Россия / Территориально-государственное устройство

По форме территориально-государственного устройства РФ является федерацией. Правовой основой её образования являются Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992 году, и Конституция РФ 1993 года, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства (гл. 3. «Федеративное устройство»).

Первоначально в качестве структурных составных частей РФ выступали 89 субъектов (республики, области, края, автономная область и автономные округа, города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург).

С 2004 года проводится политика укрупнения субъектов РФ путём включения автономных округов в области и края. К 2008 году количество субъектов РФ сократилось до 82.

Ст. 4 Конституции РФ гласит, что РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов и особенностей, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Тем не менее различия в размерах занимаемой территории, численности и плотности населения, уровне развития экономики объективно приводят к тому, что формально равноправные субъекты федерации имеют различное политическое и экономическое влияние. Одни субъекты являются постоянными донорами федерального государственного бюджета, а другие — реципиентами дотаций из центра.

«Статус субъекта Российской Федерации может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». То же самое касается и границ между субъектами РФ, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 66).

Субъекты РФ имеют свои высшие органы государственной власти, административно-территориальное деление, собственность, законодательство. При этом действует конституционно установленное правило, согласно которому законы и иные нормативно-правовые акты субъекта федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ведения субъектов Федерации относится все, что находится вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения Федерации и её субъектов. В сфере своего исключительного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов» (ст. 76).

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт;

с) государственные награды и почётные звания Российской федерации;

т) федеральная государственная служба.

Согласно ст. 72, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Субъекты РФ имеют собственные бюджеты, свою символику в виде герба, флага, а у некоторых субъектов РФ существуют собственные гимны.

Наряду с общими чертами субъектов РФ некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это касается в первую очередь республик, которые сравнительно выделяются тем, что они характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать государственный язык наряду с государственным языком РФ — русским языком; имеют право устанавливать, кроме федерального, также республиканское гражданство.


←   Назад  |   Территориально-государственное устройство   |   Вперёд   →



 

Архипелаг двух морей / Это рассказ о суровой природе Новосибирских островов, о их своеобразном животном мире, о людях, которые здесь живут постоянно или временно, и их работе, о проблемах изучения этого архипелага, об истории его исследования.Архипелаг двух морей
Это рассказ о суровой природе Новосибирских островов, о их своеобразном животном ...
О нахождении калиевого минерала хлористого калия или сильвина в России / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года (издательство «Петроград»).О нахождении калиевого минерала хлористого калия или сильвина в России
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1916 года ...
Очерки истории географии в России / В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об истории географии в России, связанных с деятельностью как выдающихся географов, так и малоизвестных до сих пор общественных и научных деятелей. История географии даётся на фонерасширения географических знаний о земной повОчерки истории географии в России
В работе анализируется развитие эмпирических и концептуальных представлений об ...