Россия / Российская Федерация в 1990-х годах

После распада СССР Россия (Российская Федерация) стала самостоятельным государством, субъектом международного права. Распад Советского Союза и прежней системы управления обострил социально-экономические проблемы входивших в него стран. Дефицит бюджета РФ достигал трети национального производства.

В январе 1992 года под руководством президента Б. Н. Ельцина и заместителя председателя правительства Е. Т. Гайдара начались реформы, известные как «шоковая терапия». В январе — апреле 1992 года были либерализованы цены. Предприятия-монополисты, пользуясь отсутствием сильной конкуренции со стороны негосударственного сектора, стали «взвинчивать» цены, которые выросли за 1992 год более чем в 25 раз. При этом сбережения в Сберегательном банке были заморожены. Накопления населения обесценились. Все это привело к массовому обнищанию части населения. В то же время ситуация способствовала созданию крупных капиталов за счёт финансовых операций. Новые предпринимательские слои устанавливали тесные связи с чиновничеством. Финансовые операции с участием чиновничества опустошали бюджет. Оказавшись без финансирования, разрушались структуры образования, бесплатной медицины и науки. Несмотря на объявленную свободу торговли, высокое налогообложение вело к уходу частного бизнеса «в тень», что усиливало влияние криминальных структур.

В становлении новой российской социально-экономической системы принял участие зарубежный капитал. Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту. В условиях быстрой инфляции именно доллар США стал основным средством накопления. Одновременно в условиях более открытого таможенного режима в Россию направился поток импорта, что способствовало дальнейшему упадку отечественного производства.

В условиях быстрой инфляции и высокой прибыльности финансовых операций стало невыгодно вкладывать средства в производство. Прибыльным оставался вывоз сырья за рубеж, так как он позволял быстро получить валютную выручку.

14 августа 1992 года был принят указ президента о порядке приватизации, которая стала проводиться под руководством заместителя председателя правительства А. Б. Чубайса. В 1992–1993 годах было разгосударствлено более половины предприятий. Но приватизация не привела к оживлению рынка. Несмотря на то что прилавки наполнились товарами (в значительной степени импортными), большинство населения не могла этим воспользоваться в полной мере из-за недостатка денежных средств. «Шок» не сменился «терапией». Реформы не достигли заявленных целей. От реформ пострадали широкие социальные слои, связанные с реальным производством и бюджетной сферой. Сращивание новой бизнес-элиты и чиновничества предопределяло высокую степень монополизации и бюрократизации российского капитализма.

Несоответствие результатов реформ ожиданиям серьёзно скомпрометировали либеральную традицию в России. Однако для влиятельных финансовых элит, выигравших от реформ, либерализм стал идеологическим знаменем на все 1990-е годы, что обеспечило ему сильные позиции, несмотря на неудачи либеральной политики.

Продолжался процесс удаления друг от друга стран СНГ. Эта организация не стала союзом государств. За пределами России оказались 17,5 % от общего числа русских, проживавших в СССР. В ряде республик бывшего СССР права русскоязычного населения нарушались. В Закавказье, Средней Азии и Молдавии развернулись вооружённые конфликты, что вызвало иммиграцию в Россию, дополнительно обострявшую социальные проблемы. Охладились отношения России и Украины, которым пришлось осуществлять раздел Черноморского флота. России удалось отстоять сохранение базы своего флота в Севастополе до 2017 года.

Заметно улучшились отношения со странами НАТО. В 1993 году между Россией и США был подписан договор о Сокращении стратегических вооружений (СНВ-2), но из-за острой политической борьбы этот договор удалось ратифицировать только в 2000 году Россия поддержала позицию стран НАТО в Балканском кризисе и согласилась на введение санкций против Югославии (такой курс также не был популярен).

Серьёзной угрозой для РФ стала проблема регионального сепаратизма. Во время распада СССР стремление к самостоятельности усилилось и в ряде регионов России, прежде всего в автономных республиках. Острый кризис в центре усиливал центробежные тенденции, возникшие ещё в период перестройки. Региональные политические элиты стремились установить полный контроль над ресурсами своих регионов.

Ослабление центра усилило политическую роль региональных элит. Большинство регионов для своего развития нуждалось в дотациях центра. Несмотря на многонациональный и многоконфессиональный состав населения России, лишь в нескольких регионах национально-религиозные меньшинства проживают компактно. Идеи широкой самостоятельности и создания новых автономных республик выдвигались даже в регионах с преобладанием русского населения («Уральская республика», Приморье), но здесь они даже в случае гипотетического успеха вели не к отделению от России, а к её дальнейшей федерализации. Федеральный центр стал сдерживающим фактором при конфликтах между республиками, особенно на Кавказе (это проявилось во время вооружённого осетино-ингушского конфликта в 1992 году). В этих условиях лишь в нескольких регионах сепаратизм приобрёл серьёзное политическое влияние. В 1992–1993 годах усилился сепаратизм под исламистскими и национальными знамёнами в Татарстане, Башкортостане и ряде республик Северного Кавказа, однако правящим группам этих республик удалось перехватить инициативу у более радикальных групп (Конфедерация народов Кавказа, Татарский меджлис и др.). В результате республики сумели добиться широкой автономии в составе РФ (вплоть до провозглашения «национального суверенитета») при сохранении территориальной целостности России. В начале 1990-х годов 19 республик формально провозгласили право на выход из России, но к концу 1990-х годов вынуждены были отказаться от этого права по мере приведения регионального законодательства в соответствие с общероссийским.

После завершения острого политического противостояния в центре основные разногласия между руководством России и регионов удалось постепенно урегулировать, были подписаны договоры о разграничении полномочий между центром и субъектами Российской Федерации. Исключение составила только Чеченская Республика.

В 1992–1993 годах радикальные реформы обострили социально-политические противоречия. Массовые политические акции протеста против радикальных либеральных реформ организовывали политические силы разной направленности: коммунисты, национал-патриоты и часть демократов. В 1993 году была восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Возникли массовые оппозиционные организации, включавшие демократов, националистов и коммунистов («Фронт национального спасения и др.). Уличные акции протеста против преобразований и режима Ельцина нередко приводили к ожесточённым столкновениям с силами охраны порядка.

В то же время политика Ельцина продолжала пользоваться значительной поддержкой, так как породила у части граждан надежды на грядущее приобретение собственности. Сторонники реформ также проводили многотысячные уличные манифестации. В качестве самостоятельной силы действовали Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и центристские политические организации («Гражданский союз» и др.), которые выступали за ослабление гражданского противостояния и «социальную переориентацию реформ».

Уже в самом начале радикальной реформы против политики Е. Т. Гайдара выступили председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой. Большинство депутатов под давлением своих избирателей выступили против «шоковой терапии». Оппозицию поддерживала и часть директорского лобби, так как реформы ударили по производственному сектору и грозили привести к переходу прав собственности на предприятия в руки новых финансовых групп.

Противостояние между исполнительной и законодательной властью разворачивалось не только в общероссийских, но и в местных органах власти.

Несмотря на неприятие реформ значительной частью населения, авторитет депутатов российского парламента и местных Советов также падал. В 1992–1993 годах нарастала конфронтация между большинством депутатского корпуса и командой либеральных реформаторов. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден идти на частные уступки. Под давлением депутатов президенту пришлось отправить в отставку Гайдара. Председателем правительства стал B. C. Черномырдин, который, однако, продолжил прежний курс. Тогда депутаты пришли к выводу, что только ограничение власти Ельцина может позволить изменить курс реформ.

25 апреля 1993 года состоялся референдум, подготовка которого шла в условиях мощной телевизионной агитационной кампании сторонников президента. За перевыборы президента высказались 34 миллиона граждан, а парламента — 46,2 миллиона человек. Таким образом, ни одна из сторон противоборства не добилась поддержки большинства населения. Новая попытка выйти из кризиса была предпринята на открывшемся 5 июня 1993 года Конституционном совещании, но и там не удалось преодолеть разногласия по важнейшему вопросу конституционного устройства — соотношению полномочий президента и парламента.

В этих условиях президент Ельцин решился выйти за рамки конституционного поля. 21 сентября 1993 года он принял Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». По этому указу парламент распускался, а на декабрь назначались выборы в новый парламент и референдум по новой конституции, проект которой был одобрен Конституционным совещанием. В ответ на это Верховный Совет в соответствии с действовавшей конституцией отстранил президента от власти и назначил исполняющим обязанности президента вице-президента А.В. Руцкого. Неконституционность действий Б. Н. Ельцина подтвердил Конституционный суд. Резиденция парламента — «Белый дом» — была блокирована силовыми структурами, верными президенту. Произошли уличные столкновения.

3 октября 1993 года десятки тысяч сторонников парламента прорвали заслоны милиции вокруг «Белого дома» и захватили здание мэрии. Произошли вооружённые столкновения между сторонниками парламента и верными президенту частями в районе телецентра «Останкино». Утром 4 октября баррикады перед «Белым домом» были атакованы бронетранспортёрами правительственных войск, здание подверглось танковому обстрелу. Вышедшие из горящего здания лидеры оппозиции, в том числе Руцкой и Хасбулатов, были арестованы. В октябрьских столкновениях погибли более 140 человек. Октябрьское кровопролитие раскололо политический спектр, скомпрометировав обе стороны конфликта.

Победа в вооружённом столкновении позволила Ельцину и его сторонникам добиться принятия нового Основного закона. 12 декабря 1993 года был проведён референдум по проекту Конституции. По официальным данным, в референдуме приняли участие 54,8 % избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4 % голосовавших, против — 41,6 %. Референдум не проводился в Татарстане, Чечне и Челябинской области. Поддержанная более чем четвертью граждан, Конституция вступила в силу.

Одновременно с референдумом по Конституции прошли первые выборы в новую Государственную Думу. В парламент прошли: националистическая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, партия «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром, КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым, либеральная партия «Яблоко» во главе с Г. А. Явлинским, Демократическая партия, список которой возглавил известный режиссёр С. С. Говорухин. «Выбор России», пользовавшийся поддержкой президентской власти, стал крупнейшей фракцией Думы.


←   Назад  |   Российская Федерация в 1990-х годах   |   Вперёд   →



 

Теория и методология географической науки / В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из представлений о том, что теория — это совокупность знаний об объективном мире, а методология — учение о знании, охватывающее его с точки зрения объекта, отражения и выражения. Исходя из этого, была выстроена трёхчленная структТеория и методология географической науки
В учебнике география рассматривается как единая наука. Авторы исходили из ...
Африка — третья часть света / В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, этнографии, культуре и истории Северной Африки, Сахары и Судана. Перевод с итальянского, комментарии и статья М. М. Матвеева.Африка — третья часть света
В этом труде собраны самые разнообразные сведения по экономике, географии, ...
Курс почвоведения для лесных ВТУЗов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Сельхозгиз»).Курс почвоведения для лесных ВТУЗов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...