мактума Бен Рашида Аль Мактума этот пост занял его брат Мухаммед Бен Рашид Аль Мактум. Вместе с этим он сохранил занимаемый им в федеральном правительстве пост министра обороны, а на заседании Высшего совета был избран Вице-президентом ОАЭ, так же как и предшествующий правитель Дубая. Важно отметить, что конституция не запрещает совмещать несколько постов на федеральном уровне государственной власти, но ограничивает участие высших государственных лиц в работе органов власти отдельного эмирата. В ст. 62 конституции зафиксировано, что премьер-министр, его заместители и любой другой федеральный министр, выполняя свои обязанности в рамках федеральных органов власти, вместе с этим могут занимать только один официальный пост на уровне эмирата.

Федеральный национальный совет (ФНС) ОАЭ является совещательным органом парламентского типа. Конституционные акты наделяют ФНС законодательной и контрольной функциями. Не обладая законодательной инициативой, ФНС даёт оценку всем проектам федеральных законов (включая проект бюджета), прежде всего тем, которые поступают от Совета министров, и вправе вносить в них в случае необходимости поправки и дополнения. В полномочия ФНС входит также контроль за деятельностью министерств. Члены Федерального национального совета могут пригласить любого федерального министра на своё заседание и задать вопросы о деятельности вверенного ему министерства.

С целью организации работы Совета из числа его членов выбирается председатель и два заместителя, создаются профильные комитеты. ФНС является членом Межпарламентского союза и Арабского парламентского союза, в работе которых он активно участвует.

Согласно конституции, ФНС состоит из 40 человек, пропорционально представляющих население 7 эмиратов: от Абу-Даби — 8 депутатов, от Дубая — 8, от Шарджи — 6, от Рас эль-Хаймы — 6, от Аджмана — 4, от Умм эль-Кайвайна — 4, от Фуджейры — 4, Срок пребывания в качестве члена ФНС ограничен 2 годами.

В период с 1972 по 2005 годы члены ФНС назначались только правителями эмиратов соответственно установленному конституцией количеству. В 2006 году порядок формирования ФНС был изменён. Было установлено, что из 40 членов Совета 20 по-прежнему будут назначаться правителями эмиратов, а 20 избираться непрямым путём на основе пропорционального представительства от каждого эмирата. Поскольку создание партий в ОАЭ запрещено, выдвижение кандидатур происходило на индивидуальной основе. Первые в истории страны выборы состоялись в декабре 2006 года. В качестве избирателей выступили выборщики, назначенные в каждом из 7 эмиратов их правителями и образовавшие соответствующие коллегии выборщиков. Число выборщиков в каждом эмирате должно было не менее чем в 100 раз превышать квоту эмирата в ФНС и составило в целом по стране около 6 700 человек. По результатам выборов в число кандидатов-победителей вошла одна женщина. Всего в новом составе депутатского корпуса ФНС, 14-я сессия которого началась в феврале 2007 года, 9 женщин, то есть 22,5 % от общего количества депутатов, что является одним из самых высоких показателей среди арабских государств. Ещё одной отличительной особенностью прошедших в ОАЭ выборов наряду с высокой явкой стала организация электронного голосования, проведённого впервые в арабском мире.

В систему федеральной судебной власти, независимость которой гарантирована Конституцией, входят Федеральный верховный суд (ФВС), суды первой и второй инстанции. ФВС состоит из пяти судей, включая председателя суда. Он выносит решения о конституционности федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных эмиратов, даёт толкование конституции, выступает в качестве третейского суда при разрешении споров между эмиратами, а также споров между федеральным правительством и отдельными эмиратами, принимает окончательные решения по судебным делам, разрешает споры о компетенции между федеральными судебными органами и судебными органами отдельных эмиратов, а также между судебными органами эмиратов.

ФВС имеет первоначальную юрисдикцию при рассмотрении дел, касающихся исполнения своих обязанностей высшими должностными лицами государства, преступлений, напрямую затрагивающих интересы федерации, таких как угроза безопасности, фальсификация официальных данных, подделка документов и печатей федеральных органов власти, выпуск фальшивых денег.

Наряду с ФВС на федеральном уровне для рассмотрения дел по отдельным направлениям учреждены суды первой и второй инстанции. Суды первой инстанции делятся на гражданские, уголовные и шариатские. Вопросы, не относящиеся к ведению федеральных судов, рассматриваются судами эмиратов, которые в свою очередь делятся на гражданские и шариатские.


←   Назад  |   Разделение и взаимодействие различных ветвей власти   |   Вперёд   →



 

Словарь народных географических терминов / Народные термины — неисчерпаемый источник пополнения научной терминологии. В ряде случаев они более точно и предметно информируют о содержании и поисках географического объекта, природного явления. Процесс перехода народных географических терминов в специальную научную литературу продолжается и в наСловарь народных географических терминов
Народные термины — неисчерпаемый источник пополнения научной терминологии. В ...
Леса / «Леса» — первая книга справочного издания «Природа мира», написанная известными лесоводами нашей страны. Книга содержит обзор и оценку лесных ресурсов мира по континентам и странам, даёт общее представление о разнообразии лесов планеты, об их использовании и воспроизводстве.Леса
«Леса» — первая книга справочного издания «Природа мира», написанная известными ...
Сахара — не только песок / Автор книги — чехословацкий учёный. Он принимал участие в шести экспедициях в Алжир, во время которых детально познакомился со страной, её людьми и уникальной природой Сахары. Книга представляет собой репортаж о путешествии, написанный в живой и остроумной форме. Автор знакомит читателя с интереснымСахара — не только песок
Автор книги — чехословацкий учёный. Он принимал участие в шести экспедициях в ...