Армения / Особенности законодательной власти

Согласно ст. 62 конституции, законодательную власть в Республике Армения осуществляет Национальное собрание. Оно состоит из 131 депутата, которые избираются на прямых выборах на пять лет (если парламент не будет распущен раньше).

К числу полномочий Национального собрания относятся: принятие законов и постановлений (согласно ст. 72 конституции, в случае непринятия возражений и предложений президента Национальное собрание вновь принимает возвращённый закон большинством голосов от общего числа депутатов), одобряет программу правительства (ст. 74), решает вопрос о доверии правительству (ст. 75; правительство само инициирует постановку вопроса о доверии, но не более двух раз в течение одной сессии), утверждает государственный бюджет (ст. 76), осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, а также за использованием займов и кредитов, полученных от иностранных государств и международных организаций, обсуждает и утверждает годовой отчёт об исполнении государственного бюджета при наличии заключения Контрольной палаты (ст. 77), по предложению правительства устанавливает административно-территориальное деление Армении (ст. 82).

Согласно ст. 81 конституции, Национальное собрание по предложению президента: 1) объявляет амнистию; 2) ратифицирует, приостанавливает или денонсирует ряд международных договоров Республики Армения; 3) принимает решения об объявлении войны и установлении мира.

Национальное собрание также участвует в определении состава Конституционного суда и Совета правосудия, избирает Защитника прав человека.

Согласно ст. 84 конституции, Национальное собрание большинством голосов от общего числа депутатов может выражать недоверие правительству. Проект постановления о выражении недоверия правительству может быть внесён президентом или не менее чем одной третью от общего числа депутатов. Проект постановления о выражении недоверия правительству ставится на голосование не ранее чем через 48 и не позднее 72 часов после его внесения. При выражении недоверия правительству, неодобрении его программы президент отправляет правительство в отставку (ст. 55).

В соответствии с пунктом 1 ст. 74, президент распускает Национальное собрание, если оно дважды подряд в течение двух месяцев не одобряет программу правительства. Президент может распустить Национальное собрание по предложению председателя Национального собрания или премьер-министра, если: а) Национальное собрание в течение трёх месяцев очередной сессии не принимает решение по проекту закона, признанного постановлением правительства неотложным; б) в течение очередной сессии более трёх месяцев не созываются заседания Национального собрания; в) в течение очередной сессии более трёх месяцев Национальное собрание не принимает какого-либо решения по обсуждаемым им вопросам.

Согласно ст. 57 конституции, президент Армении может быть отрешён от должности за государственную измену или иное тяжкое преступление. Для получения заключения по вопросу отрешения от должности президента Национальное собрание по постановлению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов, обращается в Конституционный суд. Постановление об отрешении от должности президента принимается Национальным собранием на основании заключения Конституционного суда не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Ст. 73 наделяет Национальное собрание правом создавать временные комиссии для предварительного обсуждения проектов отдельных законов или представления Национальному собранию заключений, справок по определённым вопросам, событиям и фактам.

Подобные комиссии не раз рассматривали весьма чувствительные вопросы социально-экономического развития. Так, в 2000 году парламентская комиссия расследовала ситуацию в энергетическом секторе страны, в том числе нарушения в порядке приватизации энергообъектов в 1990-х годах. В августе 2005 года парламент вновь вернулся к вопросу о законности некоторых приватизационных сделок в энергосекторе, в частности атомной энергетике, проводившихся с участием российских компаний. В 2001-2002 году парламент проводил расследование на предмет возможных нарушений антимонопольного законодательства в области телекоммуникаций. Материалы парламентских расследований передаются в прокуратуру, которая затем проводит собственное дорасследование и выносит решение о возможной передаче дел в суд. О проведённой работе прокуратура информирует президента и парламент.

В советский период, а также в 1991–1995 годах в Армении существовала мажоритарная избирательная система абсолютного большинства голосов на основе 259 одномандатных округов. Избирательный закон от 6 апреля 1995 года ввёл однотуровую мажоритарную систему с относительным большинством голосов. С 1999 года действует смешанная избирательная система, при которой страна разделена на 75 одномандатных округов (то есть в отношении 75 мест действует принцип простого большинства голосов) и один общенациональный округ (голосование за списки партий или блоков, для которых введён 5-процентный барьер; по пропорциональной системе избираются 56 депутатов).

В декабре 2000 года парламент Армении принял норму, увеличивающую с 56 до 94 человек списочный состав депутатов, избираемых по пропорциональной системе. Однако резкая критика данного решения Советом Европы и оппозиции вынудила парламент в июле 2002 года принять решение о возвращении к прежней норме. На прошедших в мае 2003 года выборах в парламент 56 депутатов (как и прежде) избирались по партийным спискам.

Депутатом парламента может быть избран гражданин Армении, достигший 25-летнего возраста. Кроме того, для избрания в Национальное собрание необходимо постоянно проживать в стране последние 5 лет и обладать активным избирательным правом. Не могут избираться правительственные чиновники, представители судебной ветви власти, военнослужащие, работники прокуратуры, спецслужб и правопорядка.

Ст. 50 конституции устанавливает, что президент избирается гражданами Армении сроком на пять лет. Президентом может быть избрано каждое лицо, достигшее тридцати пяти лет, последние десять лет являющееся гражданином Республики Армения, постоянно проживающее в республике последние десять лет и обладающее избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента более чем два раза подряд.


←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →



 

Полевые шпаты / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года (издательство «Петроград»).Полевые шпаты
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года ...
Очерки геологического прошлого Европейской России / В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», автором которых стал известный отечественный геолог Александр Петрович Карпинский (1847–1936). Эти работы написаны очень простым и ясным языком. Они излагают геологическую историю огромной Русской платформы, на основе палОчерки геологического прошлого Европейской России
В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», ...
Бентос лососёвых рек Урала и Тимана / В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических исследований, проведённых на водотоках, стекающих с Тиманского кряжа и западного склона Уральских гор и входящих в систему основных лососёвых притоков крупных северных рек Печора, Мезень и Северная Двина. В работе изложБентос лососёвых рек Урала и Тимана
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...