Италия / Особенности исполнительной власти

Решающая роль в формировании высших органов исполнительной власти Италии принадлежит парламенту. Также в формировании правительства участвует президент, назначающий председателя совета министров по итогам выборов в парламент. Премьер-министр формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем — парламенту.

Законодательство не определяет численность и общую структуру центральных органов управления. В состав правительства входят председатель совета министров, министры, а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определённым направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечёт за собой потерю депутатских полномочий (впрочем, согласно конституции Италии, наличие депутатского мандата также не является обязательным условием при назначении на министерскую должность).

В течение 10 дней после завершения процесса формирования правительство обязано обратиться к парламенту за вотумом доверия, причём одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. За каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Однако подобная форма парламентского давления на правительство не нашла широкого применения ввиду наличия у правительства права роспуска парламента. Каждая палата парламента имеет право утверждать правительственный бюджет и отчёт о расходах.

Министерства, как правило, имеют в своём составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и другое), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного министерства.

Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально — за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 года, за преступления, совершенные при выполнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).

Существуют и так называемый вспомогательные правительственные органы — Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счётная палата. Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).

Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.

Особое место в системе контроля над соблюдением закона при осуществлении государственного управления отводится Счётной палате. Её персонал (более 500 сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счётной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учётом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей. К ведению Счётной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими закону, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счётной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счётная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства.

Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение. Также Счётная палата осуществляет контроль за расходованием средств и дисциплиной в бюджетной политике правительства.

Президент Италии является по конституции главой государства и олицетворяет национальное единство. Он избирается на семь лет коллегией выборщиков (число сроков не ограничено), формируемой из членов обеих палат парламента, а также 58 делегатов региональных законодательных органов. Президент должен быть гражданином Италии, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать квалифицированное большинство в 2/3 голосов выборщиков. Если никому не удаётся набрать квалифицированное большинство после трёх голосований, становится достаточным простое большинство — 50 % плюс один голос от общего количества бюллетеней.

Президент — верховный главнокомандующий вооружёнными силами, председательствует в создаваемом, согласно закону, Верховном совете обороны, объявляет по решению палат парламента состояние войны.

Президент Италии призван быть «выше политики» и являться гарантом институциональной стабильности. По сути, он участвует в деятельности всех ветвей власти. В отношениях с парламентом он направляет палатам послания, назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания, разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства, промульгирует законы, издаёт декреты, имеющие силу закона, и положения. В предусмотренных конституцией случаях президент назначает национальный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в амнистии, помиловании и смягчении наказаний.

Президент Италии исполняет представительские функции, имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишён только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Труды Тибетской экспедиции / Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889 и 1890 годах. Отчёт бывшего начальника тибетской экспедиции М. В. Певцова, действительного члена императорского русского географического общества.С картой и 40 фотографиями. Воспроизведено в оригинТруды Тибетской экспедиции
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...
Основы почвоведения. Эволюция почв / Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного французского учёного проф. Ф. Дюшофура: «Основы почвоведения» (изд. 2, Париж, 1965) и «Эволюция почв (опыт изучения динамики почвообразования)» (Париж, 1968). Эти работы представляют собой всеобъемлющую сводку современныхОсновы почвоведения. Эволюция почв
Предлагаемая вниманию читателя книга включает две обобщающие работы известного ...
Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс / Новый, полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В своих документальных книгах авторы увлекательно рассказывают о подготовке и проведении полярных экспедиций и о покорении ими Северного и Южного полюсов.Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс
Новый, полный перевод произведений выдающихся ...