Италия / Особенности исполнительной власти

Решающая роль в формировании высших органов исполнительной власти Италии принадлежит парламенту. Также в формировании правительства участвует президент, назначающий председателя совета министров по итогам выборов в парламент. Премьер-министр формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем — парламенту.

Законодательство не определяет численность и общую структуру центральных органов управления. В состав правительства входят председатель совета министров, министры, а также министры без портфеля. Последние не возглавляют министерства, а занимаются вопросами, связанными с определённым направлением правительственной деятельности. Пребывание в правительстве не влечёт за собой потерю депутатских полномочий (впрочем, согласно конституции Италии, наличие депутатского мандата также не является обязательным условием при назначении на министерскую должность).

В течение 10 дней после завершения процесса формирования правительство обязано обратиться к парламенту за вотумом доверия, причём одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. За каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Однако подобная форма парламентского давления на правительство не нашла широкого применения ввиду наличия у правительства права роспуска парламента. Каждая палата парламента имеет право утверждать правительственный бюджет и отчёт о расходах.

Министерства, как правило, имеют в своём составе министра, его заместителей, главу кабинета и его заместителя, общий секретариат, генеральную дирекцию по работе с персоналом, бухгалтерию. Далее идут различные подразделения (генеральные дирекции, отделы и другое), занимающиеся конкретными сферами деятельности данного министерства.

Министры коллегиально отвечают за действия правительства и индивидуально — за руководимые ими ведомства. Формой ответственности министра является его отставка с занимаемого поста. Уход конкретного министра обычно не приводит к отставке всего правительства, если только это не разрушает правительственную коалицию. В соответствии с законом от 16 января 1989 года, за преступления, совершенные при выполнении своих обязанностей, министры предстают перед судом общей юрисдикции (ранее обвинения, выдвинутые против министров, рассматривались специальными судами).

Существуют и так называемый вспомогательные правительственные органы — Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счётная палата. Национальный совет экономики и труда участвует в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам, имеет право законодательной инициативы. Он состоит из председателя, 20 экспертов и 59 представителей производственной сферы. Члены совета назначаются президентом по предложению премьер-министра после принятия соответствующего решения советом министров (за исключением восьми экспертов, право выбора которых принадлежит главе государства).

Государственный совет является консультативным административно-юридическим органом, а также органом охраны законности в управлении. Три его секции занимаются консультативной деятельностью по вопросам, касающимся аппарата управления, три другие осуществляют административную юрисдикцию.

Особое место в системе контроля над соблюдением закона при осуществлении государственного управления отводится Счётной палате. Её персонал (более 500 сотрудников) частично подбирается по конкурсу, частично назначается правительством. При этом председатель, главный прокурор и советники Счётной палаты не могут быть отправлены в отставку или уволены иначе как на основании декрета президента республики с учётом мнения комиссии в составе председателей обеих палат парламента и их заместителей. К ведению Счётной палаты относится контроль за законностью актов правительства и президента. Акты, признанные соответствующими закону, вступают в действие после их визирования и регистрации в Счётной палате. В случае отказа в регистрации министр, не согласный с решением палаты, может вынести свои акты на рассмотрение правительства. Если оно подтверждает целесообразность принятия подобных актов, то Счётная палата разрешает их применение под политическую ответственность правительства.

Однако в течение месяца эти спорные акты должны быть рассмотрены в парламенте, который и принимает окончательное решение. Также Счётная палата осуществляет контроль за расходованием средств и дисциплиной в бюджетной политике правительства.

Президент Италии является по конституции главой государства и олицетворяет национальное единство. Он избирается на семь лет коллегией выборщиков (число сроков не ограничено), формируемой из членов обеих палат парламента, а также 58 делегатов региональных законодательных органов. Президент должен быть гражданином Италии, достигшим 50-летнего возраста, обладающим гражданской и политической дееспособностью. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать квалифицированное большинство в 2/3 голосов выборщиков. Если никому не удаётся набрать квалифицированное большинство после трёх голосований, становится достаточным простое большинство — 50 % плюс один голос от общего количества бюллетеней.

Президент — верховный главнокомандующий вооружёнными силами, председательствует в создаваемом, согласно закону, Верховном совете обороны, объявляет по решению палат парламента состояние войны.

Президент Италии призван быть «выше политики» и являться гарантом институциональной стабильности. По сути, он участвует в деятельности всех ветвей власти. В отношениях с парламентом он направляет палатам послания, назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания, разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства, промульгирует законы, издаёт декреты, имеющие силу закона, и положения. В предусмотренных конституцией случаях президент назначает национальный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в амнистии, помиловании и смягчении наказаний.

Президент Италии исполняет представительские функции, имеет право досрочно распустить одну или обе палаты парламента. Этого права президент лишён только в последние шесть месяцев своих полномочий. У него есть также право отлагательного вето (до одного месяца) на законы, принятые парламентом. Кроме того, президенту принадлежит право амнистии и помилования.


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Страны мира / Москва, 1962 год. Государственное издательство политической литературы Госполитиздат. Издательский переплёт. Сохранность хорошая. Справочник «Страны мира» содержит сведения об экономике и политике всех стран земного шара. Страны сгруппированы по континентам (Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия Страны мира
Москва, 1962 год. Государственное издательство политической литературы ...
В поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века / Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия Марко Поло. Великие морские походы Колумба и его последователей в поисках Индии — Алонсо де Охеда, Хуана де ла Коса, Висенте Пинсона, Педро Альвареса Кабраля, Белеса де Мендосы, Хуана Бермудеса, Диего Веласкеса, Васко де БалВ поисках Индии. Великие географические открытия с древности до начала XVI века
Первые дальние плавания народов Средиземноморья. Необыкновенные путешествия ...
Мировой океан и человечество / В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых проблем хозяйственного освоения природных ресурсов Мирового океана. Это новая книга как в отечественной, так и в зарубежной литературе, дающая всестороннее освещение проблемы использования богатств океана и его будущего. ВМировой океан и человечество
В книге даётся подробная характеристика экономических и международно-правовых ...