Россия / Российская Федерация в 1990-х годах

После распада СССР Россия (Российская Федерация) стала самостоятельным государством, субъектом международного права. Распад Советского Союза и прежней системы управления обострил социально-экономические проблемы входивших в него стран. Дефицит бюджета РФ достигал трети национального производства.

В январе 1992 года под руководством президента Б. Н. Ельцина и заместителя председателя правительства Е. Т. Гайдара начались реформы, известные как «шоковая терапия». В январе — апреле 1992 года были либерализованы цены. Предприятия-монополисты, пользуясь отсутствием сильной конкуренции со стороны негосударственного сектора, стали «взвинчивать» цены, которые выросли за 1992 год более чем в 25 раз. При этом сбережения в Сберегательном банке были заморожены. Накопления населения обесценились. Все это привело к массовому обнищанию части населения. В то же время ситуация способствовала созданию крупных капиталов за счёт финансовых операций. Новые предпринимательские слои устанавливали тесные связи с чиновничеством. Финансовые операции с участием чиновничества опустошали бюджет. Оказавшись без финансирования, разрушались структуры образования, бесплатной медицины и науки. Несмотря на объявленную свободу торговли, высокое налогообложение вело к уходу частного бизнеса «в тень», что усиливало влияние криминальных структур.

В становлении новой российской социально-экономической системы принял участие зарубежный капитал. Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту. В условиях быстрой инфляции именно доллар США стал основным средством накопления. Одновременно в условиях более открытого таможенного режима в Россию направился поток импорта, что способствовало дальнейшему упадку отечественного производства.

В условиях быстрой инфляции и высокой прибыльности финансовых операций стало невыгодно вкладывать средства в производство. Прибыльным оставался вывоз сырья за рубеж, так как он позволял быстро получить валютную выручку.

14 августа 1992 года был принят указ президента о порядке приватизации, которая стала проводиться под руководством заместителя председателя правительства А. Б. Чубайса. В 1992–1993 годах было разгосударствлено более половины предприятий. Но приватизация не привела к оживлению рынка. Несмотря на то что прилавки наполнились товарами (в значительной степени импортными), большинство населения не могла этим воспользоваться в полной мере из-за недостатка денежных средств. «Шок» не сменился «терапией». Реформы не достигли заявленных целей. От реформ пострадали широкие социальные слои, связанные с реальным производством и бюджетной сферой. Сращивание новой бизнес-элиты и чиновничества предопределяло высокую степень монополизации и бюрократизации российского капитализма.

Несоответствие результатов реформ ожиданиям серьёзно скомпрометировали либеральную традицию в России. Однако для влиятельных финансовых элит, выигравших от реформ, либерализм стал идеологическим знаменем на все 1990-е годы, что обеспечило ему сильные позиции, несмотря на неудачи либеральной политики.

Продолжался процесс удаления друг от друга стран СНГ. Эта организация не стала союзом государств. За пределами России оказались 17,5 % от общего числа русских, проживавших в СССР. В ряде республик бывшего СССР права русскоязычного населения нарушались. В Закавказье, Средней Азии и Молдавии развернулись вооружённые конфликты, что вызвало иммиграцию в Россию, дополнительно обострявшую социальные проблемы. Охладились отношения России и Украины, которым пришлось осуществлять раздел Черноморского флота. России удалось отстоять сохранение базы своего флота в Севастополе до 2017 года.

Заметно улучшились отношения со странами НАТО. В 1993 году между Россией и США был подписан договор о Сокращении стратегических вооружений (СНВ-2), но из-за острой политической борьбы этот договор удалось ратифицировать только в 2000 году Россия поддержала позицию стран НАТО в Балканском кризисе и согласилась на введение санкций против Югославии (такой курс также не был популярен).

Серьёзной угрозой для РФ стала проблема регионального сепаратизма. Во время распада СССР стремление к самостоятельности усилилось и в ряде регионов России, прежде всего в автономных республиках. Острый кризис в центре усиливал центробежные тенденции, возникшие ещё в период перестройки. Региональные политические элиты стремились установить полный контроль над ресурсами своих регионов.

Ослабление центра усилило политическую роль региональных элит. Большинство регионов для своего развития нуждалось в дотациях центра. Несмотря на многонациональный и многоконфессиональный состав населения России, лишь в нескольких регионах национально-религиозные меньшинства проживают компактно. Идеи широкой самостоятельности и создания новых автономных республик выдвигались даже в регионах с преобладанием русского населения («Уральская республика», Приморье), но здесь они даже в случае гипотетического успеха вели не к отделению от России, а к её дальнейшей федерализации. Федеральный центр стал сдерживающим фактором при конфликтах между республиками, особенно на Кавказе (это проявилось во время вооружённого осетино-ингушского конфликта в 1992 году). В этих условиях лишь в нескольких регионах сепаратизм приобрёл серьёзное политическое влияние. В 1992–1993 годах усилился сепаратизм под исламистскими и национальными знамёнами в Татарстане, Башкортостане и ряде республик Северного Кавказа, однако правящим группам этих республик удалось перехватить инициативу у более радикальных групп (Конфедерация народов Кавказа, Татарский меджлис и др.). В результате республики сумели добиться широкой автономии в составе РФ (вплоть до провозглашения «национального суверенитета») при сохранении территориальной целостности России. В начале 1990-х годов 19 республик формально провозгласили право на выход из России, но к концу 1990-х годов вынуждены были отказаться от этого права по мере приведения регионального законодательства в соответствие с общероссийским.

После завершения острого политического противостояния в центре основные разногласия между руководством России и регионов удалось постепенно урегулировать, были подписаны договоры о разграничении полномочий между центром и субъектами Российской Федерации. Исключение составила только Чеченская Республика.

В 1992–1993 годах радикальные реформы обострили социально-политические противоречия. Массовые политические акции протеста против радикальных либеральных реформ организовывали политические силы разной направленности: коммунисты, национал-патриоты и часть демократов. В 1993 году была восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Возникли массовые оппозиционные организации, включавшие демократов, националистов и коммунистов («Фронт национального спасения и др.). Уличные акции протеста против преобразований и режима Ельцина нередко приводили к ожесточённым столкновениям с силами охраны порядка.

В то же время политика Ельцина продолжала пользоваться значительной поддержкой, так как породила у части граждан надежды на грядущее приобретение собственности. Сторонники реформ также проводили многотысячные уличные манифестации. В качестве самостоятельной силы действовали Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и центристские политические организации («Гражданский союз» и др.), которые выступали за ослабление гражданского противостояния и «социальную переориентацию реформ».

Уже в самом начале радикальной реформы против политики Е. Т. Гайдара выступили председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой. Большинство депутатов под давлением своих избирателей выступили против «шоковой терапии». Оппозицию поддерживала и часть директорского лобби, так как реформы ударили по производственному сектору и грозили привести к переходу прав собственности на предприятия в руки новых финансовых групп.

Противостояние между исполнительной и законодательной властью разворачивалось не только в общероссийских, но и в местных органах власти.

Несмотря на неприятие реформ значительной частью населения, авторитет депутатов российского парламента и местных Советов также падал. В 1992–1993 годах нарастала конфронтация между большинством депутатского корпуса и командой либеральных реформаторов. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден идти на частные уступки. Под давлением депутатов президенту пришлось отправить в отставку Гайдара. Председателем правительства стал B. C. Черномырдин, который, однако, продолжил прежний курс. Тогда депутаты пришли к выводу, что только ограничение власти Ельцина может позволить изменить курс реформ.

25 апреля 1993 года состоялся референдум, подготовка которого шла в условиях мощной телевизионной агитационной кампании сторонников президента. За перевыборы президента высказались 34 миллиона граждан, а парламента — 46,2 миллиона человек. Таким образом, ни одна из сторон противоборства не добилась поддержки большинства населения. Новая попытка выйти из кризиса была предпринята на открывшемся 5 июня 1993 года Конституционном совещании, но и там не удалось преодолеть разногласия по важнейшему вопросу конституционного устройства — соотношению полномочий президента и парламента.

В этих условиях президент Ельцин решился выйти за рамки конституционного поля. 21 сентября 1993 года он принял Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». По этому указу парламент распускался, а на декабрь назначались выборы в новый парламент и референдум по новой конституции, проект которой был одобрен Конституционным совещанием. В ответ на это Верховный Совет в соответствии с действовавшей конституцией отстранил президента от власти и назначил исполняющим обязанности президента вице-президента А.В. Руцкого. Неконституционность действий Б. Н. Ельцина подтвердил Конституционный суд. Резиденция парламента — «Белый дом» — была блокирована силовыми структурами, верными президенту. Произошли уличные столкновения.

3 октября 1993 года десятки тысяч сторонников парламента прорвали заслоны милиции вокруг «Белого дома» и захватили здание мэрии. Произошли вооружённые столкновения между сторонниками парламента и верными президенту частями в районе телецентра «Останкино». Утром 4 октября баррикады перед «Белым домом» были атакованы бронетранспортёрами правительственных войск, здание подверглось танковому обстрелу. Вышедшие из горящего здания лидеры оппозиции, в том числе Руцкой и Хасбулатов, были арестованы. В октябрьских столкновениях погибли более 140 человек. Октябрьское кровопролитие раскололо политический спектр, скомпрометировав обе стороны конфликта.

Победа в вооружённом столкновении позволила Ельцину и его сторонникам добиться принятия нового Основного закона. 12 декабря 1993 года был проведён референдум по проекту Конституции. По официальным данным, в референдуме приняли участие 54,8 % избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4 % голосовавших, против — 41,6 %. Референдум не проводился в Татарстане, Чечне и Челябинской области. Поддержанная более чем четвертью граждан, Конституция вступила в силу.

Одновременно с референдумом по Конституции прошли первые выборы в новую Государственную Думу. В парламент прошли: националистическая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, партия «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром, КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым, либеральная партия «Яблоко» во главе с Г. А. Явлинским, Демократическая партия, список которой возглавил известный режиссёр С. С. Говорухин. «Выбор России», пользовавшийся поддержкой президентской власти, стал крупнейшей фракцией Думы.


←   Назад  |   Российская Федерация в 1990-х годах   |   Вперёд   →



 

Николай Иванович Андрусов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1925 года (издательство «Известия академии наук»).Николай Иванович Андрусов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1925 года ...
От Страбона до наших дней / Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней? Как соотносится современная география с экологией и другими науками? Какое место занимает география в системе современных наук? На эти и другие вопросы читатель найдёт ответ в книге. Она хорошо иллюстрирована, снабженаОт Страбона до наших дней
Как формировалась географическая мысль начиная с античного времени до наших дней ...
Колумбы каменного века / Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский материк началось около XXV тысячелетия до нашей эры. Ещё недавно самой смелой фантазии не хватило бы, чтобы высказать такое предположение. Автор, знакомый читателям по книгам, посвящённым современным открытиям в области археолКолумбы каменного века
Сейчас уже можно считать установленным: переселение людей на Американский ...