Гаити, Республика / Религия и государство, роль религии в политике

С принятием конституции 1987 года католицизм, с 1860 года являвшийся официальной религией Гаити, утратил этот статус, а новой официальной религии введено не было.

По данным переписи, проведённой ООН в 2003 году, 54,7 % населения Гаити составляли католики, 15,4 % — баптисты, 7,9 % — пятидесятники, 3 % — адвентисты, 2,1 % — последовательные приверженцы вуду (лица, исповедующие вуду параллельно с христианством, составляют гораздо более значительную часть населения); 10,2 % жителей не исповедуют никакой религии.

Религия традиционно играла одну из главных ролей в общественно-политической жизни Гаити, что обусловлено исторически сложившимся конфликтом христианства и вуду.

Христианство в форме католицизма стало очередным вызовом, брошенным европейцами невольникам из Западной Африки, оторванным от родины, привычных устоев и способов политической и социальной самоорганизации. Ответом на это стала мимикрия африканских культов под католичество, сохранившая среди новообращённых христиан форму, но не суть новой религии. В значительной степени этому способствовал характерный для католичества культ многочисленных святых, под именами которых африканцы и скрыли своих божеств. Возникла синкретическая религия вуду, ставшая для рабов способом не потерять себя как носителей африканских традиций.

Восстание против французского правления в 1791 году началось именно с «благословения» вудуистских духов. В дальнейшем к числу таких духов (лоа) были посмертно отнесены и лидеры восстания — Франсуа Туссен-Лувертюр (по некоторым данным, негативно относившийся к вуду) и Жан-Жак Дессалин.

Вуду по сути представляет собой типичное африканское верование, в основе которого лежит целостное видение мира, понимаемого как совокупность взаимозависимых экзистенциальных единиц. Все они являются эманациями верховного божества-творца (вудуистский Bon Dieu, аналог йорубского Олодумаре, зулусского Ункулункулу и др.), поэтому существование и раскрытие человека как элемента этой системы возможно только через взаимодействие с себе подобными и всеми прочими эманациями творца, который (в отличие, например, от авраамических религий) безразлично относится к своим творениям и может быть достигнут в ходе общения с духами-медиаторами более низкого порядка (лоа).

В обеспечении такого общения ведущую роль играют жрецы (жрецы-мужчины — унган, жрицы-женщины — мамбо), организующие вход в коммуникативный транс как для себя, так и для экзальтированной паствы. Гармония с абсолютом осуществляется через спиритическое единство человека и природы, потомков и предков, обыденного и потустороннего.

Вследствие важности жреца для поддержания порядка у него/неё возникает возможность трансформировать духовное влияние в политическое. При необходимости жрец может мобилизовать верующих для осуществления того или иного группового действия. В качестве инструмента устрашения отдельных лиц и групп людей может быть эффективно использован миф о зомби — человеке, превращённом «злыми» жрецами в живого мертвеца-раба (вероятно, сила мифа связана с реальной основой, где жертвы жрецов подвергались воздействию сильного гипноза и мощных психотропных средств растительного и животного происхождения, подавлявших или даже полностью разрушавших личность). Опыт правления Франсуа Дювалье продемонстрировал, что такой приём психологического подавления весьма эффективно действует и в масштабе всей нации.

В правление Дювалье активно использовалась и иная вудуистская атрибутика. Правитель Гаити сумел добиться возникновения у жителей острова представления о мистическом, почти божественном характере власти пожизненного президента. По мнению ряда исследователей, Дювалье-старший отождествлялся с Бароном Субботой (Baron Samedi), одним из лоа, связанных с миром мёртвых. Его рядовые каратели отождествлялись со «злыми» духами (Tonton Macoutes).

Периодически на повестку дня публичной политики выходит вопрос о возможном введении поста единого духовного лидера всех вудуистов, однако в настоящее время явно нет человека, способного адекватно справиться с такой задачей. Потенциальные претенденты на роль первого лидера вертикальной вудуистской иерархии ревностно относятся к попыткам друг друга заручиться поддержкой большинства населения. Кроме того, принцип строгой вертикальной иерархии, характерный для других религий, довольно плохо подходит для вуду, изначально возникшего как специфическая сетевая структура, где навыки передавались по горизонтали признанными мастерами культа.

Ввиду заимствования вудуизмом христианской символики отношения между приверженцами вуду, католицизма и протестантских течений на Гаити имеют сложный, в основном конфликтный характер. Так, после обретения независимости руководство Гаити долгое время не получало признания со стороны Римско-католической церкви. Конкордат с Римом от 1860 года прекратил это положение, причём вудуизм был признан ответвлением католичества. В 1896 и 1941 годах Римско-католическая церковь инициировала преследования вудуистов, сопровождавшиеся уничтожением ряда мест их богослужений.

Франсуа Дювалье, опиравшийся на вуду, смог с помощью подкупа и запугивания превратить Римско-католическую церковь в очередной инструмент влияния, дополнительно легитимизировавший действия диктатора, причём клир часто без посторонней помощи очищал свои ряды от противников правящего режима. В настоящее время элиты Гаити в основном вернулись к прежней практике несколько подозрительного отношения к вуду, хотя в 2003 году оно было официально признано одной из религий (конституция 1987 года признала права всех религий, что стало первым шагом к признанию вуду де-юре).

Негативную реакцию адептов вуду и властей вызвали события 1997–1998 годов, когда местные протестанты предпринимали попытки добиться прекращения празднеств вудуистов в священном для них месте Буа-Кайман, а также посмертно обратить в христианство Букмана — унгана, ставшего в 1791 оду. одним из вдохновителей борьбы за независимость и заручившегося в Буа-Каймане «одобрением» восстания со стороны лоа.

Участие бывшего президента страны Жана-Бертрана Аристида в политике во многом было предопределено его подготовкой католического священника. С одной стороны, он начинал политическую карьеру с оппозиции режиму Дювалье-младшего, где просматривается противостояние части приверженцев гаитянского католицизма и вудуизма. С другой стороны, с ранних лет Аристид находился под влиянием традиции политизированного католицизма, уделявшего основное внимание борьбе с социальными проблемами. Это предопределило в дальнейшем обращение молодого священника к «теологии освобождения», осуждённой Святым престолом и максимально плотно смыкавшейся с практической политикой.

В 1994 году Аристид был вынужден отказаться от сана. По некоторым данным, в дальнейшем он иногда пользовался услугами жрецов вуду. Так, один из сторонников Аристида, жрец Анри Антуан, создал в целях его поддержки целую общественную организацию, привлекавшую новых сторонников религиозной риторикой.

В настоящее время на Гаити и в ряде других католических стран представители пятидесятничества вступили в весьма активную конкуренцию с католицизмом в сфере благотворительности и помощи общественному развитию, где Римско-католическая церковь традиционно являлась монополистом.


←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →



 

Цейлон введение в мир тропиков / Со 129 рисунками в тексте и картой Цейлона. Перевод Наталии Холодковской,С 129 рисунками в тексте и картой Цейлона.В своей книге о Цейлоне, Конрад Гюнтер, — молодой немецкий учёный, живо и увлекательно описывает этот чудесный остров и свои впечатления о нем, притом не только с точки зрения натуралисЦейлон введение в мир тропиков
Со 129 рисунками в тексте и картой Цейлона. Перевод Наталии Холодковской,С 129 ...
Путешествие академика Н.Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя / Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией Северо-запада России. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1812 года (издательство «Императорская Академия наук»).Путешествие академика Н.Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя
Книга для интересующихся географией, историей и исторической географией ...
Зоогеографический атлас с объяснительным текстом / Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая типографская папка. Большой формат. Сохранность хорошая. Издание содержит 30 таблиц рисунков, иллюстрирующих животное население суши земного шара по зоологическим областям, с объяснительным текстом и картой зоологических оЗоогеографический атлас с объяснительным текстом
Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая ...